Министерство образования
и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Владимирский государственный
университет имени Александра Григорьевича
и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Факультет Философских и социальных
наук
Кафедра Социологии
Реферат
по дисциплине «Социология»
на тему:
"Роль религии в восточных
цивилизациях"
Выполнила: студентка группы
ЗКЛд-114 Косова Д.А.
Проверила: Баннова Т.А.
Владимир, 2014
Оглавление
Введение
3
§1. Понятие Востока. Роль религии
в восточных цивилизациях
4
§2. Мировые религии, зародившиеся
на востоке
4
§3. Разнообразие религий востока
4
Заключение
4
Список используемой литературы
4
Введение
Рели́гия (от лат. religio — «святыня», набожность,
благочестие) — одна из форм общественного
сознания, обусловленная верой в существование
сверхъестественного (в сверхъестественную
силу или личность) и её влияние на жизнь
человека. Для развития философской мысли
в Китае, Индии, Японии, Ближнем и Среднем
Востоке определенное значение приобретают
структурные различия форм религий, получивших
распространение в тех или иных регионах
— различие между религиями богооткровенными
(христианство, ислам), и религиями небогооткровенными
(индуизм, конфуцианство, даосизм, буддизм).
В богооткровенных религиях бог абсолютно
трансцендентен и открывается человеку
знанием о себе через свое "слово".
В небогооткровенных — бог, хотя и выступает
духовным первоначалом, тем не менее не
является личностью, творящей мир и посылающей
человеку "слово" о себе В этих религиях
бог — высшая, но все же ступень бытия
Бог в них неуловим для понятия именно
потому, что он не отделен от природы.
Цель работы: в создании цельной
и непротиворечивой концепции развития
цивилизаций Востока, взятой лишь в одном,
но весьма существенном для понимания
проблем Востока аспекте – аспекте его
религиозных традиций.
Актуальность рассмотрения
этой темы: В настоящее время в мире существует
огромное количество религий (точнее модификаций
основных религий мира). Существуют религии,
которые объединяют сотни стран и народов
и являются основными (мировыми) религиями,
а существуют религии, которые, возможно,
нам даже не известны. Каждая религия,
если она есть у человека, народа – показывает
и рассказывает нам, посторонним людям
о данной нации очень много. Для меня всегда
загадочным и манящим был мир востока,
причем я очень плохо могла разобраться
в географии и многообразии вероисповеданий
данной территории. Поэтому актуальным
лично для меня стал данный реферат в расширении
кругозора и понимании культуры, политики
и социального устройства Востока через
различные религии. В мировом смысле данная
тема может быть актуальной еще и потому,
что хоть большинство мировых религий
зародилось именно с Востока (вслед зачем
его стали усиленно изучать), распространившись
затем по всему свету, страны Востока остаются
загадочными и непознанными для большинства
европейцев.
§1. Понятие Востока.
Роль религии восточных цивилизациях
В свое время, несколько столетий
назад, страны Востока (в первую очередь
Южного (Индия), Юго-Восточного и тем более
Дальнего (Китай)) представлялись европейцам
царствами сказочной роскоши, редких и
ценных продуктов (например, пряностей),
заморских диковинок. Позже, когда эти
страны были открыты и изучены, и особенно
после того, как большинство их стало объектом
колониальной экспансии, на передний план
вышли представления об отсталости и закостенелости
Востока, этого царства деспотии и тирании,
базирующегося на бесправии и «поголовном
рабстве». Пытаясь объяснить это явление,
понять те особенности, которые бросались
в глаза, первые европейские востоковеды
начали энергично изучать страны Востока,
их историю, культуру, религию, социальный
строй, политические институты, семейные
связи, нравы, обычаи и т.п. И чем дальше
проникали они вглубь изучаемой страны,
чем больше узнавали о ней, тем сильнее
казалась им разница между культурами
стран Востока и привычными нормами и
принципами жизни Европы.
Уже упоминалось, что именно
религия и санкционируемая ею традиция
во многом определяют облик той или иной
цивилизации. В жизни общества, в истории
и культуре народа (напомним, речь идет
в основном о докапиталистических обществах)
она играла весомую роль: и христианство,
и ислам, и буддизм, и конфуцианство –
все эти доктрины вкупе с местными религиями
типа даосизма, синтоизма, джайнизма настолько
четко определили лицо той или иной цивилизации,
что могут считаться ее «визитной карточкой».
Особенно это относится к религиям и цивилизациям
Востока.
И это не только потому, что
восточных религий и цивилизаций много,
а западная лишь одна (да и та, если иметь
в виду истоки христианства, уходит корнями
в тот же Восток, пусть только Ближний).
