Роль Русской Православной Церкви в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:05, творческая работа

Описание работы

После распада СССР вместе с буйством демшизи, на территории бывшего союза началось бурное восстановление влияния церкви в России. Как вообще возможно было после стольких лет народного просвещения и общепринятого атеизма вновь удариться во тьму религиозного мракобесия, мне малопонятно. Но по моим наблюдениям 21 век характеризуется не только с бесспорным процессом глобализации, но и с массовым помутнением рассудка. На просторах интернета с каждым годом все больше и больше возникает эзотерики, колдунов, провидцев, магов и.т.п.

Файлы: 1 файл

121 Харитонов Никита.docx

— 39.63 Кб (Скачать файл)

Факультет Менеджмента

Эссе

на тему

«Роль Русской Православной Церкви в современной России.»

Выполнил студент  группы 121

Харитонов Н.В.

Научный руководитель:

Николаева Евгения  Игоревна

Сорвин Кирилл Валентинович

 

 

Москва 2012

 

 

Роль Русской Православной Церкви в современной России

Введение

После распада СССР вместе с буйством демшизи, на территории бывшего союза началось бурное восстановление влияния церкви в России. Как вообще возможно было после стольких лет народного просвещения и общепринятого атеизма вновь удариться во тьму религиозного мракобесия, мне малопонятно. Но по моим наблюдениям 21 век характеризуется не только с бесспорным процессом глобализации, но и с массовым помутнением рассудка. На просторах интернета с каждым годом все больше и больше возникает эзотерики, колдунов, провидцев, магов и.т.п. Во всем мире новую силу приобретают как официальные религиозные конфессии, так и экстремистские эзотерические секты, несмотря на такой научный скачок, совершенный в 20 веке. В России, как в стране разоренной, побежденной и отброшенной во мглу стран третьего мира, данный процесс выглядит очень наглядно.

Общее положение дел в современном российском обществе

Уже около двадцати лет  в России строятся новые храмы, звонко поют колокола, проходят яркие церковные  праздники и обряды. Но, несмотря на все это, наша страна является одной  из самых безнравственных во всем мире. Ведь по статистике Россия занимает лидирующие позиции по количеству: алкоголиков, наркоманов, абортов, самоубийств.… На международных курортах никто не любит русских, новоиспеченные стереотипы  о русских проститутках уже захлестнули весь мир. При нашей суверенной демократии в тюрьмах сидит народу, чуть ли не в 2 раза больше чем при Сталинских репрессиях. В России, фальшиво отливающие золотом кресты и купола,  плавно сочетаются с характерным постсоветскому строю социальному неравенству, коррумпированностью чиновничьего аппарата и этнической депрессивностью народных масс.  В общем, чем глубже мы будем заходить  во внутренние проблемы нашей страны, тем громче будут звенеть колокола. И такой «Ренессанс» Религиозного общества вряд ли свидетельствует о национальном спасении, а скорее, наоборот, о пропасти, куда скатывается наша страна за последние тридцать лет. Как бы это ни было печально, но раздавленное, измученное, нищающее население ищет отдушину в религии, что очень характерно для стран третьего мира. И эта ситуация характерна не только для православных регионов России. Например, на Кавказе при значительном росте исламистов (порою даже экстремистских наклонностей) происходит практически тоже самое: властный и преступный беспредел, растущая коррупция…. Только выражается в более жутких формах, так как исламское мракобесие зачастую принимает средневековые меры.

 

Православие в становлении государства  Российского и актуальность «старой» функции церкви в современной  России

Конечно, неправильно бы было недооценивать влияние христианства на государство Российское. На протяжении многих веков православие являлось важным фактором единения русского народа. Вспомнить хотя бы свержение татаро-монгольского ига или второе народное ополчение. Церковь также являлась важным инструментом государственной политики и идеологии времен монархии: взять хотя бы русскую идею, которая долгое время являлась маховиком социальной активности. Теперь же Русское православие подлинно объединяющей национальной идеей стать не может. Во-первых, оно не способно дать  ответы, которые бы удовлетворяли масштабные и глобальные вызовы XXI века. Во-вторых, поднятая выше проблема не истинно верующих. И, в конце концов, для того, чтобы русский народ действительно проникся религиозным духом, одной лишь пропаганды недостаточно. Нужно, чтобы наше сознание вновь оказалось на уровне 17, 18 века. Но не нужно забывать, что живем мы в 21 веке, а не столетиями раньше. К сожалению, если церковь возьмет курс на политику возрождения истинной православной веры, то это приведет не к социальной активности, а скорее, наоборот, к социальной апатии. В условиях острого кризиса идеологии в современной России, религия сыграет роль схожую с наркотиками или компьютерными играми.  Ведь, по сути, уход в религию — это, бегство от самого себя. Стремление вылезти из грязи социальной мерзости на чистоту воображаемой альтернативы. Разве это сейчас нужно нашей стране?

