Роль семьи в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 02:06, реферат

Описание работы

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь
государства, где бы не было проблем. В свете социально-политических
преобразований, направленных на построение правового, демократического
общества, впервые государство создает возможности для процветания каждого
проживающего в нем человека.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Современная семья 5
3. Семейное воспитание 7
4. Социализирующие функции семьи 8
5. Репродуктивная функция 10
6. Хозяйственно-потребительская функция 11
7. Восстановительная функция 12
8. Роль семьи в нравственном воспитании 12
9. Заключение 15
10. Список литературы: 17
11. Приложение 1. 18

Файлы: 1 файл

роль семьи.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую  роль,

которая не может  быть компенсирована  другими  институтами  социализации.  В

детском, младшем  школьном  и  подростковом  возрастах  ее  влияние  остается

ведущим,  но  перестает  быть  единственным.   Затем   роль   этой   функции

уменьшается.

   Во-вторых, семья влияет на формирование  психологического пола ребенка.  В

первые три года жизни это влияние определяющее,  ибо  именно  в  семье  идет

необратимый  процесс   половой   типизации,   благодаря   которому   ребенок

-усваивает   атрибуты   приписываемого   ему    пола:    набор    личностных

характеристик,  особенности  эмоциональных  реакций,  различные   установки,

вкусы,  поведенческие  образцы,   связанные   с   маскулинностью   (мужскими

свойствами) или  фемининностью (женскими  свойствами).  Существенную  роль  в

этом процессе семья продолжает играть и на  последующих  возрастных  этапах,

помогая или мешая  формированию психологического пола подростка, юноши.

   В-третьих,  семья  играет  ведущую  роль  в  умственном  развитии  ребенка

(американский  исследователь  Блум  выявил,  что  различие  в   коэффициенте

умственного развития  детей,  выросших  в  благополучных  и  неблагополучных

семьях, доходит  до двадцати баллов), а  также  влияет  на  отношение  детей,

подростков и  юношей к учебе и во многом определяет ее  успешность.  На  всех

этапах  социализации  образовательный уровень семьи,  интересы  ее  членов

сказываются на интеллектуальном развитии  человека,  на  том,  какие  пласты

культуры  он  усваивает,  на  стремлении  к  продолжению  образования  и   к

самообразованию.

   В-четвертых,  семья имеет важное   значение   в   овладении   человеком

социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение  им

семейных  ролей,  влияние  семьи  становится  кардинальным.   В   частности,

исследования показывают, что  выбор  супруга  и  характер  общения  в  семье

детерминированы  атмосферой  и  взаимоотношениями  в   родительской   семье.

Родители, которые  сами в детстве пережили недостаток  внимания  или  которым

не удалось успешно  решить в  семье  свои  детские  конфликты  или  проблемы,

связанные с половым  созреванием, как  правило,  не  способны  установить  со

своим ребенком тесную эмоциональную связь.

   В-пятых,  в  семье  формируются   фундаментальные  ценностные   ориентации

человека, проявляющиеся  в социальных  и  межэтнических  отношений,  а  также

определяющих  его  стиль  жизни,  сферы  и  уровень  притязаний,   жизненные

устремления, планы  и способы их достижения.

   В-шестых, семья  играет  большую  роль  в   процессе  социального  развития

человека в связи  с  тем,  что  ее  одобрение,  поддержка,  безразличие  или

осуждение сказываются  на  притязаниях  человека,  помогают  ему  или  мешают

искать  выходы  в   сложных   ситуациях,   адаптироваться   к   изменившимся

обстоятельствам  его  жизни,  устоять  в  меняющихся социальных   условиях.

Ценности и атмосфера  семьи определяют и то, насколько  она становится  средой

саморазвития и  ареной самореализации ее членов, возможные  аспекты и  способы

того и другого.

   Современные  семьи весьма разнообразны,  и   от  этого  зависит  то,  каким

содержанием наполняется  в  них  социализация,  каковы  ее  результаты.  Так,

социализация в  большой группе семей имеет  явно  антисоциальные  характер  и

результаты. По некоторым  данным, до 25% семей в нашей  стране  вообще  не  в

состоянии позитивно социализировать детей,   а   до   15%   -   формируют

правонарушителей.

   Часть   таких  семей   обладает   наследственной   дегенерацией,   которая

проявляется не только в психических заболеваниях или  дебильности,  но  и  в

полной  эмоциональной   выхолощенное,   иначе   в   эмоциональной   тупости,

приводящей к  социальной дезадаптации. Так, в XVIII в. в Северной Америке  от

брака пьяницы  рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. К 30-м гг.  XX

в. среди более  чем двух тысяч их потомков насчитывалось 55%  бродяг,  воров,

проституток и  слабоумных. Статистика подобных семей  в  России  отсутствует,

но их наличие  и рост их  числа  -  эмпирический  факт.  И  наконец,  сегодня

распространилось  стремление  сбывать  детей  с  рук.  В  редких  случаях  -

родственникам, чаще - на попечение государства, порой  детей просто  выгоняют

из дому, много  случаев убийства нежелательного младенца. Все это  проявления

дезорганизации  семьи,  отражающей  негативные   процессы   в   обществе   и

государстве.

  Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию,  характер  и

результаты которой  определяются ее объективными характеристиками  (составом,

уровнем образования, социальным статусом, материальными  условиями  и  пр.),

ценностными  установками  (просоциальными,  асоциальными,  антисоциальными),

стилем жизни  и взаимоотношений членов семьи.

   Что   же  касается  воспитания  в   семье   как   относительно   социально

контролируемой  социализации, то его в  состоянии  осуществлять  относительно

небольшой процент российских семей (по различным данным разброс очень  велик

- от 20 до 60%). 

   Репродуктивная  функция 

   Включает  в себя  воспроизводство  в   детях  численности  родителей,  т.е.

принимает  участие   в   количественном   и   качественном   воспроизводстве

населения. Можно  сказать, что это  самая  важная  функция.  Ведь,  рассуждая

логически, чтобы  через 24-30 лет население нашей  страны было не меньше,  чем

сейчас, необходимо, чтобы детей  в  семье  было  не  меньше  чем  родителей.

Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным  причинам  не

всегда воспроизводят  своих  родителей.  В  целом  1000  человек  населения,

состоящего   из  двухдетных  семей,  через  25-30  лет  теряют  треть  своей

численности и  по  статистике  для  воспроизводства  населения  России  надо,

чтобы примерно 50 % семей имели 3  детей.  В  настоящее  время,  по  причине

преобладания  городского  образа   жизни,   увеличения   занятости   женщин,

тяжелейшего экономического  положения  рождаемость  падает.  Конечно,  стоит

отметить и связь  общего количества разводов и абортов. Таким образом,  может

оказаться, что  на двух пенсионеров будет приходиться  один работник.  С  этой

точки зрения государство  заинтересовано  в  увеличении  многодетных  семей,

создании им определенных льгот. Но  смотря  на  это  иначе,  в  частности  с

позиций  тенденции  увеличения  рождения  в  многодетных  семьях   детей   с

патологиями,  перенаселения  из-за   ограниченности   ресурсов,   увеличения

неработающего населения  и  других факторов,  можно предположить,  что на

данном  этапе  увеличение  деторождаемости  и  многодетных  семей  не   есть

позитивная сторона. 

   Хозяйственно-потребительская  функция 

   Охватывает  различные аспекты семейных отношений.  Это  ведение  домашнего

хозяйства,  соблюдение  домашнего  бюджета,  управление   семьей,   проблема

женского труда...

   Семья   как   первичная   ячейка   является   воспитательной    колыбелью

человечества. В  семье главным образом воспитываются  дети.  В  семье  ребенок

получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и  уважать

труд людей, там  он приобретает опыт заботы о родителях,  родных  и  близких,

учится разумному  потреблению различных материальных благ,  накапливает  опыт

общения с деньгами.

   Лучший  пример-это пример родителей. В большинстве случаев  дети  являются

отражением  родителей.  Конечно  же,  воспитательная  функция  на  этом   не

исчерпывается. Можно  говорить и о самовоспитании в  семье. 

   Восстановительная  функция 

   Состоит  в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации  досуга  и

отдыха, семья  становится  оздоровительной  средой,  где  любой  член  семьи

вправе надеяться  на  заботливое  отношение  родных  и  близких.   Для  этого

требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и  соблюдение

режима труда  и отдыха, режима питания и прочее.

    Организация  досуга играет большую роль  в  восстановлении.  Досуг   служит

средством восстановления физических и духовных  сил  человека.  Часто  досуг

происходит у  каждого по-своему. Кто то смотрит ТВ,  слушает  музыку  и  т.д.

это является пассивным  отдыхом.  Человек  нуждается  в  активном  отдыхе  –

путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья  для  семьи  в  целом  и

каждого её членов. 

Роль семьи в  нравственном воспитании 

   Сознание  человека  формируют  культурные   ценности,   которые   молодое

поколение черпает  из общения  с  членами  общества,  частично  эти  ценности

популяризуются  и телевидением.

   Однако  с экрана телевизора мы чаще  всего видим низкопробные фильмы,  цель

которых - деньги. Разъясняют, каким  образом  эти  деньги  можно  добыть,  а

затем использовать их для праздного  времяпрепровождения.  Пропаганда  силы,

алкоголя, наркотиков стала тем звеном, на  основе  которого  на  сегодняшний

день наше общество превращается, если можно так  выразиться,  в  колонию,  и

прежде всего  духовную.

   Примером  является тот факт, что в одном  из городов России группа  молодых

парней ворвалась  в дом престарелых жителей  города, стали избивать  стариков,

а затем бросили в погреб, перевернули все в квартире  и  похитили  несколько

мелких предметов.

   Человек,  который оказался в погребе,  скончался. Преступникам от роду 14 -

16 лет, а они  уже стали на путь праздной  жизни, знают, что такое   наркотики,

алкоголь, жестокость. Надеяться на то, что они станут  нормальными людьми

после отбытия  наказания - абсурд.

   Примером  того, что общество  находится   в  духовно-нравственном  кризисе,

является тот  факт, что за  последнее  время  стали  появляться  преступления

такого рода, которых мы и не  знали ранее.  Женщина,  мать  дает  спиртные

Информация о работе Роль семьи в обществе