Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:59, контрольная работа
Что сегодня мы вкладываем в понятие Интеллигенции (не путать с понятием интеллектуал)? На этот вопрос хорошо ответил Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Интеллигент — это представитель профессии, связанной с умственным трудом (инженер, врач, ученый, художник, писатель) и человек, обладающий умственной порядочностью. ...К интеллигенции принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам. ...Основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, — свобода как нравственная категория.
Введение 3
1. Интеллигенция в XXI веке 4
2. Интеллигенция в современном российском обществе 8
3. Интеллигенция в будущем 17
Заключение 19
Список литературы 20
В современной социологической науке идет дискуссия о сущности интеллигенции как социальной группы. Рассматривается вопрос о соотношении понятий «интеллигенция», «интеллигентность» «интеллектуализм» («интеллектуал»). Зачастую понятия «интеллектуал» и «интеллигент» необоснованно отождествляются.
Технократическая направленность развития города Челябинска, обязанная самому факту его существования в качестве крупнейшего промышленного центра, обусловила деактуализацию культурного потенциала города. Преобладание технократических тенденций порождает проблему сохранения и эффективной трансляции накопленного социокультурного капитала. Выполнение подобного рода функций ложится на представителей местной интеллигенции как носителей рационального начала в обществе.
Исследование позиций современной интеллигенции в городе Челябинске было проведено кафедрой социологии Челябинского госуниверситета посредством экспертного опроса и анализа документов. В качестве экспертов выступили представители местной интеллигенции, т.е. люди, как мы определили, профессионально занимающиеся умственным трудом, – работники сферы культуры, образования, медицинские работники, преподаватели вузов.
Исследование показало, что восприятие экспертами самого слоя интеллигенции далеко не однозначно. Наиболее интересные суждения экспертов о соотношении понятий «интеллигент» и «интеллигентность» таковы: «Интеллигент – состояние души… интеллигентность – это поведение человека, его манеры, соответствующие нормам, правилам этикета и морали». «Интеллигентность – это качество, которое не может быть присуще каждому, а интеллигенция – это социальный слой». «Интеллигентность – качество, свойство личности… Вот пример из кинофильма «Москва слезам не верит»: Гоша – главный герой – слесарь, без высшего образования, но его обожают все профессора-академики, потому что он чувствует жизнь, понимает ее». «Интеллигенция понятие более широкое, чем интеллигентность». «Человек может считаться настоящим интеллигентом лишь в третьем поколении. …Интеллигента отличает особое поведение, культура общения, т.е. интеллигентность».
Среди качеств, присущих настоящему интеллигенту, эксперты, в основном, выделяли те личностные качества, которые относятся к морально-этическим. В их числе – патриотизм, высокое духовное развитие, глубокая образованность, твердость моральных устоев, воспитанность, точное следование этикету, склонность к новаторству, правильная грамотная речь и т.д. Примечательно, что критерий, взятый за основу данного исследования («интеллигент – человек, профессионально занимающийся умственным трудом»), оказался на последней позиции.
Примета нового времени – отнесение к верхнему слою интеллигенции «верхушки» политической элиты – Президента страны, представителей правительства Российской Федерации. На местном уровне это губернатор, мэр (безотносительно к личности). Духовная интеллигенция, которая, как известно, не имеет доступа к власти, к процессу принятия решений, не воспринимается экспертами как опора для движения Отечества к лучшему будущему. Складывается впечатление, что эксперты не уверены в существовании данной прослойки – социальной группы духовной интеллигенции. Персоны, которые называются как наиболее яркие представители корпуса интеллигенции в России, выдвинулись в советскую эпоху (Сахаров А.Д., Лихачев Д.С., Солженицын А.И.).
Очевидно, что данную тенденцию следует связать с процессом маргинализации интеллигенции, начало которому положили реформы 90-х годов. Суть данного процесса заключается в утрате интеллигенцией экономических, социальных, а главное нравственных позиций в обществе. Отсюда вполне очевидны ответы на вопрос «Выражает ли современная интеллигенция интересы народа?» Большинство экспертов выбрали вариант «наверно нет».
