Роль образования в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:51, доклад

Описание работы

Роль образования в современном мире нельзя недооценивать, поскольку этот процесс необходим в равной степени значимости, как для самого человека, так и для развития страны. На сегодняшний день недостаточно просто получить Ежедневно происходит процесс развития всех сфер человеческой жизни общества: экономической, политической, социальной и духовной. И для их дальнейшего прогресса необходимо, в первую очередь, совершенствоваться человеку, чтобы в состоянии решить различные глобальные вопросы, которые постоянно возникают.

Файлы: 1 файл

Роль образования в современном мире.docx

— 33.67 Кб (Скачать файл)

2.2.5 Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального образования. Она непосредственно вытекает из гуманистической функции; сейчас поймёте почему. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для не справляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков создаются благоприятные условия.

В современном обществе поиск  и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг государственной  политики в области образования, так как бурное развитие науки  и технического прогресса во многих других областях требует постоянного  притока талантливой молодежи.

Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой как бы автоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет  своей главной задачей отбор  и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и  в соответствии с индивидуальными  интересами, возможностями, ценностными  ориентациями. После обязательного  восьмилетнего образования значительная часть молодежи поступает на учебу  в технические училища, другие продолжают учебу в средней школе, и часть  ее выпускников поступают в вузы. После окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру.

С точки социологического зрения чрезвычайно важны последствия  осуществляемого институтом образования  процесса селекции, так как его  конечным результатом (когда различные  группы молодежи завершают образование  в различных учебных заведениях) является размещение людей по различным  позициям в социальной структуре  общества. Посредством этого достигается  воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального  размещения заключается в том, что  он запускает механизм социальной мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или  иной организации, как правило, открывает  для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных  иерархий и властных полномочий. Система  образования, главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Уровень  образования, наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшим  показателем социального статуса  человека в современном обществе. Таким образом, следующая функция  – определение статуса личности.

2.2.6  Профессиональная. Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Образовательные учреждения дают индивидам неодинаковое образование, что является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

2.2.7 По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений.

2.2.8 Функция социального  и культурного изменения. Проявляется в сотворении базы знаний для дальнейшего безостановочного образования. Реализуется в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений, специализацией различных видов педагогической деятельности, стандартизацией учебного процесса.

2.2.8 Обеспечение профориентационной работы с молодёжью.

Начиная с подростков, учебные  заведения просто обязаны проводить  её. Сутьпрофориентацинной работы заключается в формировании более компетентного состава выпускников и квалифицированных рабочих.

2.3   Функции образования в социально-политической сфере

Формирование личности —  один из жизненно важных интересов  государства и групп, поэтому  обязательным компонентом  образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы групп, которые диктуют   направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над школой.

Привитие образовательным  общностям приемлемых (разделяемых) правовых и политических ценностей  и норм. Любой политический строй  начинает с того, что борется за старую школу или создает  новую. В этом смысле формальное образование обеспечивает поощрение законопослушного правового и политического поведения, а также  воспроизводство государственной (доминантной) идеологии. Так школа осуществляет содействие патриотизму.

Преобразование мира из биполярного  в однополярный привело к выделению функции обеспечения национальной безопасности. Истинная безопасность с учетом прогресса мировой цивилизации определяется уровнем развития людских ресурсов как основной предпосылки создания ее научного, экономического,социокультурного и духовного потенциала.

Отдельно от такой условной классификации стоят такие функции. Замещение родителей, социальная поддержка  учащихся на период пребывания их в  стенах образовательного учреждения. В   выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую  дифференциацию, присущие семье. Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство, что состоят из таких основных элементов: руководители и организаторы образования, педагоги и учащиеся. Другие функции.

 

 

 

 

 

 

 

