Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 08:05, курсовая работа
Сложность изучения взаимоотношений поколений обусловливает необходимость мультидисциплинарного подхода к данной проблеме: изучением поколений занимаются демография, генеалогия, педагогика, этнография и психология. Каждая из конкретных наук решает проблему в своем контексте. Особое место в процессе изучения межпоколенных взаимоотношений принадлежит социологии, которая изучает особенности поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей, особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, проблем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном информационном пространстве). Социокультурный подход включает в себя историко-культурологический анализ форм взаимоотношений поколений, изучение влияния социокультурной среды на дистанцированность поколений. Однако современный этап исследований проблемы межпоколенных взаимодействий характеризуется недостаточной разработанностью ее некоторых аспектов.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические традиции
изучения межпоколенных взаимодействий 5
1.1 Понятие «поколение» 5
1.2 Отношение к старшему поколению в истории 7
1.3 Отношение к пожилым людям на Руси 10
Глава 2. Семья, как институт социализации 15
2.1 Причины обострения межпоколенных отношений 15
2.2 Особенности четырехпоколенной семьи 18
2.3 Специфика жизнедеятельности современной семьи 20
Глава 3. Роль третьего поколения в жизнедеятельности семьи 29
Заключение 36
Литература 39
Укоренившееся уважение к старым людям связано и с особенностями эволюции семьи у славян. В Древней Руси, а позже в России очень долго сохранялись многопоколенные семьи. Это способствовало сохранению иерархических отношений, при которых старшие оказывались доминирующей фигурой над домочадцами. Отец семейства был главой семьи, и сохранял обычаи и традиции своих предков, что приносило ему уважение и создавало установку на повиновение ему. Глава семьи, большак в вопросах обрядности и религиозной идеологии, воспринимался остальными членами как последняя инстанция. Младшие члены семьи проявляли чуткость и отзывчивость к старикам, это обуславливалось особенностями реализуемой ими социализирующей роли. Обычно старики, больше чем кто-либо из окружения родственников, удовлетворяли духовные потребности детей: рассказывали им сказки, притчи, мифологические предания. Они заботились о детях, выполняя каждодневную работу по дому, поощряли активность детей в процессе их вхождения в жизнь окружающих взрослых, практически не прибегая к наказаниям.
А.А. Коринфский отмечает: «Старики являются на Руси хранителями всевозможных заветов былого - минувшего. Они же – и памятливые сказатели всех сказаний. Многие из этих последних давным-давно вымерли бы, если бы не собиратели, подслушавшие их из уст, отходивших на вечный покой патриархов. «Песни не знает - не молод, сказки не расскажет – не старик». В крестьянской семье на Руси основной гарантией обеспеченной старости являлось наличие детей, прежде всего мужского пола («Сына корми – себе пригодится; дочь корми – людям снадобится» - советовала русская пословица). В старообрядческих общинах молодежь говорила обо всем старшем поколении, включая собственных родителей «отцы». Символами «дед» и «бабка» лишь в самое позднее время изредка называли стариков родственников. Старообрядчество констатировало преклонение перед старостью.
Преемственность поколений не всегда идет по восходящей линии. Вопреки устоявшемуся мнению о гармонии отношений между поколениями в традиционной русской общине, их отношения характеризовались довольно сильной напряженностью, а иногда переходили в откровенный конфликт. Особенно ярко это проявлялось во время праздников. В период святок, например, юноши нередко нападали на взрослых, причем их агрессия носила характер жестокости. Самой излюбленной шалостью деревенской молодежи следует признать заваливание ворот и дверей изб всяким деревенским хламом, дровами, бревнами, сохами и проч. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так завалят выходы из изб, что утром все хозяева очутятся в плену.
Есть интересные сведения о доминировании молодежи в русской традиционной культуре, в частности при решении важных «мирских» дел. Например, в середине Х1Х в. молодые крестьяне более решительно боролись за общекрестьянские интересы. Вес, который имела молодежь в традиционной общине, объясняется, по-видимому, военизированным характером русского государства, в котором верховная власть всегда опиралась, прежде всего, на армию, состоявшую из молодежи. Если сказать иначе, то власть издавна старалась вырвать молодежь из-под влияния традиционного сектора, привлечь на свою сторону и с помощью этой военной молодежи воздействовать на народные массы. Исторические данные свидетельствуют о том, что молодежь, призванная на военную службу, игнорировала традиционные нормы поведения, предписывающие подчинение старшим. Нарушение естественных механизмов передачи социальной информации от старших к младшим на уровне всего российского общества, при котором младшие игнорировали волю старших, отчетливо фиксировалось крупнейшими писателями этого периода. Ф. Достоевский констатирует отсутствие в обществе гармонии между поколениями, при которой старшие должны доминировать над младшими.
