Роль игры в процессе социализации детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:04, контрольная работа

Описание работы

Статус (от лат. - положение, состояние) Э. Гидденс: «Статус – социальное признание или престиж, которые получает определенная группа индивидов от остальных членов общества. Статусные группы обычно различаются своим стилем жизни – способами поведения, характерными для индивидов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными»
Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в социальной системе взаимодействий. Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоминационную форму.

Содержание работы

1 Социальный статус и социальная роль 3
1.1 Понятие и определение социального статуса 3
1.2 Понятие и определение социальной роли 6
2 Роль игры в процессе социализации детей. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Бирета Я. А..docx

— 42.39 Кб (Скачать файл)

Когда поступки человека соответствуют  ролевым ожиданиям, он получает социальные вознаграждения (деньги, уважение), несоответствие ролевым ожиданиям влечет за собой  наказания (лишение материальных благ, свободы, общественного внимания и  др.). Вместе взятые поощрения и наказания  называются санкциями. Применяемые  одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции  подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации (Гуд, 1960).

Социальные роли могут  быть институционализированными и  конвенциональными. Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены). Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны  с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные  безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и  женщина -- это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны  с межличностными отношениями, которые  регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир  семьи, любимый и т. д.). В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Попытка систематизации социальных ролей была сделана Талкоттом Парсонсом и его коллегами (1951). Они считали, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. 

2. Способ получения.

3. Масштаб.

4. Формализация.

5. Мотивация

1. Эмоциональность. Некоторые  роли (например, медицинской сестры, врача или владельца похоронного  бюро) требуют эмоциональной сдержанности  в ситуациях, обычно сопровождающихся  бурным проявлением чувств (речь  идет о болезни, страдании,  смерти). От членов семьи и друзей  ожидается менее сдержанное выражение  чувств.

2. Способ получения. Некоторые  роли обусловлены предписанными  статусами - например, ребенка, юноши  или взрослого гражданина; они  определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли  завоевываются; когда мы говорим  о докторе медицины, мы имеем  в виду такую роль, которая  достигается не автоматически,  а в результате усилий личности.

3. Масштаб. Некоторые роли  ограничены строго определенными  аспектами взаимодействия людей.  Например, роли врача и пациента  ограничены вопросами, которые  непосредственно относятся к  здоровью пациента. Между маленьким  ребенком и его матерью или  отцом устанавливаются отношения  более широкого плана; каждого  из родителей волнуют многие  стороны жизни малыша.

4. Формализация. Некоторые  роли предусматривают взаимодействие  с людьми в соответствии с  установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги  на определенный срок и потребовать  штраф за каждый просроченный  день, с тех, кто задерживает  книги. При исполнении других  ролей допускается особое обращение  г теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

5. Мотивация. Разные роли  обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый  человек поглощен собственными  интересами - его поступки определяются  стремлением получить максимальную  прибыль. Но предполагается, что  работник социальной сферы вроде  Бюро пособий по безработице  трудится главным образом ради  общественного блага, а не личной  выгоды.

Как считает Парсонс, любая роль включает какое-нибудь сочетание этих характеристик.

Выполняя роли, человек, как  правило, испытывает эмоциональные  и нравственные переживания, может  войти в конфликт с другими людьми, испытывать моральный кризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическое расстройство, являющееся признаками ролевого напряжения.

2 Роль игры в  процессе социализации детей.

Игра – сложное социально-психическое  явление уже  потому,  что  это  не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и  способность включаться в игру характеризуется  особым  видением  мира  и  не  связаны  с возрастом  человека.  Однако  стремление  к  игре  взрослых  и  детей  имеют различные психологические основания.

Потребность  в  игре  зависит  от  творческих  возможностей личности. Ведь творчество обязательно  связано  с  переживанием  радости  от самого процесса деятельности. В работах Л.С. Выготского показана  возрастная тенденция к снижению стихийно возникающих игр. Как правило, у детей к подростковому возрасту  свертывается  интерес  к творчеству, подросток начинает критично относиться к нему. Однако  ряд  авторов  (Д.Н.  Узнадзе,  Н.П.  Аникеева,   О.С.   Газман) указывают, что получение  удовольствия, радости, положительных эмоций  также является одной из побудительных сил, порождающих игру.

Значение игры в социализации личности  ребенка  определяется  тем,  что детская  игра  рассматривается   как   форма   включения   ребенка   в   мир человеческих действий  и  отношений.  Игра,  возникающая  на  такой  ступени развития,   когда   высокоразвитые   формы    труда    делают    невозможным непосредственное  участие  в  нем  ребенка,  тогда  как  условия  воспитания  формируют у него стремление к совместной деятельности и жизни с взрослым.

Процесс  социализации  есть   неразрывное   единство   с   естественной потребностью детского организма – развитии, осуществляемым через игру.  Игра по своему  происхождению и содержанию социальна.

