Роль науки в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:42, реферат

Описание работы

Духовная жизнь общества внутренне противоречива, в ней сложным образом переплетаются новации и традиции, революционные и реакционные идеи, прогрессивные и консервативные концепции. Их борьба находит отражение как внутри каждой из форм общественного сознания, так и в сопредельных областях.
Целью данной работы является рассмотрение роли науки в обществе.
Структура данной работы состоит из введения, основной части поделенной на пункты, заключения и списка использованной литературы.

Содержание работы

Введение .................................................................................................................. 3
Наука, как сфера человеческой деятельности ..................................................... 4
Роль науки в современном мире ........................................................................... 6
Наука как часть культуры...................................................................................... 9
Новые формы организации науки....................................................................... 11
Заключение............................................................................................................ 15
Список использованной литературы...........

Файлы: 1 файл

роль_науки_в_обществе.docx

— 46.87 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной работы обусловлена тем, что радикальные изменения, происходящие в мире, глубоко затронули многие традиционные государственные и общественные институты. Но, пожалуй, наибольшую трансформацию за последние полвека претерпела сфера организации научных исследований и ее место в структуре современного государства. Превращение науки в реальную экономическую силу, определяющую динамику развития государства и его положение на мировой арене, сделало науку одним из важнейших государственных институтов. Характер отношения к науке в значительной мере будет определять перспективу общественного и государственного развития в XXI веке.

Наука как сложное системное явление представляет особую форму общественного сознания. Через науку, через учёных, как творцов науки, общество осознаёт мир, в котором живет, и само себя. С одной стороны, наука определяется как совокупность знаний определенного рода и  процессов их получения, т. е. процессов познания. С другой стороны, наука является социальным институтом, т. е. определенной организацией названного процесса, сформировавшейся на конкретном этапе исторического развития и продолжающей развиваться.

Духовная жизнь общества внутренне противоречива, в ней сложным образом переплетаются новации и традиции, революционные и реакционные идеи, прогрессивные и консервативные концепции. Их борьба находит отражение как внутри каждой из форм общественного сознания, так и в сопредельных областях.

Целью данной работы является рассмотрение роли науки в обществе.

Структура данной работы состоит из введения, основной части поделенной на пункты, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Наука, как сфера человеческой деятельности

 

В современную эпоху вследствие чрезвычайно возросшей роли науки в жизни общества необычайно усилилось взаимное воздействие науки и других форм общественного сознания.

Неудивительно, что интерес к науке как элементу общественного устройства, к той роли, которую сегодня играет, наука и которую она будет играть и в дальнейшей организации сосуществования людей, постоянно усиливается. Об этом свидетельствует факт возникновения все новых и новых дисциплин, делающих предметом своего пристального изучения феномен науки. Роль науки в структуре духовной жизни человека можно легко проследить, даже если просто перечислить те специальные дисциплины (кроме истории и философии науки), которые изучают науку как общественный институт. Заметим, что каждая из них рассматривает науку с какой-то особой, специфической стороны, с точки зрения той роли, которую играет наука в общей структуре общества. Речь идет о таких недавно возникших дисциплинах, как социология науки, психология науки, политология науки и экономика науки. Уже по наименованию этих дисциплин можно установить четыре основополагающие характеристики, присущие науке как общественному феномену:1

1) наука есть социальный институт, организованный по специфическим правилам;

2) наука есть сообщество ученых, объединенных на основе вполне определенных внутренних установок;

3) наука есть креативная деятельность;

4) наука играет сегодня весомую политическую роль;

5) наука влияет на экономическую модель современного общества.

Социальные формы организации науки разнообразны и представлены в обществе такими учреждениями, как научно-исследовательские институты, академии наук, университеты, кафедры, лаборатории и т. п. Работающие в них люди непосредственно заняты не только исследованиями (индивидуальными или коллективными), проектированием, разработками и материальным обеспечением этих исследований, проектов и разработок. Они участвуют в разнообразных формах научного общения (дискуссии, конференции, издания, монографии, учебники), читают лекции и т. п.

Социально-организационным формам, в которых воплощена научная деятельность, соответствуют свои особые идеалы, стандарты, ценности, совокупность которых можно назвать этносом науки.

В античной Греции мы знаем несколько научно-образовательных учреждений: Академию Платона, Ликей Аристотеля, Сад Эпикура.

Академия Платона просуществовала около 1000 лет с IV в. до н.э. до 529 г., когда император Юстиниан закрыл все философские школы, как «насаждающие язычество». Возрождение академий в Европе начинается со 2-й половины 17 в., в виде национальных научных центров: Королевское общество в Лондоне (1660), Академия Наук в Париже (1666), Прусская Академия Наук в Берлине (1700), Петербургская Академия Наук (1724) и др.

