Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:32, курсовая работа
Задачи исследования:
1)рассмотреть социальную работу как профессию;
2) исследовать нормативно-правовую базу оказания социальной помощи населению;
3) определить клиентов социальной работы;
4) выявить проблемы многодетной семьи;
5) изучить систему социальной помощи многодетным семьям.
ведение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социальная работа как профессия
1.1.Социальная работа как профессия……………………………………………...5
1.2.Нормативно-правовая база оказания социальной помощи населению………8
1.3.Клиенты социальной работы…………………………………………………..11
Глава 2. Направления социальной работы с многодетной семьей
2.1.Понятие многодетной семьи…………………………………………………..16
2.2.Проблемы многодетной семьи………………………………………………...18
2.3Система социальной помощи многодетным семьям…………………………22
Заключение…………………………………………………………………………26
Список использованных источников и литературы……………………………..29
В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке.
Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.
Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде; с родственниками, чаще мужа, которые не одобряют факта многодетности, особенно в современных условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодетных семей - трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д.
Многодетные семьи
предпочитают создавать свой круг общения.
Мало времени уделяют на организацию
совместного провождения
Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10 %.
Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества[5, стр 44-51].
Социальная незащищенность таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи: 53,8 % семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков.
Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здоровья родителей. Отмечается низкий показатель систематического наблюдения за детьми, поздняя обращаемость в случае заболевания, самолечение, неудовлетворительная диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-курортное лечение.
Есть данные
о заболеваемости детей в зависимости
от порядкового номера рождения ребенка
- вероятность влияния
Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, неврозы. Подростки имеют здоровье ниже средних показателей[8, стр 95-106].
2.3. Система социальной помощи многодетным семьям
Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи.
Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.
На органы народного образования (ОНО) возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического лектория (с консультациями психолога, педагога о семейном воспитании).
Органы социальной защиты (ОСЗ) занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной информацией о льготах.
Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий, дотаций, касающихся жилья, организации собственного дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов.
Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия для получения советов психолога, педагога в нужный момент.
Органы здравоохранения (ОЗ) предоставляют скидку на приобретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жительства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путевки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членов семьи.
Торговые организации предпринимают распродажу товаров и продуктов питания по сниженным ценам, предоставляют льготные кредиты для приобретения предметов длительного пользования.
Благотворительные организации оказывают материальную и натуральную помощь, церковь - благотворительную и психологическую поддержку.
Исполнительная городская
власть обеспечивает своевременную
выдачу зарплат и пособий на детей,
предоставляет возможность
Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации многодетных семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.)[21].
Льготы для многодетных семей
Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г. № 432 определяет следующие льготы:
- скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления,
- от стоимости топлива, приобретаемого для отопления в пределах установленных норм;
- бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;
- бесплатный проезд
на внутригородском транспорте,
а также на автобусах
- прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
- бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
- бесплатное обеспечение
в соответствии с
- один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха.
В настоящее время обсуждается проект Федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей».
Семья, среднедушевой доход в которой ниже прожиточного минимума, считается малообеспеченной.
Согласно постановлению Правите
Данное право распространяется на одного из родителей (лицо, его заменяющее), сопровождающего ребенка к месту лечения и обратно[17, стр 123-133].
Заключение
Общественно-политические
и социально-экономические
Социальная
работа с многодетной семьей
должна базироваться на
Многодетная семья наиболее полно отражает как позитивные, так и негативные изменения, а при благоприятных условиях максимально реализует свой социально-воспитательный потенциал. Следовательно, для решения вопросов воспитания детей и подростков, формирования устойчивого общества необходимо уделять особое внимание многодетной семье, ее сохранению и развитию.
Социальная работа с многодетной семьей должна охватывать все аспекты ее жизнедеятельности, быть приближенной к потребностям семьи и ее членов, при этом приоритет должен отдаваться организации многодетной семьей собственного дела и культурного досуга.
Субъективная позиция в работе с многодетной семьей, опора на ее собственный социально-воспитательный потенциал способствуют не только решению ею самостоятельно своих собственных проблем. Взаимопомощь, взаимоподдержка, обеспокоенность за судьбу близких формируют у членов многодетной семьи стремление помочь, поддержать и других людей своим опытом, своими знаниями. Унизительность «подачек» осознается членами многодетной семьи, и они изыскивают резервы для самообеспечения и самоутверждения через реализацию своих возможностей, вторичную занятость. Духовное единение с подобными семьями.
Наиболее эффективно работают с многодетной семьей специалисты, обладающие таким же социальным опытом, как и сама семья, то есть члены многодетных семей. Они не только правильно понимают и принимают многодетную семью, но, и являясь ее представителями, способны аргументировано и профессионально защитить права каждого члена такой семьи. Исследование показало: там, где руководители осознают необходимость социальной поддержки семьи, социально-педагогическая работа имеет более высокий результат.
Таким образом, профессиональная подготовка специалистов не может и не должна ограничиваться подготовкой только работников, непосредственно связанных с семьей (социальных педагогов и социальных работников). В сферу внимания при подготовке и переподготовке, специализации кадров важно включать и руководителей социально-педагогических служб самых различных уровней.
Проблема оказания социальной помощи многодетным семьям включает в себя множество неисследованных аспектов. Так, в реализации специфически организованной работы с многодетной семьей необходимо изучение таких аспектов данной проблемы, как особенности социализации воспитания детей в многодетной семье, роль и место отца в многодетной семье, особенности нравственно-этического воспитания детей в многодетной семье и др.
Необходима особая забота и помощь материнству, правовая защита семьи, создание социальных условий для ее нормального функционирования, обеспечение гармоничного развития каждого ребенка с учетом его физиологических особенностей.
Социальный работник должен помочь пережить трудности, максимально расширить все ресурсы социальной помощи, привлечь средства благотворительных организаций, церковь, различные общества; научить семью самопомощи и взаимопомощи.
Список использованных источников и литературы
Источники:
1) Указ Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Последнее обновление 16.07.2009
2) Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г. № 432 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Последнее обновление 16.07.2009
3) ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 10.12.95 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Последнее обновление 16.07.2009
Использованная литература:
4) Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов. - М.: Изд-во Академия, 2005. – 328 с.
5) Бочарова, Н.И. Организация досуга детей в семье / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова. - М.: Изд-во Академия, 2006. - 208с.
6) Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.В. Василькова. - М.: Изд-во Магнит, 2001. – 225 с.
7) Громова, О.Н. Конфликтология / О.Н. Громова. - М.: Изд-во Север, 2000. – 187 с.
8) Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - М.: Изд-во Академия, 2003. - 224с.
Информация о работе Роль социального работника в решении проблем многодетной семьи