«Игра-эта такая   деятельность,  в  которой   воссоздаются   социальные отношения   между   людьми   вне   условий    непосредственно    утилитарной деятельности».

Принято различать два  основных типа игр:

- игры с фиксированными  и открытыми правилами;

- игры со скрытыми  правилами.

Примером  игр  первого  типа   является   большинство   познавательных, дидактических  и  подвижных  игр,  а  также  развивающих  (интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы, аттракционы).

Ко второму типу относятся  игры,  в  которых  на  основе  жизненных  или художественных  впечатлений  свободно   и   самостоятельно   воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты.

Обычно выделяются такие  типы игр:

1.подвижные  игры  -  разнообразные  по  замыслу,  правилам,  характеру выполняемых  движений.  Они   способствуют   укреплению   здоровья    детей, развивают движения. Дети  любят  подвижные  игры,  с  удовольствием  слушают музыку и умеют ритмично двигаться  под неё;

2.строительные игры –  с песком,  кубиками,  специальными  строительными материалами, развивают у детей  конструктивные  способности,  служат  своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

3.дидактические игры –  специально разрабатываемые для  детей,  например, лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех  или  иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания);

4.сюжетно-ролевые игры  –  игры,  в  которых   дети  подражают  бытовой, трудовой и общественной  деятельности  взрослых,  например,  игры  в  школу, дочки-матери,   магазин,   железную   дорогу.    Сюжетные    игры,    помимо познавательного  назначения,  развивают  детскую   инициативу,   творчество, наблюдательность.

Сюжетно-ролевые игры уже  давно были выделены психологами  и  педагогами из других видов игр. Это игры, в которых дети берут на себя какие-либо  роли и разыгрывают различные события из жизни людей, изображают  их  деятельность и  взаимоотношения  -  и  тем  самым  творчески  отражают  действительность.

Творческая ролевая игра школьников имеет свое содержание,  свои  внутренние правила. Стремясь воплотить в игре реальную жизнь, школьники  действуют по соответствующим правилам этой жизни, которые становятся для   них внутренними правилами игры. Поэтому содержание игры заставляет  школьников стремиться максимально приблизить её к обстоятельствам  реальной жизни, внести в неё действительные трудности, в которых будут  реально  проявляться (тренироваться, воспитываться)  лучшие  человеческие  качества.  Среди игр, содержащих большие  воспитательные  возможности,  можно  выделить  несколько видов:

Игры драматизации подразумевают  исполнение  какого-либо  сюжета,  сценарий  которого  не является  жестким каноном  в отличие от спектакля.

В  этом  виде  следует  выделить  игры  –  импровизации.  Сущность  их заключается в том, что действующие лица  знают  основной  сюжетный  стержень игры, характер своей роли. Сама же игра развертывается в виде импровизации. В этих играх, хотя они и занимают ограниченное  время,  велика  роль взрослого. Соответственно, его позицией и определяется педагогический  смысл этой игры. Подбор ситуаций и развитие самого сюжета игры – это  то  основное звено,   обеспечивая   которое,   взрослый    обеспечивает   и   эффективное воспитательное влияние игры.

Игры «на преодоление  этапов». Определяются этапы («пункты», «станции»). На каждом  этапе  выполняется определенная  задача  трудового,   познавательного,   спортивного   и   т.п. характера. Определяется число этапов, на которых дети должны, например,  разгадать ребус, пришить пуговицу и т.д., в зависимости  от  тематики  и  задач  игры.

Предусматриваются и игровые  роли: «судья», «контролёры», «ассистенты».  Игры проводятся чаще всего  в   виде  соревнований  между  командами.  Они  могут проходить по различным учебным  предметам:  географические,  литературные  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Огромное значение имеют  функции, статусы и социальные роли определенным образом образуя взаимодействие и своеобразную стыковку, благодаря которой предсказуемость, надежность поведения человека, делает его носителем культуры.

Рассмотренные понятия социального  статуса и социальной роли, как  средства описывающие взаимосвязи  личности и общества дают механизмы  включения личности в сложные  социальные образования. В этом немалая  заслуга социологической статусно-ролевой теории.

Исходя из вышесказанного, понимается важность и необходимость  социологической статусно-ролевой теории, которая даёт определение и понятие социального статуса и социальной роли.

Огромное значение при  выборе социального статуса и  социальной роли ещё в детском  возрасте отводится игре. Т. к. посредством  игры ребёнок познает окружающий мир, отчасти пытаясь воссоздать «взрослую среду». Т. о. игра занимает важное место в социализации ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Общая социология: Учебн. пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 654 с. - (Высшее образование).
  2. Бобнева  М.И. Психологические проблемы  социального развития личности.-
  3. М.,1979.
  4. Воспитание детей в игре./Сост. Бондаренко С.М.-М., 1983.
  5. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
  6. Кон И.С. Социология личности. - М., 1968.
  7. Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.

 


Информация о работе Роль игры в процессе социализации детей