Возможность «ренессанса» РПЦ

Если в СССР одним из лозунгов был «Вперед к светлому будущему», то к лозунгам современной  России подойдет больше всего «назад в средневековье». Конечно РПЦ  уже не питает иллюзий вернуться  в то положение, которое она занимала до 1917 года. Но все, же политика Русской православной церкви направлена на сближение духовенства с государственным аппаратом. Ведь не случайно патриархом был выбран митрополит Кирилл, единственный из всех избираемых, четко высказавшийся по поводу оппозиции правящей партии. Но «ренессанс» не возможен. И на это есть ряд объективных причин, самая важная из которых отсутствие истинно верующих. Ведь на сегодняшний день кресты и иконы являются лишь национальной традицией, а среди выстроившихся в очередь на воскресный молебен, практически невозможно найти тех, кто действительно бы соблюдал все православные догмы. А тут еще и ускоренное распространение ислама в России, что уж точно не позволит православию стать государственной религией и опорой власти. Выходит, что ни о каком возрождении влияния РПЦ и речи быть не может. Но именно отсутствие истинно верующих ставит жирный крест на «ренессансе». С растущей модой на кресты, роста на ведение православного образа жизни не происходит. И вообще идеалы современного русского человека, далеки от церковных нравственных ценностей. Вот и получается, что человек православный необязательно нравственный, а нравственный необязательно православный.

 

Сближение РПЦ с Государственным аппаратом Р.Ф. и зависимость политики от морали.

 После того, как Юбилейный Архиерейский собор РПЦ

принял «Основы социальной концепции РПЦ», многие могли подумать, что церковь дистанцируется от власти, принимая политику секуляризации, но на деле РПЦ стремится к более тесным отношениям с государством по довольно обширному кругу вопросов. Церковь участвует во всех политических мероприятиях, всячески содействует проведению политики президента как внутри страны, так и за рубежом.  И продолжает настаивать на своем особом экономическом положении. Таким образом, хоть отношения с властью стали институциональными, принципиально новое положение Русской Православной церкви не только не ослабло, а наоборот лишь укрепилось.  В современной России, отношения государства и церкви вписываются в концепцию Н.Макиавелли, где светская власть занимается политикой, а духовная власть занимается морально-традиционными аспектами. Но политика не градируется от церкви, а она в свое время используется государством. У Макиавелли мораль не отделяется от политики, а скорее является ее частью. С чего все нравственные ценности, выдвинутые религией, могут использоваться государством, как орудие управления. Но при таких раскладах политика не только вынуждена считаться с моралью, но и полностью зависит от нее. А о какой морали и нравственных устоях идет речь в современной России?

Основное направление политики РПЦ

После второй мировой войны, в центре атеистического государства СССР, церковь, потерявшая свой статус вследствие  большевистского культурного переворота, начала свою внутреннюю перестройку. Приспособление социальной политики к коммунизму было важнейшей задачей для церкви в то время. Получившаяся смесь патриотизма, социализма и фундаментального православия выглядела немного дико, но все же ей удалось выжить в те трудные для всякого духовенства десятилетия и не исчезнуть после распада СССР.

Западные  христиане, естественно хотели бы видеть РПЦ, как стимул для восстановления нравственности в России. Церковь, открытую к социальным проблемам современного мира, радушную к другим христианским конфессиям. Православие на подобии этого, действительно могло бы быть полезным и оказать значительную услугу социуму. Но, к сожалению это всего лишь надежды, потому что представители РПЦ настроены совсем иначе. Они ведут политику укрепления православной церкви в государстве и ратуют за получение РПЦ особого положения в России среди других религий. Эта политика несет в себе непринятие и не терпимость западного христианства и стремление возродить патриотический и православный дух как новую идеологию современной России.

Как я уже раньше говорил, все эти  тенденции к «ренессансу» мне  кажутся маловероятными. В странах  Запада процесс секуляризации произошел  столетием раньше, где давно пришли к открытому гражданскому обществу, все тщетные попытки сделать  христианскую религию государственной  канули в прошлое. И все это вполне логично, ведь православие очень сильно отстало в своем развитии от западных церквей. К тому же Православие никогда не имело собственное социальное христианское учение. Оно всегда изменялось в зависимости от различных политических систем: начиная от реакционных, заканчивая атеистическими.

Политика РПЦ схожа с политикой всего восточного православия. Например, греческая церковь протестует против закона, лишающего ее государственного статуса. Сербское православное духовенство ведет националистическую проповедь ( жидомасонский заговор против православия и славянской расы).

К сожалению РПЦ, идет путем, ведущим только к самоизоляции. Путем, ведущим к насаждению консервативной идеологии, к всплеску националистических настроений и к поиску врагов: как внешних, так и внутренних. Всегда нужно помнить, что исторический опыт РПЦ не велик. В отличие от западных стран в России никогда не было свободного гражданского общества. РПЦ сначала служила имперскому самодержавию, а потом тоталитарному коммунистическому обществу. Поэтому нужно понимать, что ни о какой другой политики, кроме консервативной, Русская православная церковь не ведает и опирается лишь на свой опыт. В нынешней политики РПЦ нет ничего нового, все уже было, а изобретать лучшее никто пока не хочет. Это похоже на старые рваные паруса, подлатанные и вновь повешенные на мачту, до нового шторма.

