Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:42, реферат
Духовная жизнь общества внутренне противоречива, в ней сложным образом переплетаются новации и традиции, революционные и реакционные идеи, прогрессивные и консервативные концепции. Их борьба находит отражение как внутри каждой из форм общественного сознания, так и в сопредельных областях.
Целью данной работы является рассмотрение роли науки в обществе.
Структура данной работы состоит из введения, основной части поделенной на пункты, заключения и списка использованной литературы.
Введение .................................................................................................................. 3
Наука, как сфера человеческой деятельности ..................................................... 4
Роль науки в современном мире ........................................................................... 6
Наука как часть культуры...................................................................................... 9
Новые формы организации науки....................................................................... 11
Заключение............................................................................................................ 15
Список использованной литературы...........
Объективно, наука — это только одна из сфер человеческой культуры, имеющая свою специфику и свои задачи, и не следует пытаться это положение менять. Наука сама по себе не может считаться высшей ценностью человеческой цивилизации, она — только средство в решении некоторых проблем человеческого существования. То же относится и к другим сферам человеческой культуры, прежде всего к религии, философии и искусству.
В гармоничном обществе должно одновременно находиться место и для науки, и для искусства, и для философии, и для религии, и для всех других сфер человеческой культуры.
В современной науке, ориентированной на решение социальных проблем, развиваются новые формы производства научных знаний. Важнейшая организационная форма науки, которая пронизывает сегодня все исследовательские области и научные дисциплины, – проектная форма.
Проектное исследование предусматривает включение научной деятельности в заранее определённые временные рамки (проект имеет начало и конец) и делает его в плане организации зависимым от других общественных сфер. Проекты во временном отношении лимитированы, финансово ограничены и ориентированы на получение вполне определённых результатов, которые могут оказать влияние на приложения.
Однако научно-технический прогресс во многом обязан именно фундаментальным исследованиям, без которых он становится сегодня просто невозможным. А сами эти исследования невозможны без свободного обмена информацией.
Ахиллесова пята ориентации на полезность подобных исследований – связывание их с интересами и ценностями отдельных социальных групп.
Чаще невыполнение слишком жёстких исследовательских планов, ориентированных на прикладные цели, служит для инновативной науки индикатором необходимости оставить свободное пространство перспективным исследованиям, которыми можно управлять лишь в ограниченных рамках. Проектное оформление науки стало, поэтому рефлексивным и проблемно (а не предметно) ориентированным.
Соединение науки с политикой ведёт к политизации науки. Знание, поскольку оно выходит на публичную арену, неизбежно становится объектом суждений и оценок общества. Позиция экспертов в конфликтных ситуациях, таким образом, видится как детерминированная политикой, а не знанием. «Советники отбираются вовсе не потому, что члены парламента или правительственные чиновники нуждаются в их советах, но потому, что они, очевидно, нуждаются в их авторитете для поддержки проводимой ими политики. Уступка этим искушениям показывает, что чиновники беспринципно идут на поводу у тех учёных, которые эксплуатируют престиж, завоёванный благодаря объективности и нейтральности». Миф о том, что наука всегда беспристрастна и передаёт только объективное знание, рассеивается.
Наука превратилась в актора на политической арене, будучи одной из заинтересованных сторон или рекрутированной другими акторами для поддержки их специфических интересов. Растущий спрос на научную экспертизу привёл к инфляционному использованию знания, которое подпитывается противоречиями. Это сверх предложение знания означает, что политика рискует утратить важный источник легитимации, а наука – потерять общественное доверие. Использование научной экспертизы политиками и другими группами общества вовлекает науку в принятие политических решений и позволяет учёным утвердиться внутри политических групп.5
Появление проектно и проблемно ориентированных исследований не означает, что всё многообразие существующих организационных форм науки должно быть сведено только к ним и что фундаментальные исследования как таковые исчезают с научно-исследовательского ландшафта.
