Роль образования в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:51, доклад

Описание работы

Роль образования в современном мире нельзя недооценивать, поскольку этот процесс необходим в равной степени значимости, как для самого человека, так и для развития страны. На сегодняшний день недостаточно просто получить Ежедневно происходит процесс развития всех сфер человеческой жизни общества: экономической, политической, социальной и духовной. И для их дальнейшего прогресса необходимо, в первую очередь, совершенствоваться человеку, чтобы в состоянии решить различные глобальные вопросы, которые постоянно возникают.

Файлы: 1 файл

Роль образования в современном мире.docx

— 33.67 Кб (Скачать файл)

Роль образования в  современном мире

Ежедневно происходит процесс  развития всех сфер человеческой жизни  общества: экономической, политической, социальной и духовной. И для их дальнейшего прогресса необходимо, в первую очередь, совершенствоваться человеку, чтобы в состоянии решить различные глобальные вопросы, которые  постоянно возникают.

Роль образования в  современном мире нельзя недооценивать, поскольку этот процесс необходим  в равной степени значимости, как  для самого человека, так и для  развития страны. На сегодняшний день недостаточно просто получить высшее образование или закончить те или иные курсы, очень важно суметь применить полученные знания на практике и вкладывать все усилия на общественное и экономическое развитие.

На сегодняшний день наблюдается  тенденция к стремлению овладеть различными языками. Если в 18 веке уроки французского брали для того, чтобы использовать в разговорной речи в салонах и чтобы посредством этого считать себя интеллигентом и знакомиться с литературой, то теперь современному человеку без знания чужого языка практически невозможно обойтись. В данный момент оптимальным вариантом считается понимание трёх языков: родного, английского и китайского. Образованный человек, для того чтобы его понимали и чтобы он без труда смог донести свои суждения до окружающих людей, должен, в первую очередь, овладеть родным языком. Считается, что каждый должен овладеть английским языком, поскольку он является самым простым и наиболее лёгким в изучении среди всех речевых реалий, существующих в мире. В каждой школе и в высшем учебном заведении проводятся занятия, но получить базу помогут не только учителя и репетиторы, но иуроки английского онлайн. Кроме того, посредством электронных курсов можно не только начать с нуля изучать данный язык, но и продолжить обучение, выбрав соответствующий уровень.

Помимо этого, всякое развитие направлено на самостоятельное продвижение  человека, первым делом, в творчестве. Именно эта составляющая позволяет  мыслить шире и глубже воспринимать происходящие процессы. Не менее важным здесь оказывается и духовное развитие человека, которое также  способствует устранению узости мышления и переступания человека на новую  ступень совершенствования.

Образование необходимо не только для того, чтобы уметь налаживать контакт, как с гражданами своей  страны, так и с иностранцами, но и для сохранения престижа своей  страны в числе ведущих стран  мира. Только развитие познаний в различных  сферах жизни будет способствовать полноценному продвижению и модернизации. Тот, кто владеет информацией, владеет  миром, но, чтобы суметь правильно  воспринять и переработать поступающие  сведения, человеку необходимо образование.

 

 

   

 

 

 

 

Роль системы образования  в обществе  
В XXI веке человечество вынуждено будет решать новые глобальные проблемы. Это осознание исчерпаемости мировых природных ресурсов, энергетический кризис, экологические проблемы, проблемы обеспечения человечества необходимыми ресурсами (продовольствием, промышленным сырьем, энергией и т.д.), проблемы здоровья человека, проблема бедности людей, переоценка направлений развития промышленности, коренное улучшение социальных условий жизни людей, расширение физических границ среды обитания человека, обеспечение мира для всех народов, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах и т.д.  
Правдоподобной гипотезой является то, что образование XXI века является ключом к решению перечисленных выше глобальных проблем современного мира, хотя известно, что образование помогало решить проблемы человечества не только в 21 веке. Можно привести для иллюстрации исторические факты, которые говорят о важности сферы образования в обществе, независимо от времени и социального строя.  
Вильгельм фон Гумбольд, впервые отстоявший идею государственной устойчивой поддержки университетов, сделал это в период вторжения наполеоновских войск на территорию германских государств. Занимаясь реформой прусской образовательной системы, организовал в 1810 году Берлинский университет.  
 
