Роль мужчины в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:50, реферат

Описание работы

Семья – неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее также невозможно представить без семьи. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.

Содержание работы

Введение
Роль мужчины в историческом аспекте
Роли мужчины в современной семье
Методы диагности супружеских отношений
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования «Ярославский государственный  педагогический университет им. К.Д.Ушинского»

 

 

 

 

Реферат на тему: «Роль мужчины в семье»

 

 

 

Подготовила: Студентка (Магистрант)

Педагогического факультета

Специальности Психология и Педагогика

инновационного образования

I курса группы 618-м

Сергеева Мария Евгеньевна

Проверила: Камакина Ольга  Юрьевна 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль, 2013 год

Содержание

    1. Введение
    2. Роль мужчины в историческом аспекте
    3. Роли мужчины в современной семье
    4. Методы диагности супружеских отношений
    5. Заключение
    6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Семья – неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее также невозможно представить без семьи. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.

Существует множество  определений семьи, выделяющих в  качестве семьеобразующих различные  стороны семейных отношений, начиная  от простейших (например, семья – это группа людей, любящих друг друга; семья – это группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.

Вот какое определение  дается в Философском энциклопедическом  словаре: «Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних связях, отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Остановимся на наиболее доступном и обобщающем определении.

Семья – малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях-отношениях – супружества, родительства, родства людей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

Семья является одновременно малой социальной группой и общественным институтом. По определению социологов, «институтом» называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной социальной потребности.

Под статусом понимается позиция человека в обществе с  определенными правами и обязанностями, а роль – это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Роли человек присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие.

Роли в семье всегда парные. Нельзя играть роль жены при  отсутствии мужа,  роль матери, отца при отсутствии сына или дочери. Роли в семье разделяются на:

1)супружеские роли – роли мужа, жены.

2)родительские роли – роли отца, матери.

3) родственно-родительские роли – роли сыновей, дочерей, сына, дочери.

4) семейно-родственные роли – роли братьев, сестер, брата, сестры.

Э.Г.Эйдемиллером и В.В.Юстицкисом отмечен ряд требований, предъявляемых к системе ролей в семье.

Во-первых, они  должны создавать достаточно целостную  систему. Если требования к представителю  данной роли противоречивы, возникают  серьезные трудности при её выполнении. Проблемы возникают также при противоречивости одних и тех же ролей, выполняемых индивидом. В настоящее время очень много внимания уделяется трудностям, с которыми сталкивается женщина-мать, совмещая производственную деятельность и супружеско-родительские обязанности.

Во-вторых, совокупность ролей, которые выполняет индивид  в семье, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей – в уважении, признании, симпатии.

• В-третьих, выполняемые индивидом роли должны соответствовать его возможностям. Когда требования при выполнении роли непосильны, может возникнуть нервно-психическое напряжение, тревога.

• В-четвертых, система семейных ролей, которые выполняет индивид, должна быть такой, чтобы обеспечить удовлетворение не только его потребностей, но и потребностей других членов семьи. Ролевая структура, при которой отдых одного члена семьи обеспечивается за счет непомерного труда других членов, может стать психотравмирующей.

Мужские и женские  роли - это не просто обычаи или традиции, но Богом установленный порядок. Именно Бог поставил мужчину главой семьи, сказав Еве: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Мужчина также был предназначен стать защитником, поскольку ему даны сильные мускулы, большая физическая выносливость и мужская смелость. Кроме того, Бог повелел ему обеспечить семью, сказав: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Такое повеление было дано мужчине.

Мужские и женские  роли различны по функциям, но равны по значимости. В книге Генри А. Боумена «Брак в современном обществе» автор сравнивает партнерство в браке с такими образами, как ключ и замок, соединенные вместе в функциональном единстве. Он пишет: «Вместе они могут совершить то, что ни один из них отдельно совершить не в состоянии. Задача не будет выполнена, если за дело возьмутся два замка или два ключа. Каждый из партнеров уникален, но никто, отдельно взятый, не совершенен. Их роли нельзя назвать идентичными или взаимозаменяемыми. Никто из них не превосходит другого, поскольку оба необходимы. Каждого нужно судить в соответствии с его функциями, поскольку они дополняют друг друга».

Роль мужчины  в историческом аспекте 

Семья и брак возникли на довольно позднем этапе развития общества. Наиболее ранней формой брачно-семейных отношений был групповой брак. Формой общежития являлась родовая коммуна. Она состояла из мужской и женской групп и обеспечивала не только биологическое воспроизводство, но также вскармливание и воспитание детей. Помимо мужской и женской групп выделялась детская группа, которая была более тесно связана с женской. Пространство психологической близости строилось следующим образом:

Между детством и зрелостью  лежал обряд инициации: подросток  проходил испытание (душевное и физическое) и переходил в мужскую или женскую группу. Иногда молодому мужчине присваивалось новое имя. С точки зрения Ю.И.Семенова, в той или иной форме обряд инициации сохранился по сей день: речь идет не только о «прописке» молодого уголовника в тюремной камере или о переводе солдата срочной службы из «молодого» в «котлы». Классической процедурой инициации является, например, защита диссертации: соискатель долго готовится к процедуре, у него есть наставник (опекун) – научный руководитель или консультант, его подвергают серии душевных испытаний более «взрослые», и, наконец, он зачисляется в старшую группу и получает новое «имя» кандидата или доктора наук со всеми сопутствующими правами и обязанностями.

