Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 14:52, курсовая работа
Актуальность исследования. Технические достижения ХХ века в области связи и информатики привели к тому, что в мире сложилась особая виртуальная среда взаимодействия людей — информационно-телекоммуникационное пространство. Основой для его формирования послужила глобальная компьютерная сеть Интернет, объединяющая на сегодняшний день миллиарды пользователей. Их число постоянно растет, и, вероятно, в ближайшее время преобладающее большинство населения будет иметь постоянный доступ в компьютерные сети.
Введение……………………………………………………………………………3
Раздел 1. Роль Интернета в становлении гражданского общества………….6
1.1. Понятие и факторы формирования гражданского общества…………....6
1.2.Влияние Интернета на формирование гражданского общества…………13
Раздел 2. Программа социологического исследования…………………….....20
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………..26
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Роль Интернета в становлении гражданского общества………….6
1.1. Понятие и факторы формирования гражданского общества…………....6
1.2.Влияние Интернета на формирование гражданского общества…………13
Раздел 2. Программа социологического исследования…………………….....20
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Технические достижения ХХ века в области
связи и информатики привели к тому, что
в мире сложилась особая виртуальная среда
взаимодействия людей — информационно-
Тема гражданского общества чрезвычайно актуальна. Определение «гражданского общества» не до конца исследовано, исследователи до сих пор не могут придти к единому мнению по этому вопросу. Впрочем, все сходятся в одном, гражданское общество невозможно при тоталитарном строе, поскольку для развития гражданского общества необходима свобода слова и свобода массовой коммуникации между гражданами.
С начала XXI века количество
авторов, уделяющих внимание
В наши дни большинство неформальных социальных групп, имеющих особое, отличающееся от устоявшегося в обществе политическое мировоззрение, выражают себя посредством инетернет-технологий, находят сторонников и последователей, взаимодействуют друг с другом в рамках своей деятельности. По своей сфере деятельности и принципам работы, данные группы противопоставляют себя официальным структурам, в связи с чем их взаимодействие и состязательность в реальности не происходит; таким образом, площадку для собственной самореализации данные группы находят именно в сети.
В целом, исследования, в которых бы детально и комплексно, с социологической точки зрения рассматривалась сеть Интернет, и ее влияние на формирование гражданского общества в отечественной социологии практически отсутствуют.
Целью курсовой работы является анализ влияния Интернета на формирование гражданского общества.
Задачи исследования:
1) изучения понятия, признаков и факторов формирования гражданского общества;
2) анализ влияния роли интернета на формирования гражданского общества;
4)составить программу исследования.
Объект исследования – гражданское общество.
Предмет исследования – влияние интернета на формирование гражданского общества.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2 разделов, заключения, списка литературы и приложения.
Основные понятия:
Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. Главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания.
Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.
Интерне́т (англ. Internet, МФА: [ˈɪn.tə.net]) — всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины (World Wide Web, WWW) и множества других систем (протоколов) передачи данных.
Социальная сеть (от англ. social networking service) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений.
Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания.
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой огромного потока информации с применением вычислительной техники.
1. Роль Интернета в становлении гражданского общества:
1.1. Понятие и факторы формирования гражданского общества:
Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений, семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создает условия для самореализации отдельных индивидов и их групп и удовлетворения их повседневных потребностей.
Гражданское общество - сфера самоуправления свободных, обладающих собственностью граждан, добровольно объединившихся по интересам социальных групп и отдельных индивидов; механизм, позволяющий всему социуму сосуществовать с государством и охранять права человека. [1, с.57]
В числе первых мыслителей, "заметивших" гражданское общество как самостоятельную субстанцию, обычно называется древнегреческий философ Платон. Его рассуждения о естественных социальных потребностях, присущих людям от рождения, о главных добродетелях — мудрости, мужестве и просветленном эмоциональном состоянии, об идеальном человеческом обществе, его жесточайшая, хотя и непоследовательная, критика государственной власти объективно приводят к мысли о том, что кроме государственно организованной есть и другие формы жизнедеятельности общества. [7,с. 43]
Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями и к идее Аристотеля (koinoia politike гражданское общество), societas civilis Цицерона и идеям естественного права. Быть членом politike обозначало быть гражданином – членом государства и , тем самым, обязанным жить и действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам. По Аристотелю человек — существо общественное, политическое, а государство — естественный продукт развития общества политических граждан. Вместе с тем, Аристотель анализировал жизнь граждан и в других сферах жизнедеятельности общества: экономической, брачносемейной, духовной, нравственной, научной, религиозной, где госвмешательство до определенного уровня развития производительных сил и отношений просто не требовалось. Поэтому будет справедливым отметить в трудах Аристотеля определенное разделение государства и гражданского общества. Поныне актуальны рассуждения Аристотеля о роли собственности в гражданском обществе: кто обладает собственностью, тот обладает добродетелью. Многим нынешним митинговым радетелям за народ полезно помнить, что прежде чем чтолибо распределять, необходимо это произвести. [7, с. 43]
Никколо Макиавелли, отдавая дань времени, считал, что высшим проявлением человеческого духа является государство, а смыслом и счастьем жизни — служение ему. В работе "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия" Макиавелли пишет о стремлении государства обессилить и подорвать всякую деятельность общества, чтобы самому возвыситься. Здесь уже очевидно различение автором государства и гражданского общества, политической и гражданской сфер. Наиболее явственно различает Макиавелли государство и гражданское общество в рассуждениях о соотношении политики и нравственности. По Макиавелли, политическая власть и политическая деятельность безнравственны, ибо безнравственна сама природа политических отношений. [16, с.345]
Немало мыслей высказано им о таких негосударственных и неполитических сферах жизнедеятельности человеческого общества, как труд, семья, любовь, удовлетворение личных потребностей, не попадающих под бесцеремонное вмешательство в жизнь людей. И здесь по существу речь идет о гражданском обществе.