Однако решения в отношении крупных исследовательских проектов всё чаще принимаются за пределами традиционной системы экспертной оценки, благодаря чему внешние критерии становятся более значимыми. Следовательно, решения о финансировании зависят не только от потенциальных социальных потребностей, но также от освещения в средствах массовой информации, что вынуждает учёных прибегать к стратегии «продажи науки широкой публике». Наука и СМИ всё теснее взаимодействуют друг с другом по мере того, как учёные используют масс-медиа для увеличения общественной поддержки своих исследований. Для журналистов самими важными критериями являются актуальность, сенсационность, персоналии и связь с локальными интересами. Ясно, что эти критерии отличаются от тех, на которые ориентируется в процессе передачи информации научное сообщество. Следовательно, широко распространённое мнение о «ложном» или «искажённом» отражении науки средствами массовой информации и «неправильном» отборе новостей не соответствует действительности, поскольку в СМИ в принципе не может быть «адекватной» презентации науки, полностью удовлетворяющей учёных.
Общество знания может быть охарактеризовано двояко. Во-первых, повседневные знания, на которых основываются люди в своих действиях в повседневной жизни, всё более и более замещаются научными знаниями. Это происходит потому, что появляется надежда с помощью именно научных знаний достичь большей стабильности и безопасности.
Во-вторых, наука по мере своего развития генерирует и новые проблемы, на которые обыденное знание не имеет ответов, поскольку повседневный опыт с ними вообще никак не связан. Наука в современном обществе испытывает на себе всё возрастающее давление со стороны общественности, которая ожидает от неё всё новых и новых «чудес»: наука должна по возможности с наименьшим риском открыть новые социальные и экономические горизонты. При этом предполагается, что социальные ожидания автоматически создают рамочные условия для развития новых структурных форм науки. Соответственно, наука в таком понимании должна быть направлена не только на то, чтобы предоставлять обществу отвлечённые знания, но и на то, чтобы одновременно генерировать решения социальных проблем с помощью производства всё новых знаний. Особенно остро эти ожидания выражаются в требовании ключевого участия науки в процессах управления обществом, а также в попытках извлечь из научных знаний непосредственную экономическую пользу, что не всегда возможно и зачастую ведёт к уничтожению внутренних научных ценностей и ориентиров, а, в конечном счете, и самой науки.
В ходе данной работы была рассмотрена роль науки в обществе, из этого следует, что анализ современных тенденций в развитии науки свидетельствует, что отношения между наукой, техникой и обществом в последние десятилетия изменились, и теперь самой науке приходится доказывать обществу практическую результативность и необходимость своего существования. Она не может замкнуться в узкие академические рамки и открещиваться от неспециалистов ссылкой на сложность и непонятность каждому стоящих перед ней задач и используемых ею методов.
Такие изменения характерны для мировой науки в целом, в том числе и для экономически развитых стран, а не только для России, где наука и техника больше не занимают того приоритетного положения, которое занимали в Советском Союзе.
В то же время на Западе сегодня провозглашается необходимость перехода от научно-технической и социально-экономической политики общества и государства, а также отдельных социальных институтов к политике в области знаний, что делает необходимым долгосрочное планирование, которое должно относиться как к предвосхищению новых технических возможностей, так и к расчёту и устранению рисков.
А чтобы правильно решить эти задачи, государство, которое стремится занять достойное место в мировом сообществе и быть конкурентоспособным, будет вынуждено стимулировать научные исследования.
1А. Новиков. / О роли науки в современном обществе, - М, 2012.с.36.
2Иванова Ю.В. / Традиции и роль науки в жизни общества, - Москва, 2011.с.42.
3В. С. Арутюнов. / Проблема взаимоотношений науки и государства в современной России, - М, 2010.с.49.
4Грушевнцкая Т. Г., Садохнн А. П. / Концепции современного естествознания, - М, 2008.с.32.
5Журнал. Изменение роли науки в обществе. // Вестник Российской академии наук, 2010, том 80, № 3.с.15.