Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 12:48, реферат
Описание работы
Известный русский писатель А.И. Куприн говорил: «Язык- это история народа. Язык- это путь цивилизации и культуры…»1,- и с этими словами нельзя не согласиться. Действительно, на протяжении столетий человек и его история неразрывно связан с языком, с вековым хранителем культуры и ценностей людей, ведь формирование современного русского языка началось с языка наших предков- славян. Именно восточнославянский язык почти V веков назад положил основу тому, что имеет человек сегодня - великому русскому языку.
Содержание работы
1. ВВЕДЕНИЕ с. 3-4 2. Роль языка в социализации личности: Социализация: этапы становления человеческой личности с. 5-6 б) Ступени речевого развития: роль языка на каждом этапе становления личности. стр. 6-10 в) Наука XXI века: современные дисциплины, изучающие роль языка в социализации личности стр. 10-11 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 12-13 4. Список использованной литературы
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ
ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра общественных
связей и медиаполитики
РЕФЕРАТ
на тему «Роль языка в социализации личности»
Тюрина Ольга Владимировна,
студентка 1 курса, БО3-13-4
Москва
2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
с. 3-4
2. Роль языка
в социализации личности:
Социализация: этапы становления
человеческой личности с. 5-6
б) Ступени речевого развития:
роль языка на каждом этапе
становления личности.
стр. 6-10
в) Наука XXI века: современные
дисциплины, изучающие роль языка в социализации
личности стр. 10-11
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
стр. 12-13
4. Список использованной
литературы
стр. 14
I. ВВЕДЕНИЕ
Что такое язык? Возможно,
сегодня язык- это незаменимое в повседневной
жизни человека средство общения, выражения
мысли, обмена опытом и информацией или
многосложная структура, огромный невидимый
механизм, состоящий из сотен тысяч мелких
деталей: букв, звуков, слов, предложений.
Известный русский писатель
А.И. Куприн говорил: «Язык- это история
народа. Язык- это путь цивилизации и культуры…»1,- и с этими словами нельзя не
согласиться. Действительно, на протяжении
столетий человек и его история неразрывно
связан с языком, с вековым хранителем
культуры и ценностей людей, ведь формирование
современного русского языка началось с языка
наших предков- славян. Именно восточнославянский
язык почти V веков назад положил основу
тому, что имеет человек сегодня - великому
русскому языку.
Однако язык не только хранитель
человеческих ценностей, но и способ познания
окружающего мира. Язык непосредственно
влияет на жизнь человека, формирует его
представления о внешнем мире. Язык словно
друг и наставник сопровождает новорожденного
младенца с первого крика и идет с ним
до конца. Оказывая прямое влияние на речевую
культуру общества и отдельного человека,
язык формирует своего носителя: индивидуума
со средним уровнем владения нормами речевого
общения или высокоразвитую личность,
в совершенстве владеющую языком, правилами
речевого поведения и социокультурного
общения. Язык лежит в основе всех коммуникативных
процессов, совершаемых человеком на протяжении
жизни, в связи с этим в современном мире
язык всё чаще воспринимается как основной
инструмент социализации личности.
На рубеже IXX-XX
вв. язык становится обширным
полем исследования не только
лингвистов, но и социологов, которые
рассматривают коммуникацию как
процесс, посредством которого индивидуумы
становятся полноправными носителями
своей культуры. Известный американский
лингвист и этнолог Эдварт Сепир, изучая
влияние культуры и языка на человеческое
общество, утверждал: «Язык- это великий
рычаг социализации, возможно величайший
из всех существующих».2
Сегодня, в XXI веке,
исследованием языка занимаются
такие дисциплины как психолингвистика,
социолингвистика, социология и
многие другие науки, занимающиеся
изучением взаимодействия общества
и языка. На данный момент проблема
роли языка в процессе социализации личности
занимает центральное место, что доказывает
появление во второй половине XX века новых
отраслей языкознания, направленных на
изучение языкового сообщества, современной
языковая ситуация, социально-коммуникативных
систем и языковой социализации в том
числе.