Из истории высшего образования в США можно привести такой пример. Решение Ф. Рузвельта о беспрецендентной поддержке университетов в годы великой депрессии. В конечном счете, именно это помогло стране преодолеть кризисное состояние и достичь позиций мирового лидерства в области организации современного производства и наукоемких технологий. Можно напомнить крылатую фразу “Америка богата не потому, что у нее много денег, а потому, что у нее много университетов”.  
Заметим, что, к сожалению, эти очевидные факты не особенно учитывались российскими чиновниками высшего уровня до недавнего времени, хотя понятно, что нормальное существование любого общества невозможно без полноценного функционирования и развития системы высшего образования. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.

 

***********************************

Образование – это обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением. [25] На представлении  учения специализируется школьные, дошкольные и высшие, базовые и специальные  учебные заведения, а также различные  субъекты, влияющие на процесс развития и обучения личности. «Школа» —  это греческое слово, означающее «времяпрепровождение», «досуг». [25] И  это не просто так: в системе образования  молодой человек находится до четверти века под контролем педагогов, воспитателей в учебное и во внеучебноевремя. Посему ставится задача именно образованию формировать законопослушных граждан, относящихся с уважением к нормам, традициям, властным институтам. Правда, на этот счет есть и другие точки зрения. В 1971 г. в США вышла книга Ивана Иллиха «Общество, отказавшееся от образования». Автор предложил отменить обязательное обучение, запретить спрашивать документы об образовании при приеме на работу. По его мнению, школа не развивает ребенка, а готовит детали для общественной машины, подавляет личность. Этим был поставлен вопрос о реформации образования и его ограничении: что правильного в системе образования и чему эта система должна содействовать для индустриального развивающегося общества. Другими словами следовало определить и чётко разграничить функции системы образования.

Этому вопросу уделяли  значительное внимание такие учёные, как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Герберт  Спенсер. По мнению Эмиля Дюркгейма основной функцией образования является передача ценностей господствующей культуры. По мнению Макса Вебера социальные функции образования связаны с экономическими, политическими процессами, которые происходят в обществе на данном этапе. Для примера можно взять образование в оккупации. Именно после оккупационных режимов нацистской Германии, после второй мировой войны проблемы образования выходят на новый виток своего развития; социология образования образовалась как самостоятельная область знаний.

На данном этапе функциями  образования занимаются Я. Щепанский, В.А. Конева, Н.Д. Сорокина и др.

Вхождение в европейский  простор, подписание Болонского договора, внедрение кредитно-модульной системы, развитие учебных заведений инновационного типа требуют нового подхода к  феномену образования, а прежде чем  найти новые организационные  формы обучения и воспитания, обновить содержание учебно-воспитательного  процесса следует выделить функции  образования и их роль в современном  обществе. Это и является целью  моего реферата.

Итак, целью моей работы я  поставил изучение основных функций  института образования и их роль в современном обществе.

 

 

 

1 Образование как социальный  институт

Объективной детерминантой, обуславливающей необходимость возникновения социальных институтов, выступает общественное разделение труда, которое порождает потребность в том либо ином социальном институте и которая реализуется в процессе осознанной целеустремлённой деятельности.

Социальные институты  появляются в обществе как крупные  не планируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать  свои потребности сообща и ищут для  этого различные способы. В ходе общественной практики они находят  некоторые приемлемые образцы, шаблоны  поведения, которые постепенно через  повторение и оценку превращают в  стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны  и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются  и узакониваются. На этой основе разрабатывается  система санкций. Время от времени  члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать  и давать легальное подтверждение  этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Исходя из этого, институционализация  представляет собой процесс определения  и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в  систему, которая способна действовать  в направлении удовлетворения некоторой  общественной потребности.