В примитивном обществе переход юношей в мужскую группу психологически был, наверное, более сложен и проходил болезненней, чем переход девушек в группу взрослых женщин, если учитывать структуру психологической близости мужской, женской и детской групп. Это проявлялось в том, что человек всю жизнь принадлежал к коллективу, в котором он родился, к которому принадлежала его мать. Ю.И.Семенов пишет: «Это отнюдь не значит, что принадлежность человека к роду определялась по матери. Человек принадлежал к данному роду вовсе не потому, что к нему принадлежала его мать, а потому что он от рождения входил в состав данного коллектива и ни в какой другой входить не мог». Отношения не были еще персонифицированы: существовали отношения не «личность-личность», а «группа-группа».

Судьба человека была производной от динамики межгрупповых отношений. И лишь когда род перестал совпадать с трудовым коллективом, стало определяться родство – по отцу или по матери. Особенности определения родства были связаны с типом культуры.

Семья рушится тогда, когда мужчина либо не приобретает, либо теряет ответственность за семью как целое, либо не может в силу обстоятельств выполнять свои обязанности. При рабстве, при крепостном праве, при пролетаризации, во время революции, эпидемий, войн разрывается «связь времен» – тонкая нить, связывающая поколения. Связывающий – всегда мужчина. «В такие времена, когда первичной ячейкой в заботе о детях вновь становится биологическая данность – мать и дитя, мужчина теряет ясность ориентации, а те особые условия, благодаря которым человек поддерживал преемственность социальных традиций, нарушаются и искажаются» (М.Мид).

Мужчина может доминировать в семье, может занимать подчиненное положение, он может быть психологически близок к жене или ребенку, может быть эмоционально отдален от них, может любить или не любить жену, быть любимым или нелюбимым. Но он всегда должен нести ответственность за себя и за семью. Если мужчина несет ответственность за себя и за семью, ее настоящее и будущее, семью можно считать «нормальной». Если мужчина добровольно или по внешним обстоятельствам теряет груз ответственности, возникают различные варианты аномальной семьи.

Э. Эриксон считал, что  главной причиной прихода А. Гитлера  к власти в Германии явилась потеря авторитета отцов в глазах сыновей. Гитлер выступал в качестве «идеального» заменителя отца. По мнению В.Н.Дружинина, доминирование отца в немецкой семье заменило ответственность – заботу.

Э. Эриксон описывает  немецкую семью конца XIX – начала ХХ вв. как предельно конфликтную  группу. Отрицание отцовского авторитета в десятые годы вылилось в юношеские экстремистские движения, банды, приверженность мистико-романтическим культам Гения, Расы, Природы, Культуры и пр. Юноши считали, что мать открыто или тайно стоит на их детской стороне, а отца рассматривали как врага. Еще более худший вариант – тип «властной матери», которая заимствовала идеал «я» от отца или деда и стремится к абсолютной власти над детьми. Следствием этого является потеря авторитета у детей. Их дети уходят из семьи, бродяжничают и т.д.

Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье VII-XIV вв. По мнению многих историков, рубежом, отделяющим языческий тип семьи от христианского, стал XVI век. Модель православной семьи отразилась в знаменитом «Домострое», написанным одним из величайших мыслителей эпохи Сильвестром – воспитателем, а затем соучастником реформ молодого Ивана IV.

Российский крестьянин и горожанин имел сложное комплексное  мироощущение, оно отразилось в «двоеверии». Русские до XIV в. были в большей  мере язычниками, нежели христианами.

Аграрно-мистическое  мироощущение пронизывало существование  россиянина, в том числе и семейную жизнь.

Отношения мужа и жены строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а на изначальной конфликтности. В славянском язычестве женщина не является существом, подчиненным мужчине: она – иной человек, обладающий качествами, отличными от мужских, носитель особой женской силы. Тайное женское могущество являлось причиной ее власти над мужчиной и внушало страх, почтение и даже ненависть.

Ряд авторов (В.Г.Иваницкий) считает, что разделение между мужскими и женскими функциями в семье  происходило не по ролям, а территориально. Мужчина отвечал за внешнее природное  и социальное пространство, женщина  доминировала во внутреннем пространстве – в доме и семье. Но дело, однако, не сводится к пространственному разделению функций.

Семья в христианстве – семья, которая составляет триаду – Бог-сын, Бог-отец и Богородица. Богородица выполняет женскую функцию.

Но термин «Святое  семейство» в христианстве относится совсем к другой семье. В состав ее входит Иосиф Обручник, Иисус Христос и Дева Мария.

В христианстве произведено  четкое разделение отца-воспитателя (Иосиф) и отца «генетического» и духовного (Бог-отец). Следовательно, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную, божественную и реальную, земную, «нормальную».

По мнению В.Н.Дружинина, является «семья» в СССР. Советскую  семью можно назвать постправославной атеистической. Лишение мужчины  социальных и экономических возможностей обеспечивать семью и нести за неё ответственность, а также воспитывать детей привело к краху семьи как социального института. Тоталитарное государство взяло на себя весь груз ответственности и заменило собой отца.

Общественное воспитание считалось основным, а ответственность за судьбу детей передавалась «государству» и педагогам. Система льгот в связи с рождением ребенка, уходом за детьми, их воспитанием предоставлялась только матерям, а отцам лишь в связи со смертью матери, ее длительным отъездом или болезнью. В случае развода ребенок оставался в большинстве случаев с матерью. Следовательно, мужчина знал, что от его заботы, личных качеств судьба его как отца никак не зависит, а ребенок – это, прежде всего, проблема женская.

Вот какова роль отца в воспитании советских детей по данным социологических исследований: отцы в 1,5 раза реже, чем матери, контролируют учебу детей в школе, в 1,5-4 раза реже, чем матери, обсуждают с детьми учебные дела, книги, взаимоотношения с товарищами, моду, телепередачи, планы на будущее, особенности характера детей и пр.

Информация о работе Роль мужчины в семье