Не потому даже, что чаще на Восток приезжают
западные путешественники и больше Восток
изучают европейские ориенталисты. Здесь
существеннее другое: в современном мире,
столь остро ощущающем процесс развития
и стремление развивающихся стран уравняться
с развитыми, страны Запада уверенно задают
тон в сфере технического прогресса. Поэтому-то
вестернизация и являет собой ныне нечто
универсальное, лишенное национально-культурной
окраски (достаточно напомнить, что японская
современная техника – продукт западного
капитализма, но не традиционной японской
культуры). Понятно, что цивилизации Востока,
подвергающиеся технико-культурному воздействию
Запада, оказываются перед серьезной дилеммой:
как лучше заимствовать чужое и в то же
время сохранить свое? В этих нелегких
поисках страны и народы современного
Востока обычно обращаются к национальной
традиции и стоящей за ее спиной религии.
Итак, современный Восток более
религиозен и традиционен, нежели Запад,
причем не только вследствие меньшей развитости,
но также и потому, что национально-религиозная
традиция для него – защитный панцирь,
позволяющий сохранить свое национальное
«я», свое этническое лицо, свои нравы
и обычаи, особенно перед лицом обезличивающей
все это капиталистической вестернизации.
Однако этим весьма существенным в плане
нашей темы отличием от Запада специфика
Востока далеко не исчерпывается, особенно
если иметь в виду докапиталистическое
прошлое стран и народов Востока.
Начнем с того, что «Восток»
– понятие весьма условное, причем не
столько географическое, сколько историческое,
социальное и политическое. Строго говоря,
оно охватывает почти весь неевропейский
мир, исключая те страны и регионы, которые
были заселены выходцами из Европы, такие,
как Америка (особенно Северная) и Австралия.
Если же принять во внимание, что коренное
население этих континентов (как и Африки)
либо было уничтожено европейцами (цивилизации
доколумбовой Америки), либо находилось
на уровне первобытности (Австралия, большая
часть Африки и Америки), то станет очевидным,
почему в понятие «Восток» уже с XVIII в.
привычно включали лишь страны Азии и
северной Африки, т.е. районы неевропейского
мира, знакомые со сравнительно развитой
цивилизацией и государственностью.
Нетрудно представить, какую
большую роль в таких обществах играла
религия. Прежде всего, она санкционировала
и освящала политическую власть, способствовала
обожествлению правителя, превращению
его в божественный символ, связующее
единство данной общности. Кроме того,
тесно связанная с консервативной традицией
и закреплявшая ее механизм, освящавшая
ее нормы религия всегда стояла также
на страже незыблемости социальной структуры.
Другими словами, по отношению к государству
и обществу религия была цементирующей
основой, но эффективность этой основы,
сила ее защитной мощи во многом зависели
от нее самой. Известно, что разные религиозные
системы далеко не в одинаковой степени
укрепляли традиционную социальную структуру
или существующую политическую власть.
Там, где религиозная система слабо поддерживала
государство, власть и вместе с ней общество
гибли легче, как это видно на примере
древних ближневосточных империй, будь
то персидская, ассирийская или какая-либо
иная. Там же, где она функционировала
оптимально, результат был иным, хотя и
здесь могли быть существенные различия.
Так, в Китае религиозная система энергично
освящала политическую структуру, что
способствовало ее сохранению на протяжении
тысячелетий в почти неизменном виде.
В Индии же религия была индифферентна
к государству – и государства там легко
возникали и гибли, были непрочными и нестабильными.
Зато по отношению к социальной структуре
религия действовала активно и эффективно,
и это привело к тому, что, несмотря на
частую и легкую смену политической власти,
структура с ее кастами в качестве ведущей
силы сохранилась в Индии в почти неизменном
виде до наших дней.
Таким образом, религия на Востоке
всегда делала ставку на стабильность,
консервацию существующей нормы, сохранение
социально-политического статус-кво. Во
многом обусловленная именно религией
внутренняя стабильность, препятствовавшая
структурному обновлению и активизации
частнособственнического начала, мешала
развитию Востока, заставляя его веками
топтаться на месте. Вторжение европейского
капитала и колониальные захваты дали
толчок разложению старой структуры и
медленному, крайне болезненному созданию
новой. Болезненному потому, что внутренне
восточные общества оказались недостаточно
подготовленными к кардинальной трансформации
такого рода.
