Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 02:06, реферат
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь
государства, где бы не было проблем. В свете социально-политических
преобразований, направленных на построение правового, демократического
общества, впервые государство создает возможности для процветания каждого
проживающего в нем человека.
1. Введение 3
2. Современная семья 5
3. Семейное воспитание 7
4. Социализирующие функции семьи 8
5. Репродуктивная функция 10
6. Хозяйственно-потребительская функция 11
7. Восстановительная функция 12
8. Роль семьи в нравственном воспитании 12
9. Заключение 15
10. Список литературы: 17
11. Приложение 1. 18
человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль,
которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В
детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается
ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции
уменьшается.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В
первые три года
жизни это влияние
необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок
-усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных
характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки,
вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими
свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в
этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах,
помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка
(американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте
умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных
семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей,
подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех
этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов
сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты
культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к
самообразованию.
В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком
социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им
семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности,
исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье
детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье.
Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым
не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы,
связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со
своим ребенком тесную эмоциональную связь.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации
человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также
определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные
устремления, планы и способы их достижения.
В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития
человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или
осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают
искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся
обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.
Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой
саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы
того и другого.
Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким
содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Так,
социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и
результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в
состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют
правонарушителей.
Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая
проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в
полной эмоциональной выхолощенное, иначе в эмоциональной тупости,
приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII в. в Северной Америке от
брака пьяницы рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. К 30-м гг. XX
в. среди более чем двух тысяч их потомков насчитывалось 55% бродяг, воров,
проституток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует,
но их наличие и рост их числа - эмпирический факт. И наконец, сегодня
распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях -
родственникам, чаще - на попечение государства, порой детей просто выгоняют
из дому, много случаев убийства нежелательного младенца. Все это проявления
дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и
государстве.
Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и
результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом,
уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.),
ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными),
стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
Что же касается воспитания в семье как относительно социально
контролируемой социализации, то его в состоянии осуществлять относительно
небольшой процент российских семей (по различным данным разброс очень велик
- от 20 до 60%).
Репродуктивная
функция
Включает
в себя воспроизводство в
детях численности родителей,
принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве
населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая
логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем
сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей.
Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не
всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения,
состоящего из двухдетных семей, через 25-30 лет теряют треть своей
численности и по статистике для воспроизводства населения России надо,
чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине
преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин,
тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит
отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может
оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой
точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей,
создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с
позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с
патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения
неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на
данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть
позитивная сторона.
Хозяйственно-потребительская
функция
Охватывает
различные аспекты семейных
хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема
женского труда...
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью
человечества. В
семье главным образом
получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать
труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких,
учится разумному
потреблению различных
общения с деньгами.
Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются
отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не
исчерпывается. Можно
говорить и о самовоспитании в
семье.
Восстановительная
функция
Состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и
отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи
вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого
требуется не только
нравственно-психологическая
режима труда и отдыха, режима питания и прочее.
Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит
средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг
происходит у каждого по-своему. Кто то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д.
это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе –
путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и
каждого её членов.
Роль семьи в
нравственном воспитании
Сознание человека формируют культурные ценности, которые молодое
поколение черпает из общения с членами общества, частично эти ценности
популяризуются и телевидением.
Однако
с экрана телевизора мы чаще
всего видим низкопробные
которых - деньги. Разъясняют, каким образом эти деньги можно добыть, а
затем использовать их для праздного времяпрепровождения. Пропаганда силы,
алкоголя, наркотиков стала тем звеном, на основе которого на сегодняшний
день наше общество превращается, если можно так выразиться, в колонию, и
прежде всего духовную.
Примером является тот факт, что в одном из городов России группа молодых
парней ворвалась в дом престарелых жителей города, стали избивать стариков,
а затем бросили в погреб, перевернули все в квартире и похитили несколько
мелких предметов.
Человек,
который оказался в погребе,
скончался. Преступникам от
16 лет, а они уже стали на путь праздной жизни, знают, что такое наркотики,
алкоголь, жестокость. Надеяться на то, что они станут нормальными людьми
после отбытия наказания - абсурд.
Примером того, что общество находится в духовно-нравственном кризисе,
является тот факт, что за последнее время стали появляться преступления
такого рода, которых мы и не знали ранее. Женщина, мать дает спиртные