Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:50, реферат
Семья – неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее также невозможно представить без семьи. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.
Введение
Роль мужчины в историческом аспекте
Роли мужчины в современной семье
Методы диагности супружеских отношений
Заключение
Список литературы
4) общий прогноз отношений в паре;
5) рекомендации по
формам и содержанию
В основе психограммы
супружества лежит
Диагностика детско-родительских отношений
Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.
Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительскою тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями – важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.
Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Чтобы понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье, практический психолог должен знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений он может получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель–ребенок» глазами родителя, другие – глазами ребенка.
Методики исследования
межличностных отношений в
Изучая межличностные
отношения в системе «родитель–
родительские установки и реакции;
отношение родителей к ребенку и жизни в семье;
нарушения воспитательного процесса в семье;
причины отклонений в семейном воспитании;
типы воспитания;
уровень родительской компетентности и т. п.
Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью социальных методик.
Тест «Родителъско-детские отношения» (PARI) (американские психологи Е. С. Шефер, Р. К. Белл; адаптирован Т. Н. Нещерет)
Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варг, В. В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Опросник для исследования
эмоциональной стороны детско-
Методики исследования
межличностных отношений в
Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.
Эффективна методика
А.Г.Лидерса и И.В.Анисимовой «Диагностика
эмоциональных отношений в
Заключение
Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменными на протяжении многих поколений. В настоящее время стереотип мужчины, а, следовательно, и отца претерпевает серьезные изменения. Отсюда идеал отца может быть очень противоречивым, включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.
Основная ролевая позиция мужчины как супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для обеспечения себя, жены, детей и других членов семьи, если они есть.
Как муж мужчина сегодня в большей мере, чем раньше, несёт ответственность за супружеский комфорт. Духовное общение между супругами, творческое и разнообразное общение между супругами, способствует гармоничному развитию личности обоих партнёров.
Мужчина принимает самое
активное участие в хозяйственно-
Как родитель он несёт ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным. Все эти позиции тесно связаны между собой и оказывают влияние на развитие ребёнка (прямо и косвенно).
Важное воздействие
на развитие ребёнка оказывает отец.
Проблема отцовства в психологии
является слабо разработанной и
характеризуется отсутствием
Таким образом, отец в семье даёт определённый образец поведения, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка.
По мнению специалистов, отец представляет ребёнку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину, путешествия и приключения. Ребёнку всё время, на всех этапах развития, необходим отец,однако особенно он начинает нуждаться в отцовской любви, в его власти и руководстве после пяти лет.
В раннем возрасте глубже проявляется связь ребёнка с матерью, а затем, уже в дошкольном возрасте, всё большее значение приобретает отец. Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее даётся усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чаще других гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.
Учёные доказывают наличие у детей потребности в отце в течение всей жизни. Ребёнок, лишённый отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.
Итак, изучение отцовства как психологического феномена является важной проблемой, так как роль отца в формировании личности ребенка также как важна, как и роль матери. В дальнейшем необходима разработка деятельностной концепции отцовства, которая позволила бы рассмотреть целевые, структурно-содержательные и инструментальные характеристики воспитательной деятельности отца и субъективно-психологические условия готовности к ней.
Литература:
1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис
В.В. Психология и
2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ; Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.
3. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: «КСП», 1996.
4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1989.
5. Психология и педагогика. – М.: Военный университет, 1998.
6. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1987.
7. Антонов А.И. Микросоциология семьи. – М.: Издательский дом «Nota Bene», 1998.
8. Семья в России. Научный общественно-политический журнал. – М.: Научно-исследовательский институт семьи, 1995.
9. http://www.realisti.ru/main/
10. Антонов А. И. Социология семьи. – М., 1996.
11. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л, М., Сусоколов А. А. Этносоциология. – М., 1998.
12. Вестермарк Э. История брака. – М., 2001.
13. Витек К. Проблемы
14. ШнейдерЛ.Б. Психология