Учёные
XXI века всё чаще затрагивают вопрос языковой
компетентности современных специалистов,
пытаясь выявить закономерности социализации
молодых специалистов на разных этапах
жизнедеятельности, начиная с получения
навыков владения языком в семье и заканчивая
высшим учебным заведением.
Таким образом,
актуальность темы определена
тем, что социализация личности
с помощью коммуникативных процессов
является одним из основных
в современном информативном
обществе, в котором роль языка
значительно возросла и обрела
непосредственное влияние на
все сферы жизни общества, включая
сферу политики, экономики, культуры
и образования.
2. РОЛЬ ЯЗЫКА
В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
а) Социализация:
этапы становления человеческой личности
В значительной
степени проблема языка как средства социализации
личности была исследована русским лингвистом
А.А.Леонтьевым3, основные труды которого были
посвящены изучению речевой деятельности
человека. Создав особую теорию, он предложил
«изучать не столько язык, сколько говорящего
человека ». Фундаментом для работ А.А.
Леонтьева послужили труды И.А. Бодуэна
де Куртэне - теоретика речевого поведения,
Л.С. Выготского, рассматривающего язык
как психологическое орудие социальной
деятельности человека, а также известного
языковеда и философа Р.А. Будагова, по
мнению которого основное назначение
языка заключается передаче опыта: «Язык
служит хранилищем человеческих знаний.
Познавая мир, люди дают названия всему
тому, что они узнали, увидели, открыли…»4. Таким образом, являясь источником
знаний язык участвует в формировании
картины мира в сознании человека, а значит
принимает непосредственное участие в
его социализации.
Однако для того, чтобы более точно определить
место и роль языка в становлении человеческой
личности, необходимо подробно рассмотреть
само понятие социализации. Впервые этот
термин был использован в XX веке. Он отражал
взаимодействие индивида и окружающей
его социальной среды, но сама идея социализации
гораздо старше. Она нашла свое отражение
в работах ученых еще в конце XVIII века,
среди которых были философы: В. Соловьев,
С. Булгаков, Н. Бердяев, психологи: П. Блонский,
Л. Выготский и многие другие деятели науки.
С 60-х гг. XX века в отечественной социальной
психологии определение социализации
понимали как «процесс усвоения человеком
социальных норм и ценностей, вхождение
в социальную среду». Позднее появилось
новое понимание социализации как двустороннего
процесса, то есть не только личного
усвоения, но и активного воспроизведения
социального опыта. Можно сказать, что
социализация есть процесс становления
личности, характеризующийся получением
и обменом социальным опытом, начинающийся
с рождения человека.
Как правило,
выделяют четыре стадии социализации:
1) ранняя стадия
(от рождения до поступления в школу);
2) стадия обучения
(от поступления в школу до момента получения
профессионального образования);
3) трудовая фаза
(социальная зрелость);
4) завершение жизненного
цикла ( с момента окончания трудовой
деятельности).
Эти этапы напоминают
возрастную периодизацию человеческой
жизни: детство, юность, зрелость, старость.
В каждом из фаз процесс социализации
протекает по-разному: наиболее активно
в ранние периоды и с меньшей интенсивностью
к завершению. Также и язык на каждой стадии
играет особую роль.
Тем не менее,
ученые выделяют всего три
сферы, в которых происходит становление
личности: деятельность, общение и
самосознание- все сферы объединены одной
общей целью- расширение социальных связей
индивида с внешним миром. Итак, дав определение
понятию социализации, подробно рассмотрим
роль языка на каждом этапе становления
личности.
б) Ступени речевого
развития: роль языка на каждом этапе становлении
личности.
Начальная стадия социализации
начинается с момента появления ребенка
на свет, то есть с первых минут его рождения.
Важнейшим направлением на данном этапе
является взаимодействие поколений, передача
опыта, опосредованная СМИ, от старшего
к младшему.