Так, Платон, Аристотель, Макиавелли увидели в сложном переплетении экономических, политических, социальных и духовных отношений государственно-организованного общества наличие гражданского общества. Они предприняли не всегда осознанные, но достаточно успешные попытки "развести" государство и гражданское общество, показали современникам, что кроме государства есть нечто самостоятельное, живущее по своим законам и не во всем государству подвластное, то есть гражданское общество.
Томас Гоббс уже использует понятие "гражданское общество" в прямой постановке, хотя и непоследовательно: в одних случаях гражданское общество он как бы отождествляет с государством, в других — разъединяет.
С одной стороны, Гоббс утверждает, что государство не связано с гражданскими законами и правом. Оно как бы отделено от гражданского общества. "Вне государства владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество...", — пишет Гоббс в своей работе "О гражданине". С другой стороны, Гоббс считает, что государство, подобно библейскому чудовищу Левиафану, подчиняет себе все и вся и через понятие "гражданское общество".
Джон Локк, активно используя понятие "гражданское общество", провозглашает в определенной мере примат гражданского общества перед государством. Основой общества, в том числе гражданского, он считает собственность.
Политическая власть трактуется Локком как право людей создавать законы для регулирования и сохранения собственности. Главная цель объединения граждан в государство — сохранение их собственности. Поэтому государство — не вечный атрибут общества и возникает на определенном этапе развития гражданского общества, когда у членов общества возникает в этом необходимость.
Много новых мыслей о гражданском обществе высказывает Шарль Луи де Монтескье. В произведении "О духе законов" он рассматривает гражданское общество как результат исторического развития, как ступень истории после естественного состояния, семьи, героического времени. [17, с.123]
Гражданское обществе, по Монтескье, есть общество вражды людей друг с другом, которое для предотвращения и нейтрализации этой вражды преобразуется в государство. Государственность внутренне присуща, но не тождественна гражданскому обществу. [17, с.123]
Монтескье различает законы гражданские и государственные, политические. Гражданские законы регламентируют отношения, присущие гражданскому обществу: отношения собственности, добровольных объединений граждан и др. Государственные законы регламентируют главным образом политические права и свободы этих же граждан.
Жан Жак Руссо также показывает гражданское общество как общество, преобразованное в государство, уточняя при этом с помощью общественного договора. В работе "Об общественном договоре, или Принципы политического права" Руссо, провозглашая народный суверенитет, обосновывает право народа на свержение абсолютизма и отчуждение от власти демократически избранного правительства. В этой работе он практически формулирует понятие гражданского общества, отмечая при этом, что сущность политического организма заключается в согласования повиновения и свободы. [21, с.98]
Заметно углубил представление о гражданском обществе Эммануил Кант. Его подход к трактовке сущности гражданского общества более диалектичен. Рассматривая противоречивые качества человеческой натуры: неуживчивость, тщеславие, жажду объединения и то же время стремление к согласию. Кант приходит к выводу, что главный путь сочетания свободы каждого со свободой других — формирование гражданского общества.
По Канту, гражданское общество основано на следующих априорных принципах: 1) свобода члена общества как человека, 2) равенство его с другими как подданного, 3) самостоятельность члена общества как гражданина.
Принципиально новыми положениями обогащает рассмотрение проблем гражданского общества Георг Вильгельм Фридрих Гегель. В его работах, а также в трудах Маркса, Грамши, Лукача сформулированы основополагающие концепции современного видения гражданского общества. Он пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в процессе длительного и сложного процесса исторической трансформации от средневековья к новому времени.
Согласно Гегелю, гражданское общество выступает как система индивидов, с помощью труда удовлетворяющих собственные потребности к потребности других. Фундаментом гражданского общества является частная собственность, общность интересов и всеобщее формальное, оформленное законами, равенство граждан, защищенность человека от случайностей.
Современные теории гражданского общества:
Теорию гражданского общества можно назвать новой для нашей страны, поэтому, исследуя этот вопрос, авторам приходится опираться на опыт западных стран и, соответственно, на западную модель гражданского общества.
Информация о работе Роль Интернета в становлении гражданского общества