Из реплик экспертов становится ясно: интеллигенция как духовная элита общества не справилась со своей исторической задачей, не смогла остановить разрушительное течение реформ 90-х годов. Исторический опыт показывает, что социальные слои, не выполнившие своего прямого назначения, должны «самоликвидироваться». Существует ли духовная интеллигенция в российской действительности или же она «жива» только за счет исторической памяти людей, предстоит еще выяснить. Однако неудивительно, что лишь единицы из экспертов относят себя к данному социальному слою. Только часть опрошенных испытывает серьезную личную ответственность за происходящие в нашей стране социально-политические и социокультурные процессы. Будущее страны эксперты также никак не связывают с ролью духовной прослойки интеллигенции. Есть и такие ответы: нельзя быть ответственными за то, к чему не причастны.
В целом же интеллигенция представлена в оценках экспертов как разрозненная совокупность выдающихся индивидуальностей, осуществляющих самостоятельную преобразовательную деятельность.
Из анализа интервью с представителями профессий, которые, так или иначе, принято считать «интеллигентскими», становится ясно, что большинство их высказываний следует относить к простым комментариям событий, редко выходящим за рамки профессиональной компетенции информанта. Примечательно практическое отсутствие критических высказываний в адрес действующих властных структур города. Если в интервью и заходит речь о власти, то мы видим либо полное согласие, либо пространные комментарии, в которых не видна позиция информанта. Можно предположить, что духовная элита Челябинска стала «карманной», действует в согласии с политической элитой, чем достигает относительного спокойствия и стабильности в своём функционировании.
Между тем в прессе присутствуют отдельные высказывания представителей духовной интеллигенции по поводу важнейших событий в жизни городского сообщества – выборов власти, крупных аварий, терактов, должностных назначений на высокие посты, открытия новых гипермаркетов по соседству с существующими в зелёной зоне города и т.д., в которых проявляется их человеческая позиция. Попытки критически осмыслить те или иные события здесь наиболее выражены. Находят свое место в публикациях от имени городской интеллигенции и вопросы образования и культурного просвещения. Одно лишь вызывает сожаление: неясно, прислушивается ли власть к этим суждениям.
В целом по данным исследования можно сделать такой вывод: в решении важных вопросов жизнеустройства города интеллигенции отводится роль наблюдателя. Ее претензии на доминирование в социуме практически никак не выражены. На наш взгляд пока городское сообщество не осознает потребности в «мыслящих» людях как носителях рационального начала, способных определить наиболее оптимальные пути развития города во всех направлениях роль интеллигенции будет оставаться невысокой.
Если раньше Интеллигенция была вынуждена преодолевать сопротивление костной среды, которая была агрессивна ко всему новому, то в будущем на смену враждебному общественному мнению придет благожелательное окружение, и движение от старого к новому будет происходить через устранение ветхих стереотипов, изживших себя норм, представлений... эволюционным путем, без жертв, потрясений, революций.
Сегодня люди с более тонкой организацией вытесняются обществом. Они являются чуждыми элементами сегодняшней жизни.
В прошлом носителями качеств Будущего были святые, отшельники, блаженные, те, кто смог отказаться от искушений, кто не прельстился соблазнами мира и целиком посвятил себя миру духовному. В наше время таким является (в идеале) просвещенный, образованный человек – интеллигент, в котором знание соединилось с нравственным началом. Причем без потерь одного за счет другого. В прошлом блаженные и святые не были образованными людьми. Они, как дети, в своей простоте постигали Бога. В то же время современные ученые и образованная часть общества во многом утратили эти тонкие, интуитивные качества. Они считают, что наука заменила им Бога и дает ответы на все вопросы бытия. Образ интеллигента высшего порядка объединит и то и другое – духовидца и ученого. Хотя сегодня такой человек больше напоминает юродивого, настолько он не соответствует современным представлениям о главных жизненных ценностях, тем не менее в будущем знание будет интегрировано с нравственными качествами.