Известный русский
ученый В.М. Бехтерев в социально-психологической
теории уделял особое внимание
вопросам общения, которое, по мнению
социолога, является «условием сохранения
и распространения индивидуального
опыта, передачи его потомству, обеспечения
исторической преемственности общественных
ценностей».5 Общение у Бехтерева выступает
как основное составляющее социализации
личности. В «Коллективной рефлексологии»
ученый обращает внимание: « Различные
личности находятся в различных условиях
в смысле общения их с окружающими лицами,
а равно и в неодинаковых условиях воспитания,
что также не лишено громадного значения
в отношении будущего развития каждой
данной личности ».6 Таким образом, ученый отмечает,
что успех развития личности напрямую
зависит от общения человека с окружающими
людьми. Чем богаче и разнообразнее общение,
тем успешнее развитие. Люди, выросшие
в общении с более разнообразным кругом
лиц, являются более развитыми по сравнению
с теми, круг которых был более ограничен.
«Этот вывод получил подтверждение в многочисленных
пихолого-педагогических исследованиях,
а также в конкретной учебно-образовательной
и воспитательной практике».7 Речь, по мнению Бехтерева,
«наиболее важное, эффективное средство
общения» или «обмена мыслями в человеческом
обществе». Аналогичное убеждение и у
Р.А. Будагова: «Язык существует в обществе,
где выступает в качестве средства общения
между людьми».8
Таким образом, на
начальном этапе социализации язык выступает
средством познания ребенком окружающего
мира. Речевая культура индивидуума складывается
под влиянием первичных агентов социализации9, то есть родителей и близких
родственников, речь которых ребенок перенимает
путем подражания. На основе языка родителей
складывается представление о внешнем
мире у ребенка.
Стадия
обучения переносит процесс становления
личности из семьи в социальный
институт10: школу или дошкольное, а затем
в высшее или среднее специальное учебное
заведение. Так, «социализация взаимоувязывается
со специальными профессиональными знаниями,
неотъемлемой частью которых является
профессиональный язык»11. Особенностью профессионального
языка является определенная терминология,
которая поступает ученику или студенту.
В данном случае вторичным агентом социализации 12 выступает непосредственно
учитель или преподаватель. «Процесс социализации
личности студента при вхождении в образовательную
среду связан с языковой адаптацией. Особенно
ярко это проявляется при необходимости
адаптироваться к новой незнакомой языковой
среде, когда ему приходится сталкиваться
с трудностями в общении, обусловленными
недостаточностью знаний языковых и речевых
норм, как самых общих, так и более частных,
соотносимых с особенностями речевого
поведения конкретного социума»13.
Таким
образом, на стадии обучения средством
социализации выступает профессиональный
язык и иноязычная лексика, терминология.
На данном этапе проходит ступень
овладения языком в контексте
общей языковой подготовки и
ступень концептуального познания,
то есть освоение аспектов
языка в контексте научной
и узкопрофессиональной языковой
подготовки. Здесь можно говорить
о понятии «языковой социализации».
Что означает это понятие?
«Языковая социализация- овладение языком, как коммуникативным
средством, обусловливающим социальное
взаимодействие в обществе. Выражается
в усвоении не только элементов и структуры
языка, но и речевых норм данной социальной
среды, стереотипов речевого поведения.
Таким образом, языковая социализация
подразумевает приобретение как языковой,
так и коммуникативной компетенции.14 На второй стадии социализации,
по окончании учебного заведения человек
становиться сформированной личностью
с индивидуальными взглядами и целями,
с особой жизненной позицией. Роль языка
не так велика как на предыдущих стадиях
формирования. К началу трудовой стадии
индивидуума можно назвать «языковой
личностью», носителем языка со своим
ви́дением картины мира. Впервые понятие
языковой личности в 1930-х гг. рассматривал
отечественный лингвист, языковед В.В.
Виноградов. В его работе «О художественной
прозе» ученый пишет, что Бодуэна дэ Куртэне
«…интересовала языковая личность как
вместилище социально- языковых форм и
норм коллектива».15