3 Роль функций образования в современном обществе

Основные тенденции в  развитии образования в современном  мире определяются коллективной волей  государств, подписавших Всеобщую декларацию прав человека. Удовлетворение интересов личности, как высшая гуманистическая функция образования, положено и в основание предложений Ассоциации университетов ЮНЕСКО. Гуманистическая функция должна получить своё развитие именно в тот период, когда многие государства вышли из власти тоталитарного режима. Экономический подход (в качестве идеологического постулата) существенно деформирует реализацию присущих образованию функций, и реальную образовательную политику. Этот подход увязывает образование лишь с его социально-экономической функцией - обслуживанием сферы производства и социально-культурной инфраструктуры профессиональными работниками различного уровня квалификации. Но в условиях кардинальных изменений в мире в результате стремительного усложнения общественной, политической, духовно-культурной жизни, введения в оборот информации о сложных процессах глобального характера человек, чтобы адекватно ориентироваться, а тем более осознанно участвовать в этих процессах и выносить правильные оценочные суждения, должен быть хорошо образованным. Зависимость между уровнем развития общества и качественными характеристиками состава населения описана еще в 1920-е годы П. Сорокиным. В его известной работе "Современное состояние России" читаем: "Судьба любого общества зависит прежде всего от свойств его членов. Общество, состоящее из идиотов или бездарных людей, никогда не будет обществом преуспевающим. Дайте группе дьяволов великолепную конституцию, и все же этим не создадите из нее прекрасное общество… общество, состоящее из талантливых и волевых лиц, неминуемо даст более совершенные формы общежития» [22, c.168-169].

Можно предполагать, что с  развитием коммерческой структуры  в рамках образования гуманистическая  функция будет развиваться интенсивнее, так как бюджетные учебные  заведения в классическом варианте выполняют заказ государства, находясь между требованиями общественной эффективности  и необходимостью формирования полноценной  личности, негосударственные - выполняют  заказ общества, осуществляя права  родителей и педагогическое право  независимых субъектов образования, способствуя тем самым становлению  гражданского общества. Главное чтобы наше общество не превратилось в единый класс интеллигенции, не то работать будет некому. А у нас в стране наблюдается такая тенденция.

В самых разных сферах деятельности все чаще требуется не квалификация, а компетентность, которую можно  рассматривать в виде своеобразной суммы навыков, присущих индивидууму  и включающих в себя квалификацию в строгом смысле этого слова, социальные поведенческие характеристики и способность работать в группе, инициативность и готовность к риску, способность принимать решения, просчитывать их возможные последствия  и нести за них ответственность. Посему ставится необходимым в профессиональной функции имен такой аспект. Вузовской системе сегодня необходимо "снабдить" выпускника, кроме чисто профессиональных знаний, навыков, умений ориентироваться во все возрастающем потоке информации, еще и способностью к общению, умением работать в коллективе и быть готовым к решению конфликтных ситуаций, к постоянному обновлению и пополнению знаний. При этом "снабжать" преподаватели должны в условиях, когда произошла кардинальная трансформация основной преподавательской функции: он перестал быть источником информации и даже ее интерпретатором. Он сегодня - своеобразный проводник. Запастись знаниями и, используя методические новации, спокойно транслировать их, пополняя лишь время от времени, уже невозможно, так как наблюдается стремительный поток информации. Таким образом, изменение требований к подготовке специалистов высшей квалификации автоматически "тянет" за собой и проблему кадрового преподавательского корпуса, который вынужден не просто повышать квалификацию, а коренным образом трансформироваться. Интенсивно (хотя и не всегда эффективно) проводящиеся реформы сориентированы, прежде всего, на усиление гибкости и вариативности системы высшего образования. Они предусматривают развитие разнотипных учебных заведений и разнообразных направлений подготовки будущих специалистов. Таким разом преобразовалась функция социального и культурного изменения. При переходе к системе внешнего оценочного тестирования образование приобрело статус важнейшего средства социальной мобильности, выступая в качестве канала массовых социальных перемещений из одних социальных групп, слоев в другие. Кризисные тенденции в обществе определили и развитие социально-культурных функций образования. В учебные планы внесены курсы философии, социологии, политологии, истории. Усилилось внимание к формированию экологического сознания будущих специалистов. Ряд западных университетов ввел самостоятельную дисциплину "Социальная экология", основывающуюся на системном подходе к социальным и собственно экологическим проблемам.

Постепенно усиливается  влияние тех вузовских ученых и преподавателей, которые считают  необходимым усилить формирование духовных качеств личности, развивать  у студентов способность целостно видеть мир, осознавать значение актуальных социальных проблем и межличностных  отношений, овладевать чувством социальной ответственности. С этой целью широко моделируется "проигрывание" различных  жизненных ситуаций и человеческих отношений в малых группах  с помощью социометрических процедур. Интереснейшие эксперименты такого рода проводятся в ряде западноевропейских стран. Гуманитаризациясодержания образования на естественнонаучных и технических направлениях учебы весьма выразительно проявляется в США, где в прошлом подготовка специалистов в большинстве вузов носила сугубо прагматический, узкопрофессиональный характер.


Информация о работе Роль образования в обществе