На средневековом Западе образовательными центрами стали католические монастыри и семинарии. Монахам, кроме молитв и теологии, не разрешалось ничем заниматься, но за всеми не уследишь, поэтому францисканец Р. Бэкон(1212-1294), доминиканцы Дж. Бруно (1548-1600) Т. Компанелла (1568-1639) – сделали свой вклад в астрономию, естествознание, социологию (за что и пострадали).2

Если в XIX в. успех в науках достигался в основном благодаря усилиям воспитанных и одаренных личностей, а сами научные открытия знакомы нам по именам сделавших их ученых, то в XX в. ситуация меняется. Главное изменение касается того факта, что наука становится, так сказать, коллективным проектом. Очередное открытие совершает, как правило, неученый - одиночка, а группа (в ряде случаев очень многочисленная) ученых. В науке как социальном институте появляются доселе неведомые ей измерения: к примеру, научный менеджмент, занимающийся принципами оптимизации работы ученых и исследовательских групп.

К концу XX в. наука получает и еще одно новое измерение — экономическое. Исследования, проводимые учеными, начинают регулироваться экономической выгодой и будущим применением на практике. Максимы вроде познания ради самого познания отходят на второй план. В обществе усиливается капиталистическая конкуренция, погоня за прибылью вынуждает бизнес диктовать науке новые цели и ценности.

Итак, современная наука представляет собой не что иное, как структурообразующий институт в общественном организме. И если во время своего возникновения этому институту были присущи только две основополагающие функции (образовательная и исследовательская), то в наше время наука обретает политическое и экономическое значение. В соответствии с этим заметно усиливается и та роль, которую наука играет в обществе.

Роль науки в современном мире

 

Если несколько идеализировать историческую реальность, то основной функцией государства, предопределившей его появление на определенном этапе развития цивилизации, было и остается, несмотря на многочисленные зигзаги исторического развития, обеспечение оптимальных условий для существования и хозяйственной деятельности его населения. На протяжении тысячелетий эта задача фактически сводилась к защите и расширению его территории, что делало поддержание военной мощи основной целью, а армию – главным государственным институтом. Начавшийся в восемнадцатом-девятнадцатом веках процесс индустриализации выдвинул в число новых государственных приоритетов поддержку национальной экономики, заставив государство взять на себя активную роль в содействии ее развитию и политическом обеспечении этого процесса. В девятнадцатом - двадцатом веках потребности экономического развития и социальные процессы в обществе вынудили государство включить в структуру своих обязательных институтов также сферу образования, а затем и социальной поддержки населения, сформировав к середине прошлого века принятую сейчас подавляющим большинством стран структуру основных государственных институтов.

В этой структуре науке отводилась довольно скромная роль фундаментальной основы качественного образования и источника возможных, но весьма неопределенных и отдаленных инноваций в научно- технической сфере. Но и это уже был большой прогресс по сравнению с ее предшествующим положением, при котором на протяжении веков развитие науки обеспечивалось только самоотверженными усилиями отдельных выдающихся представителей человечества и финансовой поддержкой немногочисленных меценатов.

Качественный перелом в положении науки в государственной системе связан со Второй мировой войной, впервые наглядно продемонстрировавшей ее значение для обеспечения военно-технической мощи государства и, соответственно, его позиций на мировой арене. Пожалуй, в наибольшей степени потенциальное значение науки для укрепления государственного могущества в то время было осознано именно в Советском Союзе, первым в мире, создавшем мощную систему государственной науки, не связанной непосредственно с образованием, целиком финансируемой государством и полностью подчиненной его стратегическим целям. Это способствовало необычайному росту престижа науки в стране. И государство, и общество в целом справедливо связывали свои успехи с достижениями отечественных ученых, сделав эту профессию одной из наиболее привлекательных и престижных, а интерес к науке и ее достижениям действительно массовым. В 60-70-е годы научно-популярные журналы в стране выходили миллионными тиражами, ученые были героями книг и кинофильмов, тысячи молодых людей стремились посвятить себя этой профессии. И хотя интерес к развитию науки в Советском Союзе диктовался в значительной степени внешнеполитическими амбициями государства, время показало правильность и дальновидность установки на мощную государственную поддержку науки.