Институционализация - это  замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

На ранних этапах развития человечества образование существовало как вид деятельности и осуществлялось  непосредственно в процессе выполнения трудовых и социальных обязательств. Тем не менее, язык способствовал и скоплению всё большего количества знаний, количество которых увеличивалось в геометрической прогрессии, и передачи их на разных социальных уровнях даже представителями, непосредственно не занятыми в данной области деятельности. Знания увеличивались и их нужно было систематизировать для полноценной передачи их от поколения к поколению и между слоями общества. Этим стал заниматься соответствующий социальный институт; наука, обучение и воспитание превратились в ещё один из видов деятельности.

Социальный институт - это  организованная система связей и  социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Понятие ввёл Герберт Спенсер. По его мнению социальный институт в обществе выполняет функцию регулирования социальных процессов  и явлений по случаю сохранения стабильности между ними. В дальнейшем Т. Веблен, Ж. Ренар, Р.Хейлброннер рассматривают социальные институты как группы людей, объединённых совместной идеей, чувством солидарности и т.п. для выполнения какой-либо функции. Потом понятие это переходит в рамки системы норм, регулирующих поведение людей либо системы социальных ролей: поведения и социальных отношений. Для примера приведу высказывание американских учёных П. Хортона и Ч. Канта: «ассоциация — это организованная группа людей, в то время как институт — организованная система поведения либо, другими словами, организованная система социальных отношений, включающая общие ценности и процедуры, находящиеся в соответствии с общими потребностями общества.»[24, с. 206]. Становление социальных институтов неразрывно связанно с процессом разделения труда и дифференциацией чувственно-предметной деятельности (усовершенствование языка, например). Именно координация совместных усилий порождает институт общества. Посему институтуализация имеет самозадачей не только выработку правил, социальных норм, обеспечивающих процесс деятельности, но и наличие определённых организаций, в рамках которых осуществляется деятельность. Следуя из этого, Я. Щепанский, В.А. Конева объясняют социальный институт как систему учреждений.

Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также  развитом социальном контроле над их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными  в группы или ассоциации, где проведено  разделение на статусы и роли в  соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в  целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок  в обществе.

Образование представляет собой  социальную подсистему, имеющую собственную  структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности, а также: наличие объективного статуса людей в определённой сфере деятельности, совокупность ролей, исполняющихся людьми, ассоциированных в рамках данного социального института (если статус определяется объективными потребностями, то социальная роль выступает, как процесс его реализации), наличие социальной нормы, которая выражает меру, с помощью которой определяется стандарт поведения людей, оценивается их деятельность и определяются санкции. Но и социальные нормы являются условиями выбора ролевого поведения и способ её измерения (поощрение и порицание); они организовывают и регулируют деятельность людей и их взаимоотношения в рамках единого социального института.

Образование  как институт определяется двумя аспектами — социальным и культурным, - первый отражает структурную сторону социального института, второй — функциональную сторону, определённый способ его деятельности. Их взаимодействие обуславливает развитие и самосохранение института. Вот на втором мы остановимся более подробно.

 

 

 

 

2.2 Социально-экономические  функции образования

2.2.1 Формирование профессионально-квалификационного  состава населения. С количественной точки зрения система образования отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. Его производительность и инновационная  активность несколько повышается с ростом общего образования.

Превышение образовательного уровня над требованиями рабочего места  играет позитивную роль в производстве, создает резерв  творческого потенциала личности, квалификационного и социального продвижения человека. Это же обстоятельство усиливает противоречие между притязаниями обладателя избыточного образования и ожиданиями окружающих людей.

2.2.2 Формирование потребительских  стандартов населения. Образование может привносить в материальные потребности людей рациональные стандарты, содействовать становлению ресурсосберегающей экономики, а также стабильной и благоприятной среды человека. В условиях рынка такая функция противостоит интересам бизнеса, хотя она и в большей степени соответствует национальным интересам.

2.2.3 Привлечение экономических  ресурсов. Как известно, самое выгодное  вложение капитала - это вложение  в образование.

2.2.4 Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов. Обеспечиваются ресурсами такие направления деятельности, которые ориентированы на образование и на “внеобразовательное” пространство (материальная помощь учащимся, поддержание коммерческих, исследовательских, конструкторских и других структур).

Информация о работе Роль образования в обществе