В будущем Интеллигенция станет той элитой общества, которая первой будет делать шаги на следующую ступень эволюции. Эти люди будут примером для подражания, камертоном тех ценностей, на которые станет настраиваться общество в процессе своего развития. Именно из них будут формироваться будущие Высшие советы городов, куда войдут наиболее уважаемые, авторитетные и компетентные представители интеллектуальной, творческой, духовной, производственной элиты.
Роль интеллигенции в Будущем станет более определенной. Она будет играть вполне конкретную и ощутимую роль в жизни будущего общества. Скорей всего Интеллигенция утратит свое сегодняшнее название и будет называться иначе. Но ее суть и ее роль вряд ли станут принципиально иными. Если она во что-то и трансформируется, то не перестанет существовать как явление, т.к. ее значение — быть властительницей дум, формулировать перспективные задачи общества, создавать ценностную сетку координат, в которых предстоит развиваться обществу в ближайшее время остается неизменной.
Известный теоретик и историк Интеллигенции Виталий Тепикин в своей книге «Интеллигенция: культурный контекст» приводит ряд признаков Интеллигенции:
- передовые для своего времени нравственные идеалы, чуткость к ближнему, такт и мягкость в проявлениях;
- активная умственная работа и непрерывное самообразование;
- патриотизм, основанный на вере в свой народ и беззаветной, неисчерпаемой любви к малой и большой Родине;
- творческая неутомимость всех отрядов интеллигенции (а не только художественной ее части, как многими принято считать), подвижничество;
- независимость, стремление к свободе самовыражения и обретение в ней себя;
- верность своим убеждениям, подсказанным совестью, в самых трудных условиях и склонность к самоотречению;
При прочтении этих выдержек видно, что само описание Интеллигенции как будто пришло из Будущего. Сегодня таких людей или нет совсем или их настолько мало, что говорить о прослойках, общественных стратах и т.д. просто не имеет смысла.
Интеллигенция, превращаясь в органическую интеллигенцию развитого общества, также сталкивается с процессом стандартизации, с процессом отчуждения, с механизмом эксплуатации, более тонким и более сложным, чем прежний. Она оказывается перед дилеммой: превратится ли она в чиновника современных корпораций и интегрируется в этом смысле в существующую социально-экономическую систему или пойдет по пути развития демократической борьбы, по пути участия в коалиции демократических сил, борющихся против современных монополий.
Интеллигенция в регионе формируется на основе культурно-профессиональных критериев, активной гражданской позиции, самоидентификации. При этом наличие собственного взгляда на мир, активное выражение гражданской позиции, преобладание морально-нравственных качеств мотивации свойственно представителям «ядра интеллигенции». В скорейшем включении их потенциала в механизмы гражданского общества лежит ключ к формированию общественности страны и региона.
Роль интеллигенции в Будущем станет более определенной. Она будет играть вполне конкретную и ощутимую роль в жизни будущего общества. Скорей всего Интеллигенция утратит свое сегодняшнее название и будет называться иначе. Но ее суть и ее роль вряд ли станут принципиально иными. Если она во что-то и трансформируется, то не перестанет существовать как явление, т.к. ее значение — быть властительницей дум, формулировать перспективные задачи общества, создавать ценностную сетку координат, в которых предстоит развиваться обществу в ближайшее время остается неизменной.
1. Барбакова, К.Г., Мансуров В.А. Интеллигенция и власть: динамика взаимодействия. – Курган: ООО ПК «Зауралье», 2007.
2. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры./Пер. с фр. Е.А. Самарской. М.: Республика; Культурная революция, 2006.
3. Веблен, Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 2008.
4. Голенкова, З. Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования. – 2008.
5. Голенкова, З.Т., Акулич, М.М, Кузнецов, В.Н. Общая социология: Учебное пособие / Под. ред. проф. З.Т. Голенковой – М., 2007.
6. Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. – СПб: Питер, 2007.
7. Минюшев, Ф.И. Социология культуры: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2008.
20
Информация о работе Роль интеллегенции в современном обществе