В результате городская культура попала под мощное влияние революционной интеллигенции. В городской культуре данного времени доминировали молодежные ценности. Молодежь впитывала с образованием западные культурные ценности и начинала свысока смотреть на ту культуру, носителями которой являлось старшее поколение.
Особо остро конфликт поколений проявляется в 20-е годы ХХ века. Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет свою картину мира общепринятой.
Очень важным представляется рассмотреть межпоколенные взаимоотношения в семье. Семья очень важна как для молодого поколения, так и для поколения пожилых. Она является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Семья в течение всей жизни человека является для него первой и последней опорой - «стартовой площадкой» на раннем этапе жизни и «последним прибежищем» в позднем возрасте. Семья выполняет ряд важных социальных функций, таких как:
В настоящее время происходят сильные изменения в экономической жизни страны, старшее поколение полностью отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях.
Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает непонимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, несовпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Молодое поколение растождествляется с дедами и как носителями идей прошлого, и как авторитетами в семье, ориентирами в жизни. Это ведет к напряжению в институте семьи, с которым себя все - таки отождествляет подавляющее большинство старшего поколения. Можно лишь пожелать, чтобы в каждой семье «конфликт поколений» решался на основе чудесного сплава любви к детям и уважении к старости.
Глава 2. СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО НАСЛЕДОВАНИЯ
2.1. Причины обострения межпоколенных отношений
Одним из проявлений социального неблагополучия современного российского общества является нарушение межпоколенных связей, ведущее к потере универсальных норм и ценностей, воплощенных в обычаи и традиции. Обострение межпоколенных отношений связано с рядом социальных явлений современности.
Во-первых, это научно-технический прогресс, который подрывает авторитет старшинства. Если раньше знаний и навыков, полученных в юности, человеку хватало на всю трудовую жизнь и новое поколение училось у предыдущего, социальный статус и специальность чаще всего передавались по наследству, то с внедрением инновационного типа жизнедеятельности ситуация меняется. Соотношение прошлого, настоящего и будущего приобретает новый смысл. При обязательности и даже большей ценности учета опыта, знаний, традиций предыдущих поколений все большее значение приобретает установка на будущее, на неизбежность изменений в своей профессиональной, общественной, семейно-родственной судьбе.
Во-вторых, все опаснее становится пренебрежение к прошлому, так как каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. Чем старше цивилизация, тем больше прошлого за ее спиной, тем она опытнее и тем важнее историческое значение. Оно - первейшее средство сохранения и продления стареющей цивилизации, но не потому, что дает рецепты ввиду новых жизненных осложнений, а потому, что не дает повторять наивные ошибки прошлого.
В-третьих, конфликтность в отношениях поколений определяется типом воспитания "самодовольных недорослей", для которых является врожденным ощущение легкости и обильности жизни, лишенной всяких ограничений. Избыточные блага, но не избыточные заботы сами собой уродуют жизнедеятельность и производят ущербные натуры "баловня", "наследника". Свой умственный и нравственный уровень он считает более, чем достаточным, он не ощущает обязанностей, не знает трудностей, забот.
В-четвертых, особую роль в межпоколенных отношениях играет семья, взаимодействие родителей и детей, предков и потомков. Индустриализация прежде всего ослабляет и в последствии уничтожает семью как общественную единицу. Семья, состоящая из четырех поколений, больше не существует, и остается только маленькое ядро из родителей и детей, очень часто с работающей матерью. В разных национальных культурах по-разному дети относятся к родителям: уважение, почтительность к старшим больше сохранились у азиатских и кавказских народов.
Межпоколенные отношения на микроуровне социальных связей, в семье особенно значимы, поскольку, в отличие от большой, в малой социальной группе отношения людей имеют непосредственный характер. Очень важно для каждого человека знание своего прошлого, своей генеалогии, истории жизни своих предков.
В Японии силен культ предков. Японцы с детства воспитываются в духе веры в то, что страна, в которой они живут, - это не просто земля, горы и реки, а священное жилище богов, место, где обитают души их предков. Считалось, что умершие предки превращались в богов и определяли жизнь и поступки живых, распоряжались их судьбами. И сегодня, одну неделю в августе японцы празднуют "встречу" с душами умерших предков. Они надевают свои лучшие наряды, участвуют в массовых гуляньях. Их поведение должно обрадовать души умерших. Особенно красиво прощание: при полном молчании в реки спускаются фонарики, в которых горят свечи.
