Роль игры в процессе социализации детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:04, контрольная работа

Описание работы

Статус (от лат. - положение, состояние) Э. Гидденс: «Статус – социальное признание или престиж, которые получает определенная группа индивидов от остальных членов общества. Статусные группы обычно различаются своим стилем жизни – способами поведения, характерными для индивидов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными»
Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в социальной системе взаимодействий. Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоминационную форму.

Содержание работы

1 Социальный статус и социальная роль 3
1.1 Понятие и определение социального статуса 3
1.2 Понятие и определение социальной роли 6
2 Роль игры в процессе социализации детей. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Бирета Я. А..docx

— 42.39 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

1 Социальный статус и социальная роль 3

1.1 Понятие и определение социального статуса 3

1.2  Понятие и определение социальной роли 6

2 Роль игры в процессе социализации детей. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

 

1 Социальный статус и социальная роль

1.1 Понятие  и определение социального статуса

Статус (от лат. - положение, состояние) Э. Гидденс: «Статус – социальное признание или престиж, которые получает определенная группа индивидов от остальных членов общества. Статусные группы обычно различаются своим стилем жизни – способами поведения, характерными для индивидов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными»

Социальный статус и является характеристикой социальной позиции  в социальной системе взаимодействий. Социальный статус имеет внутренне  содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоминационную  форму.

Наличие внутренней содержательной стороны означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию.

Знание этих прав, обязанностей привилегий, а также того, с кем  человек обязан взаимодействовать, кому подчиняется, а кто находится  в его подчинении, поможет нам  определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в системе  координат данного социального  пространства.

Наличие внешненоминационной  формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, художник, дед, внук и т.д. Но в социологии эти номинации приобретают иное звучание, например статус дочки - это номинация не просто родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от родителей.

Еще одной характеристикой  статуса является статусно-ролевая теория личности. Это соответствующая теория, описывающая социальное поведение личности. Она разработана американскими социологами Р. Минтоном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, и описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Американский исследователь Р. Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» - это по сути две стороны одной медали. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (его содержательного, диспозиционного, номинационного аспектов), т.е. статус статичен, то роль - это динамическая характеристика, определяющая как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Другими словами, статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, роль – действие в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Так как социальные статусы  неравны (расположены по-разному  в «системе координат»). В зависимости  от положения социального статуса  в обществе относительно положения других статусов, человеку (личности) предоставляется возможность определять права и обязанности. Например, статус родителей возникает лишь при существовании статуса детей. Таким образом, человек включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции.

Статусы могут быть формализованными или неформализованными.

Первые, как правило, лучше  закреплены, защищены законом (статус директора фабрики, губернатора  города и д.р.). Человек, занимающий подобный статус, обладает точно оговоренными правами, привилегиями, преимуществами и обязанностями. Подобный статус возникает  в рамках формальных институтов, групп  и имеет ощутимые преимущества над  неформализованными статусами (статус лидера компании друзей, неформального  лидера коллектива и д.р.). Права, обязанности, полномочия подобного статуса основаны не на законах, инструкциях, а на общественном мнении, что нередко их делает зыбкими. Отсюда стремление людей «защитится»  формализованными статусами - так ученый стремиться подтвердить свою квалификацию научной степенью, званием, чтобы  обрести законные права и привилегии.

Но кроме них существует множество, так сказать, неосновных, эпизодических, статусов, временно приобретаемых  человеком для реализации определенных действий. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, читателя, слушателя, телезрителя, участника демонстрации, забастовки, толпы, и т.д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких социальных статусов часто никак не регистрируются. Они, вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть. Хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения и мышления. Так статус доктора наук определяет очень многое в жизни данного человека, а его временный статус прохожего - нет. Таким образом, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы.

Статусы могут быть предписанными (аскриптивными) и достигаемыми (приобретённые) статусы.

Предписанный (аскриптивный) социальный статус определён обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй и т. д. Например, человек, рождённый с черным цветом кожи, приобретает статус негра. Дети, выросшие в очень состоятельных (богатых) семьях приобретает статус «золотой молодёжи». Т. е. предписанный социальный статус (вместе со всеми правами, обязанностями и привилегиями), как правило, приобретается от рождения - национальность, пол, родственное положение, возрастные характеристики и др. Могут быть и другие предписанные статусы - инвалид. Очевидно, что предписанный социальный статус может в значительной мере влиять на личность человека.

Достигнутый, приобретённый  социальный статус определяется усилиями самого человека, его действиями (писатель, директор, академик, супруг, офицер, эмигрант), т.е. статус для достижения которого необходимо приложить специальные усилия.

Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Например, получение степени доктора  математических наук является достижением. Но однажды полученный новый статус остаётся навсегда, определяя все  намерения и цели человека, как  предписанный статус.

Социальный статус, как  обеспечивая определенные права  и привилегии, так и накладывает  значительное количество обязательств. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между  людьми.

