Роль руководителя в управлении конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 07:18, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы является - изучение сущности кон-фликтов в организации, их причин и последствий, а так же способов и методов управления ими руководителями организации и подчиненными.
Необходимо рассмотреть следующие задачи:
-изучение руководителя как посредника в конфликте,значение руководителя в процессе решения конфликтной ситуации;
-описание методов, которые может использовать руководитель для управления конфликтами и стрессами в организации;
-разработка организационных процедур участия руководителя в управлении конфликтами и стрессами.

Содержание работы

Введение 3
1. Раздел 1. Понятие конфликта 4
2. Раздел 2. Руководитель в управлении конфликтами 6
Руководитель как субъект конфликта 6
Руководитель – посредник в конфликте 7
3. Раздел 3. Значение личности руководителя в преодолении конфликтов и стрессов 10
4. Раздел 4. Способы конструктивного разрешения конфликтов 13
5. Заключение 16
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

сама ко.docx

— 42.15 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

1. Раздел 1. Понятие конфликта 4

2. Раздел 2. Руководитель в управлении конфликтами 6

Руководитель как субъект конфликта 6

Руководитель – посредник в конфликте 7

3. Раздел 3. Значение личности руководителя в преодолении конфликтов и стрессов 10

4. Раздел 4. Способы конструктивного разрешения конфликтов 13

5. Заключение 16

Список литературы 18

 

 

Введение

         Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Различие в восприятии часто приводит к разногласиям. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. Чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать, какие конфликты бывают, как они возникают и протекают, как эти конфликты можно устранить.

          Итак, конфликт – это противоречие между двумя или более сторонами, т. е. конкретными лицами или группами, когда каждая сторона делает так, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

          Конфликт может быть функциональным и привести к повышению эффективности деятельности организации или дисфункциональным и привести к снижению группового сотрудничества и эффективности ее деятельности. Роль конфликта зависит в основном от того, насколько правильно им управляют.[2,c.59]

Цель  данной контрольной работы является - изучение сущности конфликтов в организации, их причин и последствий, а так же способов и методов управления ими руководителями организации и подчиненными.

Необходимо  рассмотреть следующие задачи:

-изучение руководителя как посредника в конфликте,значение руководителя в процессе решения конфликтной ситуации;

 -описание методов, которые может использовать руководитель для управления конфликтами и стрессами в организации;

-разработка организационных процедур участия руководителя в управлении конфликтами и стрессами.

 

1. Понятие конфликта

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

Наблюдения  показывают, что 80 % конфликтов возникает  помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. [2,c.30]

Выделяют два основных типа конфликтов - внутриличностный и межличностный. Необходимо четко различать, что конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то с окружающими.

Внутриличностный конфликт - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы (участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.)

Межличностный конфликт - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. В организациях данный тип конфликта проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины.

Конфликты возникают между руководителем  и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу. 

Функциональные (конструктивные). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия.

Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. 

Возможными  субъектами конфликта в организации  являются:

администрация организации, средний управленческий персонал; низший управленческий персонал; основные специалисты (в штате);вспомогательные специалисты (вне штата — по контракту);технический персонал; структурные подразделения; неформальные группы сотрудников.

Одним из непременных элементов конфликта  является объект, т.е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида:

Определить  объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству.[6,c.212]

 

2.Руководитель в управлении конфликтами

2.1.Руководитель как субъект конфликта

Как субъект  конфликта руководитель оказывается  в роли одного из оппонентов, отстаивающих свою точку зрения, определённые интересы и занимаемую позицию в отношениях с подчинёнными ему людьми или партнёрами по деловым связям из других подразделений (организаций). Чаще всего непосредственным конфликтного противостояния руководитель становится в тех ситуациях, когда нарушает служебную этику, отступает от норм трудового законодательства или допускает несправедливую оценку работы и поведения подчинённых.

К нарушениям служебной этики относятся такие негативные свойства, как грубость, высокомерие и неуважение, высказываемое людям; невыполнение обещаний и любой обман; злоупотребление своим положением, утаивание невыгодной для себя информации, нетерпимость к мнению других, отличающемуся от собственного, и т.п.

Те конфликты, что связаны с отступлениями от Трудового кодекса Российской Федерации, обнаруживают, с одной стороны, правовую неграмотность, а с другой – попытки некоторых обойти закон, проявить самоуправство. К примеру, часто допускается несоблюдение существенных требований Трудового кодекса о расторжении трудового договора (контракта) по инициативе администрации. На практике руководители нередко подписывают приказ или распоряжение об увольнении, не интересуясь тем, предлагалась ли увольняемому другая, подходящая ему работа.

Правовая  культура значит очень многое. Именно руководителю в первую очередь надлежит придерживаться принципа, что все люди равны перед законом – принципа. Который является одним из краеугольных камней общественного согласия, социального прогресса. Законопослушание всегда было и остаётся фундаментальным устоем, на котором держатся устройство общества и социальное управление, в том числе менеджмент и его составная часть – управление персоналом, которым правовой нигилизм противопоказан.