Известно, что традиции хороши до тех пор, пока не теряется связь со временем. Нужно уметь отличать мертвое от живого, комбинировать традиционное и современное. Особыми являются в Японии и отношения между "отцами и детьми". Мудрость народа заключается не только в том, что сохраняется уважительное отношение младших к старшим, но отношение старших - родителей, учителей - к детям подчеркнуто бережное, ласковое, внимательное, что во многом объясняет секрет феномена японского воспитания. Взрослые стремятся сделать жизнь ребенка интересной, содержательной. Способность жить в гармонии с другими, не теряя при этом своей собственной индивидуальности, во многом определяет успешное развитие страны.
Главное в межпоколенных отношениях - способность каждого поколения адаптироваться безболезненно в единое социокультурное пространство без жесткой иерархии, без насилия, неуважения со стороны "отцов" к детям, с обязательным утверждением авторитета пожилых людей и доверия, любви к растущему человеку.
2.2. Особенности четырехпоколенной семьи
С точки зрения отношений поколений, мир переживает сейчас уникальный исторический период, суть которого заключается в том, что в обществе впервые сложилась четырехзвенная, четырехпоколенная структура. Никогда в истории еще такой ситуации не было, она возникла в ХХ веке. И отсюда ряд неординарных, с точки зрения традиционных процессов социализации, следствий.
Во-первых, раньше было одно работающее поколение - "отцы", а младших, то есть "детей", воспитывали "старики". Таким образом, "отцы" обеспечивали всю материальную жизнь, а функцию социализации выполняли старики, воспитывая внуков. Теперь производство меняется, тяжелый физический труд уже не нужен, а востребованы наработанные опыт и знания, или даже просто терпеливость и покладистость. Теперь уже старики задействованы на производстве, они там нужны и нередко более предпочтительны. Они больше не хотят воспитывать внуков. "Отцы" тоже работают, и "детьми", оказалось, заниматься некому. Поэтому возникла нужда в иных формах социализации.
С другой стороны, например, человеку 60 лет, но он умирать еще не собирается, у него хорошее здоровье. А рабочих мест для таких нет, потому что уже есть другие, молодые, тоже желающие на эти места. Объективность конфликта налицо. Вот почему социализация есть вопрос расширенного социального воспроизводства общества.
Во-вторых, появление 4-х поколенной структуры привело к новому структурированию социального пространства и времени. Прежняя, традиционная трехзвенная структура - дед, отец, сын - имела традиционные формы и механизмы трансляции социальности. А когда появилось четвертое поколение, оказалось, что в этих механизмах новые социально-поколенческие роли не прописаны. Как каждое из поколений должно общаться с другими? Каким безусловным авторитетом будет обладать дед, если он сам "сын"?
В-третьих, проблема "отцов и детей" усложняется тем, что с развитием электронных средств и коммуникационных сетей дети по своим возможностям уподобляются взрослым, и здесь сразу три поколения становятся взрослыми и три - детьми, "молодыми". Соответственно, проблема межпоколенческого конфликта как отношения между двумя поколениями в современных условиях оказывается некорректно сформулированной.
2.3. Специфика жизнедеятельности современной семьи
А если взять за основу нуклеарную семью, раздельное проживание семей разных поколений, то возникает проблема, как, с кем и по отношению к кому идентифицирует себя ребенок? Бабушки и прабабушки оказываются за пределами семьи, становятся чужими людьми. Распространение в современности домов для престарелых - это как раз западное решение вопроса о разрыве поколений, когда молодежь – дети, и тем более внуки и правнуки, - не принимает стариков как ближних своих и родственников. Да и сами старики тоже даже внуков нянчить не хотят, тем самым, усугубляя отчуждение.
Из этого возникает и другая проблема - риск распада единства исторического и социального пространства и времени, которые не возможны без содержательного взаимодействия людей разных поколений. В старом традиционном обществе проблемы отцов и детей не возникали, поскольку старики были воплощением опыта выживания, и все знали, что стариков убрали - и сами до следующего года не дожили. А сейчас производственные процессы освободили человечество от прямой непредсказуемости природной стихии, опыт аккумулирован, откорректирован наукой и письменно закреплен в информационных источниках, зачем теперь старики? Пенсионеры - иждивенцы, "лишние", занимающие места, да еще и учат чему-то.
Информация о работе Роль третьего поколения в жизнедеятельности семьи