Роль социального работника в решении проблем многодетной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1)рассмотреть социальную работу как профессию;
2) исследовать нормативно-правовую базу оказания социальной помощи населению;
3) определить клиентов социальной работы;
4) выявить проблемы многодетной семьи;
5) изучить систему социальной помощи многодетным семьям.

Содержание работы

ведение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социальная работа как профессия
1.1.Социальная работа как профессия……………………………………………...5
1.2.Нормативно-правовая база оказания социальной помощи населению………8
1.3.Клиенты социальной работы…………………………………………………..11
Глава 2. Направления социальной работы с многодетной семьей
2.1.Понятие многодетной семьи…………………………………………………..16
2.2.Проблемы многодетной семьи………………………………………………...18
2.3Система социальной помощи многодетным семьям…………………………22
Заключение…………………………………………………………………………26
Список использованных источников и литературы……………………………..29

Файлы: 1 файл

кготово.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Социальная работа как профессия

1.1.Социальная работа  как профессия……………………………………………...5

1.2.Нормативно-правовая  база оказания социальной помощи  населению………8

1.3.Клиенты социальной  работы…………………………………………………..11

Глава 2. Направления социальной работы с многодетной семьей

2.1.Понятие многодетной  семьи…………………………………………………..16

2.2.Проблемы многодетной  семьи………………………………………………...18

2.3Система социальной  помощи многодетным семьям…………………………22

Заключение…………………………………………………………………………26

Список использованных источников и литературы……………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Многодетная семья в современных условиях не всегда находит выход из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный работник.

Общественно-политические и социально-экономические кризисные  явления в России стали причиной серьезных социальных потерь, затронувших  большинство семей. В наиболее сложном  положении оказались многодетные семьи. Многодетность на большинстве территорий Российской Федерации фиксируется при наличии трех и более детей (в ряде субъектов Федерации - пяти и более). Многодетные семьи, когда-то составляющие большинство на территории России (в 20 веке в Европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем 8-9 рождений), в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (5,3%) от общего количества семей.

Внимание к  многодетным семьям в современной  науке объясняется тем, что в  условиях углубляющегося социально-экономического кризиса и духовно-психологического шока среди других травмированных категорий они занимают одно из первых мест. Их экономические трудности усугубляются распространенностью в обществе ложных стереотипов относительно массовой девиантности многодетных семей, а также отсутствием перспектив достойного выхода из сложившейся ситуации. Доля бедных среди многодетных семей особенно велика. Если среди всех семей с детьми она составляет около 50%, то среди семей с тремя детьми она значительно выше - около 85%, а среди семей с четырьмя детьми и более - превышает 90%. Более того, значительная часть многодетных семей не имеет и половины прожиточного минимума на члена семьи. А между тем в многодетных семьях воспитывается около 20% детей в стране.

Объектом исследования данной курсовой работы является многодетная семья и ее социальные проблемы.

Предмет исследования: роль социального работника в решении проблем многодетной семьи.

Задачи исследования:

1)рассмотреть  социальную работу как профессию;

2) исследовать  нормативно-правовую базу оказания  социальной помощи населению;

3) определить  клиентов социальной работы;

4) выявить проблемы  многодетной семьи;

5) изучить систему  социальной помощи многодетным  семьям.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников, включающего  наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социальная работа как профессия

1.1 Социальная работа как профессия

Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Как следует из определения  социальной работы, принятом Международной  ассоциацией школ социальной работы (см. International Association of Schools of Social Work) и Международной федерацией социальных работников (см. International Federation of Social Workers) 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников  способствует общественны изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональномусуществованиюв обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы»

Источник (автор)

Определение

Баркер Р.

Социальная работа - это  вид профессиональной деятельности, направленный на оказание помощи индивидам, группам индивидов, общинам, находящимся  в трудной жизненной ситуации, в достижении, восстановлении или усилении способности к психосоциальному функционированию.

Холостова Е. И.

Социальная работа - это  деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации  физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.

Словарь-справочник по социальной работе

Социальная работа - это  специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Социальная политика. Энциклопедия

1) Социальная работа - это вид профессиональной деятельности, основанный на предметно-интегрированных, междисциплинарных приёмах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп. 
2) Социальная работа - это комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.


Рассмотрим социальную работу как профессиональную деятельность.

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на желаемое изменение какого–либо предмета. У социального работника – это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи. Таким образом, социальная работа – это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Любая деятельность, в  том числе и социальная работа, имеет свою структуру, где каждый элемент органически связан и взаимодействует с другими, выполняет свои функции. Социальная работа - целостная структура, которая состоит из следующих элементов: субъектов; содержания, которое раскрывается через функции; средств (организационно–технических, финансовых и др.), управления и цели [14, стр 122-126].

Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны – поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы – это нахождение компромисса между этими двумя целями.

В центре внимания практической социальной работы находится отдельный  человек с его проблемами жизнеобеспечения, а так же устойчивые общности, в которых происходит жизнь человека, прежде всего семья и трудовой коллектив, и различные социальные группы населения, имеющие специфические условия жизни, способы ее поддержания, характерные черты социального облика, специфику проблем. Такое определение может быть отнесено к характеристике целей профессиональной деятельности социального работника и в России, и в европейских странах.

Вместе с тем, социальный работник в России оказывается по преимуществу управленцем, «назначенцем»  пособий и субсидий, своеобразным «социальным чиновником», что в целом соответствует структурной форме профессиональной социальной работы. Поэтому актуальными задачами перед учеными и практиками социальной работы в России является:

    • разработка правовой основы разграничения полномочий и ответственности, сфер практического влияния на осуществление социальной помощи населению между различными уровнями управления – от местного до федерального;
    • комплексная задача формирования механизмов взаимодействия различных уровней управления с развитием социальной сферы не только между собой, но и с различными субъектами социальной защиты, учреждениями социальной работы  частного, кооперативного, акционерного, государственного и смешанного статуса.

Основной подход к  социальной помощи в России в настоящее время по-прежнему отличается несистематическим характером и кризисной ориентацией, когда социальные службы реагируют на потребности клиентов в наиболее экстремальных и уязвимых обстоятельствах.  С точки зрения опыта организации социальной помощи населению и при улучшении состояния экономики в регионах такой краткосрочный подход труднопонимаем теоретически. Одного только экономического роста недостаточно для преодоления бедности и лишений населения, разрешения многих социальных и психологических проблем, которые пустили глубокие корни. Необходимо разработать долгосрочную стратегию, которая помогла бы различным категориям клиентов более эффективно выполнять свои социальные функции[11, стр 34-44].

1.2 Нормативно-правовая база оказания социальной помощи населению

Право граждан  Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции  РФ от 12.12.93г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом РФ (ст. 39)

В условиях современного российского общества существование системы социальной защиты населения стало необходимостью, так как в результате рыночных реформ 90-х годов XX века произошло массовое ухудшение материальных условий жизни населения России. Современное состояние общества, связанное с его полярным расслоением на классы бедных, неимущих, имеющих доходы ниже прожиточного минимума и класс олигархов, доходы которых превышают минимальный размер оплаты труда в сотни тысяч раз, отсутствие среднего класса в России выражает острую необходимость осуществления социальной поддержки и защиты населения

Конституция РФ не только провозглашает право граждан  на социальную защиту, но и четко  определяет пути его реализации - это  государственное страхование работающих, создание страховых фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятия федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав: ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста инвалидов» 02.08.95г., ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 10.12.95г., «О социальной защите инвалидов» 24.11.95г.

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 22.08.2004 право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: 
1)инвалиды войны; 
2)участники Великой Отечественной войны; 
3)ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40 ФЗ); (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004)) 
4)военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; 
5)лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 
6)лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 
7)члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; 
8)инвалиды; 
9)дети-инвалиды. 
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; 
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица. 
2. Перечень лекарственных средств, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В последние годы отмечен заметный прогресс по развитию новых видов услуг, созданию новых учреждений, надомных форм обслуживания и т.д. В значительной степени этому способствовала работа по реализации Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Указа Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г., постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996 г.

Наиболее интенсивно развивается сеть центров экстренной психологической помощи семье и  детям. Приоритет отдается созданию территориальных центров социальной помощи семье и детям. Эти центры характеризуются многопрофильностью деятельности и комплексных услуг.

Развитию специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, способствовал Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Этот документ определяет систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совершенствования и развития специализированных учреждений образования, здравоохранения, органов социальной защиты населения и др[3, ст 6.1].

 

1.3 Клиенты  социальной работы

 

В первоочередном порядке в социальной защите нуждаются:

- граждане пожилого  возраста, одинокие и одиноко  проживающие;

- инвалиды Великой  Отечественной войны и семьи  погибших военнослужащих;

- инвалиды, в  том числе детства, дети-инвалиды;

- инвалиды из  числа воинов-интернационалистов;

- граждане, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в другой местности;

- безработные;

- вынужденные  беженцы и переселенцы;

- дети-сироты;

- дети с девиантным  поведением;

- семьи, в  которых проживают инвалиды, сироты, больные алкоголизмом и наркоманией;

- малообеспеченные  семьи;

- многодетные  семьи;

- одинокие матери;

- молодые студенческие  семьи;

- граждане, инфицированные  ВИЧ и СПИДом;

- лица с ограниченными  возможностями;

Информация о работе Роль социального работника в решении проблем многодетной семьи