Роль мужчины в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:50, реферат

Описание работы

Семья – неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее также невозможно представить без семьи. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.

Содержание работы

Введение
Роль мужчины в историческом аспекте
Роли мужчины в современной семье
Методы диагности супружеских отношений
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

4) общий прогноз отношений  в паре;

5) рекомендации по  формам и содержанию коррекционной  работы с парой в целом и  с каждым супругом в отдельности.

В основе психограммы  супружества лежит сравнительный  анализ результатов, полученных в процессе всестороннего исследования супружеских взаимоотношений.

Диагностика детско-родительских отношений

Семья – один из важнейших  воспитательных институтов, роль и  значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с  родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительскою тепла, отказа от ребенка  и пр. Поэтому позитивное общение  с родителями – важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Подробное диагностическое  обследование психического развития ребенка  включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Чтобы понять многие супружеские  конфликты и причину напряженности в семье, практический психолог должен знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений он может получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель–ребенок» глазами родителя, другие – глазами ребенка.

Методики исследования межличностных отношений в системе  «родитель–ребенок» глазами родителя. Важнейшая сфера деятельности семейного психолога – работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития.

Изучая межличностные  отношения в системе «родитель–ребенок» глазами родителя, практический семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания:

родительские установки  и реакции;

отношение родителей  к ребенку и жизни в семье;

нарушения воспитательного  процесса в семье;

причины отклонений в  семейном воспитании;

типы воспитания;

уровень родительской компетентности и т. п.

Эти аспекты взаимоотношения  родителей и детей исследуются  с помощью социальных методик.

Тест «Родителъско-детские  отношения» (PARI) (американские психологи  Е. С. Шефер, Р. К. Белл; адаптирован Т. Н. Нещерет)

Тест-опросник анализа  семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и  причин отклонений в семейном воспитании.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варг, В. В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-роди-тельского  взаимодействия (Е.И.Захарова).

Методики исследования межличностных отношений в системе  «родитель– ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы

Широко известна также  проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.

Эффективна методика А.Г.Лидерса и И.В.Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье», разработанная для двух возрастных групп: для дошкольников и младших школьников; для подростков.

Заключение

Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменными  на протяжении многих поколений. В настоящее  время стереотип мужчины, а, следовательно, и отца претерпевает серьезные изменения. Отсюда идеал отца может быть очень противоречивым, включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.

Основная ролевая позиция  мужчины как супруга состоит  в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для обеспечения себя, жены, детей и других членов семьи, если они есть.

Как муж мужчина сегодня  в большей мере, чем раньше, несёт  ответственность за супружеский  комфорт. Духовное общение между  супругами, творческое и разнообразное общение между супругами, способствует гармоничному развитию личности обоих партнёров.

Мужчина принимает самое  активное участие в хозяйственно-бытовой  деятельности семьи и наравне  с женой, другими членами семьи  выполняет весь объём домашней работы.

Как родитель он несёт  ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического  воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным. Все эти позиции тесно связаны между собой и оказывают влияние на развитие ребёнка (прямо и косвенно).

Важное воздействие  на развитие ребёнка оказывает отец. Проблема отцовства в психологии является слабо разработанной и  характеризуется отсутствием каких-либо целостных концепций, базирующихся на эмпирических исследованиях. В основном рассматриваются данные о роли отца в развитии ребенка, негативных последствиях безотцовщины, доминировании материнского начала в семейном воспитании и необходимости взаимодействия материнства и отцовства.

Таким образом, отец в  семье даёт определённый образец  поведения, является источником уверенности  и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка.

По мнению специалистов, отец представляет ребёнку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину, путешествия и приключения. Ребёнку всё время, на всех этапах развития, необходим отец,однако особенно он начинает нуждаться в отцовской любви, в его власти и руководстве после пяти лет.

В раннем возрасте глубже проявляется связь ребёнка с матерью, а затем, уже в дошкольном возрасте, всё большее значение приобретает отец. Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее даётся усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чаще других гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.

Учёные доказывают наличие  у детей потребности в отце в течение всей жизни. Ребёнок, лишённый отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.

Итак, изучение отцовства  как психологического феномена является важной проблемой, так как роль отца в формировании личности ребенка также как важна, как и роль матери. В дальнейшем необходима разработка деятельностной концепции отцовства, которая позволила бы рассмотреть целевые, структурно-содержательные и инструментальные характеристики воспитательной деятельности отца и субъективно-психологические условия готовности к ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис  В.В. Психология и психотерапия  семьи. – Санкт-Петербург: Питер, 1999.

2. Антонов А.И., Медков  В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ; Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.

3. Дружинин В.Н. Психология  семьи. – М.: «КСП», 1996.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис  В.В. Семейная психотерапия. –  Л.: Медицина, 1989.

5. Психология и педагогика. – М.: Военный университет, 1998.

6. Ковалев С.В. Психология  современной семьи. – М.: Просвещение, 1987.

7. Антонов А.И. Микросоциология  семьи. – М.: Издательский дом  «Nota Bene», 1998.

8. Семья в России. Научный  общественно-политический журнал. – М.: Научно-исследовательский институт семьи, 1995.

9. http://www.realisti.ru/main/family?id=278#ixzz2IAIclMBM

10. Антонов А. И. Социология семьи. – М., 1996.

11. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л, М., Сусоколов А. А. Этносоциология. – М., 1998.

12. Вестермарк Э. История брака.  – М., 2001.

13. Витек К. Проблемы супружеского  благополучия. – М., 1988.

14. ШнейдерЛ.Б. Психология семейных  отношений. – М., 2000.

15. Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Отцовство как структурно-динамический феномен // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 104-106.

16. Овчарова Р.В., Токарева Ю.А. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности // Наука и образование Зауралья. - Курган, 2005. - №1

17. Авдеева Н.Н. Роль отца в развитии ребенка в раннем возрасте // Дошкольное воспитание. №7, 2005.

18. Акивис Д.С. Отцовская любовь/Д.С. Акивис. - М.: Профиздат, 1989.

19. Андреева Т.В. Семейная психология/Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.

20. Достовалов С.Г., Мальцева Л.В. Отец и сын: атрибутика мужского воспитания //http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0066.shtml

21. Дружинин В.Н. Психология семьи/В.Н. Дружинин. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.


Информация о работе Роль мужчины в семье