Радикальные сдвиги во всех
сферах общественной жизни, сопряженные
с социальным прогрессом, повлекли за
собой неизбежную коррекцию традиционных
вероучений. Для анализа этих изменений
в XX веке целесообразно пользоваться типологической
схемой российского исследователя М. Степанянц,
включающей четыре вида конфессиональных
течений:
1. Ортодоксы, основываясь
на религиозных догмах, отстаивают
необходимость сохранения общественного
статус-кво и стремятся увековечить
феодальные социально-экономические
и политические институты. Это
течение поддерживают представители
наиболее реакционной части духовенства
и представители феодальных кругов.
Ортодоксы настаивают на средневековом
толковании большинства догматов
религии.
Мусульманские ортодоксы, к
примеру, утверждают, что идея социального
прогресса чужда исламу и противоречит
его принципам. Мухаммад (Магомет) — "посланник
Аллаха и печать пророков", а следовательно
его проповедь не требует ни добавлений,
ни исправлений. Общественный порядок,
освященный исламом, идеален и универсален.
Судьба людей и их поведение предопределены
волей божьей и потому ортодоксы допускают
толкование прогресса только в качестве
процесса реализации заранее установленной
божественной цели.
Буддийские и индийские ортодоксы
также не приемлют радикальные перемены
в обществе, аргументируя свою позицию
ссылками на основополагающие принципы
"сансары" и "кармы", идеал которых
— более высокое положение в следующем
рождении, а не более высокая стадия социального
развития. Отсюда невозможность постановки
задачи совершенствования общества в
целом Идея поступательного развития
отвергается ими в соответствии с буддийской
традицией, предсказывающей три стадии
деградации сангхи сначала никто не сможет
достичь нирваны, затем перестанут соблюдать
заповеди Будды, затем забудут священные
тексты. Это — концепция цикличности,
причем общество движется по нисходящей
линии, а каждый новый цикл начинается
в отдаленные времена.
При подобной трактовке общественный
прогресс иллюзорен с точки зрения вероучения
и ему противостоят индивидуальные усилия
по достижению личного спасения. Отсюда
и ненависть к научному знанию, к философии
как греховному свободомыслию.
В наши дни ортодоксы воздерживаются
от открытого противостояния прогрессу,
а религиозные течения, отвергающие перемены,
выступают зачастую под флагами возрожденчества.
2. Возрожденчество или фундаментализм
— наиболее характерный тип религиозного
сознания достаточно широких социальных
слоев населения (мелкая буржуазия, торговцы.
ремесленники, крестьяне, студенчество,
молодежь в целом), надеющихся найти в
раннем религиозном учении средство решения
современных проблем Эти категории населения
занимают достаточно подвижную позицию,
поскольку, со одной стороны, они ждут
перемен, а с другой — неудовлетворены
ими Поэтому примыкают то к противникам
буржуазных преобразований — "возрожденцам-регрессистам",
то к сторонникам радикальных изменений
— " возрожденцам-прогрессистам".
"Регрессистское возрожденчество"
смыкается с ортодоксией. Но "возрожденцы",
ратуя за перемены, обращаются к идеализированному
прошлому, обосновывая идею "спасения"
нации через возвращение к "золотому
веку", когда буддизм, индуизм, конфуцианство
и ислам проявлялись в "чистом" виде.
Идеология "Джан сангх"
и "Раштрия сваямсевак сангх" (РСС)
в Индии, "Джамаат-и-ислами" в Пакитстане,
Афганистане и Индии, ассоциация "Братья
мусульмане" в странах арабского Востока,
несмотря на различие религиозных доктрин
и специфику национальных условий .несут
в себе ряд общих типологических характеристик
— все они претендуют на роль хранителя
"чистоты" веры или борцов за "очищение".
Приверженность теократии также общая
для "возрожденцев" этого толка и
чтобы общество двигалось по пути прогресса,
государство должна уступить приоритет
религии
Установление теократии, кроме признания
бога верховным сувереном, предполагает
признание предписаний религии верховными
общественными законами Лозунг "Братьев-мусульман"
— "Коран — наша конституция".
Идеалом исламского государства
для "возрожденцев-регрессистов"
является государство, где верховная исполнительная
власть сосредоточена в руках халифа или
имама — главы религиозной общины, где
действуют законы шариата, а правосудие
вершат шариатские судьи-кади.
В социально-экономической
сфере они выступают за сохранение помещичьего
землевладения, кастовой системы, полигамии
и настаивают на строгом сохранении предписаний,
тормозящих развитие буржуазных отношений.
Ссылаясь на тезис о "конечности"
пророчества Мухаммада, мусульманские
"возрожденцы" заявляют о превосходстве
ислама над всеми другими религиями Индусские
"возрожденцы" утверждают идею о
превосходстве индуизма и требуют лишить
гражданских прав адептов других религий.