Начавшаяся в конце прошлого века быстрая трансформация экономики передовых стран мира от индустриальной к постиндустриальной модели развития привела к кардинальному изменению роли и положения науки в современном мире. Наука действительно стала ведущей силой социального и экономического развития общества, реальным источником роста его благосостояния. Поэтому усилия по развитию научной сферы и формированию эффективно действующих научных институтов стали приоритетным направлением государственной политики и предметом особого внимания правительств и законодательных органов наиболее активно развивающихся стран. Наряду с наличием высокообразованного населения, способного усваивать создаваемое наукой новое знание и трансформировать его в новые эффективные технологии, товары и услуги, это стало главным залогом роста благосостояния, государственной мощи и укрепления мировых позиций страны, т.е. достижения главных целей государственного управления.

Чтобы сохранить и упрочить свое лидирующее положение, ведущие страны мира вынуждены рассматривать организацию научной деятельности как предмет особого внимания и заботы государства. Особенно наглядно это демонстрирует пример таких небольших стран как Швеция, Швейцария, Израиль, Финляндия, Нидерланды, сделавших научно-технический прогресс основой своей государственной политики и залогом высокого жизненного уровня населения. Высокий уровень научно-технических разработок и создаваемые на их базе передовые наукоемкие технологии позволяют этим странам успешно конкурировать с лидерами мировой экономики во многих ключевых отраслях. Не менее впечатляет пример индустриальных стран Азии: Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, а в последнее время Китая и Индии, где стремительный прогресс экономики и рост благосостояния в значительной степени опираются на не менее впечатляющие успехи в развитии национальной науки. В Южной Корее за 15 лет объем научных исследований вырос почти в 17 раз. А Китай уже фактически стал не только второй экономикой мира, но и вторым по значению центром мировой науки, обогнав по затратам на научные исследования и объему научной продукции Японию, бывшую в течение многих лет основным конкурентом США.3

Наука как часть культуры

 

Начиная разговор о природе науки, очевидно, следует исходить из аксиомы, что наука является частью духовной культуры человечества. С ее появлением в совокупности передаваемых от поколения к поколению знаний накапливались уникальные духовные продукты, которые постепенно стали играть все более важную роль в осознании, понимании и преобразовании действительности. Бесспорно также и то, что, являясь частью культуры, наука имеет черты, связывающие ее с другими сферами и структурными элементами культуры, и выполняет общие задачи, стоящие перед культурой в целом. Поэтому говорить о науке нужно в контексте всей культуры, выделяя черты сходства и различия науки с другими сферами культуры.

Сознательно не вдаваясь в суть дискуссии о том, что такое культура, мы считаем необходимым отметить, что культура — это созданный человечеством мир искусственных объектов, противостоящий естественным природным процессам и явлениям.

Культура появилась одновременно с самим человеком, и первыми культурными явлениями стали орудия труда, созданные нашими далекими предками. Они обеспечили выживание человека как вида, защитили его от опасностей внешнего мира. Поэтому культуру можно представить себе как стену, разделяющую человека и природу, и защищающую его от неблагоприятных условий окружающей среды.

Культура стала важнейшим свойством человека, отличающим его от остального органического мира нашей планеты: если растения и животные Земли к условиям окружающего мира приспосабливаются, то человек эти условия меняет, приспосабливая мир для себя. В этом проявляется важнейшая цель культуры — защищать и облегчать жизнь людей.

Таким образом, наука представляет собой сферу культуры, которая теснее всего связана с задачей непосредственного преобразования человеком окружающего мира, повышения его комфортности и удобства для человека. Ведь наука создает мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных об этом мире и выводов, полученных на основе законов логики.

Использование этих знаний намного облегчает человеку процесс преобразования мира.

Отсюда становится очевидной важность науки в общественной жизни и получает объяснение то повышенное внимание, которое уделяется ей. Чтобы подтвердить это положение, достаточно оглянуться и посмотреть на все то многообразие вещей, окружающих нас, которые появились только благодаря развитию науки и тесно связанной с ней техники. Сегодня уже невозможно представить мир без науки — ведь тогда большая часть из ныне живущих на Земле людей просто была бы обречена на вымирание. Осмыслив к концу XX в. как положительные, так и отрицательные стороны развития науки, человечество начало отказываться от сциентизма в пользу антисциентизма — идеологии, считающей науку вредной и опасной, ведущей к гибели человечества. Это выражается в снижении общественного интереса к научным открытиям, в падении престижности профессий, связанных с научной деятельностью, а также в распространении большого числа лженаук (астрологии, парапсихологии и т.д.), заполнивших появившийся мировоззренческий вакуум.4

Не вызывает сомнений, что наука представляет собой огромное достижение человеческой культуры. Она делает жизнь человека от поколения к поколению более легкой, удобной, безопасной, манит перспективой изобилия материальных и духовных благ. Но обожествленная наука, сциентизм — это совсем другое явление, которое порождает совершенно противоположные результаты и несет угрозу существованию человечества.

Информация о работе Роль науки в обществе