В современном обществе ведущее  значение приобретают достигаемые  статусы, овладение которыми не передается по наследству, а требует наличия  образования, победы над конкурентами. Увеличение роли достигаемых статусов в организации общественной жизни - это увеличение спроса на энергичных, компетентных людей, повышение динамики социальных процессов.

Человек может иметь несколько  статусов, но чаще всего только один предопределяет его положение в  обществе - главный статус, что отражается, как во внешнем поведении и  облике человека, так и во внутренней позиции.

Трудной задачей является определения главного статуса человека, но именно главный статус прежде всего определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой, чего я достиг?»).

В большинстве случаев  особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение может иметь  имущественное положение. Однако перечисленные  выше признаки в неформальной компании друзей могут иметь второстепенное значение - здесь решающую роль могут  играть культурный уровень, образованность, общительность.

Следовательно, следует различать  основную, общую иерархию статусов личности, которая срабатывает в  большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в  особых условиях, для особых людей.

Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. Не всегда статус человека, определяемый обществом, как главный для данного  человека, совпадает со статусом, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает  главным сам человек. Например, предприниматель, пребывая в уверенности, что главное в его социальной характеристике - имущественное, материальное положение, наталкивается на непринятие его высшими кругами, куда он стремится попасть, по иным составляющим, таким как, его «родовитость», уровень образования, культуры.

Можно рассмотреть место  в иерархии статусов, называемое рангом. Это место в незримой иерархии социальных отношений, характеризующееся  общественным мнением, в котором  в течение времени вырабатывается, передается, поддерживается, но, как  правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и  социальных групп, где одних ценят  и уважают больше других. Ранг бывает высоким, средним или низким.

Можно рассматривать естественный и профессионально-должностной социальные статусы.

Естественный социальный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (например, женщина, мужчина, ребёнок, юноша, старик и т.д.)

Профессионально-должностной  социальный статус - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой приобретённого статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и организационно-производственное положение (банкир, политик, преподаватель, технический директор).

Статусы, вступая в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), главным образом  определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир  и относится к другим в соответствии со своим статусом. Бедные презирают  богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы  собак не понимают людей, любящих  чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и  бессознательно, делит людей на потенциальных  преступников, законопослушных и  свидетелей. Украинец скорее проявит  солидарность с украинцем, чем с  китайцем или татарином, и наоборот.

1.2  Понятие и определение социальной  роли

Роль (франц. role) - образ воплощенный актёром.

Ролью называется ожидаемое  поведение, обусловленное статусом человека (Линтон, цит по: Мертон,1957).

Социальная роль - это  ожидание (экспектация), предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ей желаний и существует как бы помимо и до самой личности.

Другими словами: социальна  роль - это ожидаемая модель поведения  соответствующая определенному  социальному статусу и не зависящая  от личности.

Для каждой социальной роли поведенческие особенности различны. Пределы ограничены, но само исполнение роли любого статуса есть процесс  творческий. Статус детей обычно подчинен взрослым, которые от детей ожидают  роли подчиненных. Статус солдат отличен  от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения.

Каждый социальный статус обычно включает ряд социальных ролей. Совокупность ролей, соответствующих  данному статусу, называется ролевым  набором (Р.Мертон, 1957). Так преподаватель  один статус, а роли по отношению  к заведующему кафедрой, студенту различны, т. е. с одним статусом можно  обладать множеством ролей. Талкот Парсонс ввел понятие ролевого плюрализма. Это совокупность важных долгосрочных ролей и временных, ситуативных ролей.

Не менее важной проблемой  является обучение ролям. Освоение ролей  происходит в процессе социализации, и их число постоянно увеличивается.

Социализация - достаточно широкий  процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального  поведения.

В раннем детстве человек  выполняет одну роль - ребенка, которому прививают определенные правила  игры. Затем к нему добавляется  роль воспитанника детского сада и  члена первичной социальной группы по совместной игре, времяпрепровождению, отдыху и т.д. В дальнейшем ребенок  выполняет роль учащегося, члена молодежной группы, участника общественных действий, члена различных групп по интересам.

Социальная роль состоит  из:

- ролевого ожидания 

- ролевого исполнения (игры).

Отметим, что между ролевым  ожиданием и ролевым исполнением  не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества  условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям, интересам и индивидуальным качествам  личности.

Ролевые ожидания бывают формальные и неформальные. Наиболее ярким примером формальных ролевых ожиданий являются законы. Например, закон об уголовной ответственности за действия причиняющие ущерб другим людям. Иные ожидания менее формальные - например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, - являются неформальными, но тоже оказывают большое внимание на наше поведение.

Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В  нашем обществе (и большинстве  других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что  работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если происходит невыполнение роли в  соответствии с нашими ожиданиями, возникает ролевой конфликт. Несоответствие ролевого ожидания и исполнения ролей, противоречие ролевых ожиданий нескольких ролей (хотя бы двух) вызывает появление  ролевого конфликта. Например, родители и сверстники ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям. Еще чаще этот конфликт - несовпадение ролей - сопровождает жизнь взрослого человека.

Информация о работе Роль игры в процессе социализации детей