Несправедливость со стороны руководителя в оценке работы и поведения своих подчинённых проявляется в частности, в практике применения поощрений и наказаний, установления должностных окладов и размеров дополнительных выплат, заполнения вакансий и в нередких издержках огульной, бездоказательной критики за мнимые ошибки, попытках скрыть неприятную информацию, пренебрежении убедительными аргументами. Необъективность руководителя может быть следствием как заниженной, так и завышенной оценки деятельности и поведения подчинённых сотрудников. Среди типичных ошибок завышения оценок называются дружеское расположение на основе неформального общения, желание прослыть добрым и великодушным, предпочтение лично симпатичным людям и т.п. Занижение же оценок оказывается возможным в результате преднамеренного стремления к наказанию, личной антипатии или «шлейфа» плохой репутации, неумелости сотрудника эффективно представить выполненную работу и др.[5,c.96]

2.2. Руководитель – посредник в конфликте

Роль  руководителя как посредника в улаживании конфликта очень важна в плане  достижения согласия между сторонами  по вопросам, вызвавшим споры, ссору или тяжбу. Посредник, сообразуясь с типологией и динамикой конфликта, а так же стадией его развёртывания, выступает обычно связующим звеном во взаимодействии оппонентов.

Руководитель  часто выступает в качестве посредника, так как по своему статусу и ролевому положению не может уходить в сторону от реальных проблем, ждущих решения, вызывающих к тому же острые споры противоречия и расхождения. Посредник-руководитель обязательно должен учитывать влияние социальной среды на формирование конфликтных отношений и поведение оппонентов, заинтересованности свидетелей конфликта в том или ином его исходе, а так же обстоятельств, которые либо накаляют страсти, либо, напротив, являются сдерживающим фактором. Не принесёт пользы как недооценка, так и переоценка значимости данного конфликта; его следует понимать таким, каким он есть в действительности.

Руководителю  важно знать своих подчинённых  и партнёров, иметь представление  об их интересах и предпочтениях; быть по возможности осведомлённым о семейных обстоятельствах и жизненных затруднениях, а так же об иных особенностях, с тем чтобы более осмысленно поддерживать у людей, связанных общим делом, трудовой энтузиазм, вселять в них уверенность в успехе, не дать им отвлекаться на несущественные, второстепенные мелочи, лишь заслоняющие главное. Иными словами, вполне возможно и при известных условиях необходимо создание целостной системы управления конфликтами в той или иной конкретной организации.

Искусство управления состоит в том, чтобы  и в конфликтной ситуации не упускать из виду основные ориентиры; действовать  с благоразумием, осмотрительно, но всегда последовательно и настойчиво. Конфликт нужно разрешать сообща, при непременном участии противостоящих сторон, активной мобилизации и координации их собственных возможностей. Именно поэтому в заповедях руководителя, оказавшегося в роли посредника, вполне уместны следующие простые правила:

   ◦ воспринимать конфликты как естественное проявление человеческого общения, нормальный способ социального взаимодействия и отношений людей, занятых совместной деятельностью;

◦ уметь  анализировать конфликтные ситуации, определять подлинные причины возникающих  конфликтов, цели и особенности поведения  противоборствующих сторон;

◦ владеть  механизмом управления конфликтами, набором  соответствующих приёмов и процедур, навыками конструктивного влияния на персонал в конфликтных условиях; направлять конфликты по возможности в функционально-позитивное русло и сводить к минимуму их негативные последствия;

◦ всесторонне  оценивать итоговый результат происшедшего конфликта, его значимость и влияние  на отдельные личности, группы работников, коллектив в целом.

Задача руководителя заключается в том, чтобы опереться на посреднические возможности социального партнёрства; перевести возникшую в коллективе конфликтную ситуацию в плоскость делового обсуждения вызвавшей её проблемы, выяснения и устранения причин расхождений в оценках, намерениях, поступках. Только так, действуя целенаправленно и конструктивно, можно ослабить негативные последствия конфликта и извлечь из него максимум позитивных результатов. [5,c.139]

 

3. Значение личности руководителя в преодолении конфликтов и стрессов

В первую очередь необходимо отметить, что руководитель должен обладать качествами, которые в общем виде можно охарактеризовать следующим образом: организатор трудового процесса;специалист, компетентный в решении задач вверенного подразделения;человек высокой культуры поведения, владеющий знаниями и навыками в области этики деловых отношений.

Залогом планомерной и без нежелательных  конфликтов работы того или иного  подразделения служат способности  и желание руководителя выполнять общие функции управления. К ним относятся планирование, организация, регулирование, контроль. Неотъемлемой составной частью указанных функций управления является выполнение руководителем задач координационного характера:

-представительской, т.е. функции представления и защиты интересов коллектива перед вышестоящим руководством и внешним окружением (деловыми партнёрами, потребителями и т.п.);

-мотивационной, т.е. функции проведения в подразделении эффективной мотивационной политики, распределения работ между сотрудниками с учётом их интересов, проявления способности увлечь коллектив решением стоящих перед подразделением проблем т.п.;

-консультативной, т.е. функции по обеспечению необходимой помощи подчинённым в решении задач, причём эта помощь должна выразиться в конкретных профессиональных консультациях, подкреплённых искренним желанием руководителя на деле содействовать сотрудникам.

Перечисленные выше качества характеризуют руководителя как хорошего организатора трудового процесса и компетентного специалиста в своей области. Наличия этих качеств ещё недостаточно для того, чтобы руководитель личным примером способствовал предупреждению и преодолению конфликтов и стрессов в коллективе. Несомненно, что любой руководитель должен быть в определённой степени психологом. Такого рода знания обычно включают представления об основных закономерностях межличностных отношений, проявляющихся в процессе управленческой деятельности.

Информация о работе Роль руководителя в управлении конфликтами