А как же сама русская православная церковь оценивает свою политику? Многие священнослужители любят заявлять о том, что РПЦ вне политики и что она всегда готова сотрудничать с различными партиями и не оказывает влияния на политические взгляды  и предпочтения.

Но  и тут есть что опровергнуть. С  самого начала Русская православная церковь (тогда еще под патриаршеством Алексия II) начинает тесное сотрудничество с правящей партией. Например, можно вспомнить подписанный 2 апреля 1996 г. президентами России и Белоруссии под ходатайством Патриарха Алексия II договор об интеграции братских государств. Участие Патриарха всея Руси в заключение этого договора и послужило началом тесных взаимовыгодных отношений между светским государством и церковью. Естественно РПЦ выгодна интеграция бывших советских народов (особенно с большей частью православного населения)

Становится понятно, что главная задача РПЦ на сегодняшний день не обеспечить нравственное процветание Российского социума, а интеграция советских народов (особенно с большим процентом православного населения)

Если  бы все население России, Белоруссии, Украины состояло только из православных, считаю, идея была бы вполне здоровая. Но учитывая то, что на территории этих стран живет большой процент представителей других религий: исламисты, католики, протестанты, буддисты и прочие конфессии, идея интеграции приобретает угнетающий характер.  Неужели Русская церковь хочет, чтобы в России нарушались права человека? Не уж то вся миссия РПЦ заключается в обслуживании государственного аппарата и решению политических и мирских задач?

К сожалению, все так и есть.  Именно к такому выводу меня приводит церковная политика за последние 30 лет. Прямым подтверждением является участие Патриарха Кирилла во всех политических собраниях, где он представляется как глава одной из конфессий. Но ведь согласно конституции Р.Ф. религиозные организации все равны перед законом и секуляризованы от государства, и Патриарх Кирилл не может представлять всех верующих христиан в России. Есть же еще католики, протестанты, старообрядцы и прочие.

Приоритет РПЦ с точки зрения государства  в сравнении с другими христианскими конфессиями и религиями в постсоветской России гораздо выше. Можно бесконечно пустословить о секуляризации церкви от государства, свободе выбора, совести, толерантности к другим религиям, но правда остается за тем, что РПЦ уже обладает полугосударственным статусом и, к сожалению это в Р.Ф. гораздо важнее законов…

Участие Патриарха в государственных  церемониях стало последнее время обычным явлением, как и участие бывших спортсменов, певцов, актеров и прочих не профессионалов. В списке государственных лиц Патриарху Кириллу отведено место выше, чем главе Академии наук России, что само по себе вызывает мое огорчение.

Однако  не правильно считать, что РПЦ  целиком зависит от политики государства, что она выполняет заказы государственных ведомств, и обслуживает новую номенклатуру. Стоит огласить, что вместе с консерваторской ролью русской православной церкви, появилось стремление РПЦ вести самостоятельную политику по отношению к  государственным институтам, политическим фракция, общественным движениям, партиям и.т.д. И эта тенденция самостоятельности, скорее всего, будет только возрастать из-за слабости и неспособности государства вести явную политику по отношению к РПЦ. Этими обстоятельствами, РПЦ, возможно, воспользуется в будущем, чтобы укрепить свое влияние на государство и нашу страну.

Роль и влияние РПЦ в политической жизни современной России

В разные периоды взаимосвязанного существования  РПЦ и России, церковь всегда играла огромную роль в политической жизни российского общества. И сегодня эта роль как никогда значительна, ведь влияние православной церкви на политическую ситуацию растет гигантскими темпами. Ярким доказательством моих слов является возникновение в светских школах такого предмета как «Основы религиозных культур и светской этики» или появление в структурах ВС. России отрядов военных капелланов. Все чаще РПЦ выступает на международной арене, в отдельных спорах между различными организациями и церковью, власть все чаще принимает сторону духовенства. Одним из самых явных таких споров было и есть введение в образовательную программу основ религиозных культур и светской этики. Этот закон вызвал острое недовольство в первую очередь у академиков РАН. 22.06.07 было опубликовано письмо, адресованное В.В. Путину, от десяти ведущих академиков РАН с просьбой пересмотреть решение о введение данного предмета в образовательную систему. В тексте письма говорится о том, что авторы не выступают против религии, но считают, что каждый волен выбирать верить ему или нет. А вот заменять часы технических и гуманитарных предметов на учение о православной культуре неправильно. Ведь России как никогда нужны образованные люди, которые повлекут за собой ряд инновационных преобразований. Так же в письме упоминается о внедрении церкви в государственный орган, что является с нарушением конституции Российской Федерации.

Информация о работе Роль Русской Православной Церкви в современной России