Роль языка в социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 12:48, реферат

Описание работы

Известный русский писатель А.И. Куприн говорил: «Язык- это история народа. Язык- это путь цивилизации и культуры…»1,- и с этими словами нельзя не согласиться. Действительно, на протяжении столетий человек и его история неразрывно связан с языком, с вековым хранителем культуры и ценностей людей, ведь формирование современного русского языка началось с языка наших предков- славян. Именно восточнославянский язык почти V веков назад положил основу тому, что имеет человек сегодня - великому русскому языку.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ с. 3-4
2. Роль языка в социализации личности:
Социализация: этапы становления человеческой личности с. 5-6
б) Ступени речевого развития: роль языка на каждом этапе становления личности. стр. 6-10
в) Наука XXI века: современные дисциплины, изучающие роль языка в социализации личности стр. 10-11
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 12-13
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 49.59 Кб (Скачать файл)

       «В понятии языковой личности фиксируется связь языка с индивидуальным сознанием личности, с мировоззрением. Речь человека с неизбежностью отражает его внутренний мир, служит источником знания о его личности. Более того, «очевидно, что человека нельзя изучить вне языка...», поскольку, даже с обывательской точки зрения, трудно понять, что представляет из себя человек, пока мы не услышим, как и что он говорит. Но также невозможно «язык рассматривать в отрыве от человека», так как без личности, говорящей на языке, он остается не более чем системой знаков ».16 На данном этапе социализации основным для человека становится литературный язык .

           «Литературный язык - общий язык письменности того или иного народа, а иногда нескольких народов - язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, чаще письменной, но иногда и в устной »17.  Главным признаком данного языка является нормативность. «Понятие нормы - центральное в определении национального литературного языка (как в его письменной, так и в разговорной форме)»18. Здесь стоит упомянуть о влиянии на вкус и грамотность личности художественной литературы. Таким образом, на данном этапе сформированная личность совершенствует свой социальный уровень, приобщаясь к высокому языку литературы и искусства.

          Завершающая стадия становления личности - старость. В современном обществе старость означает неизбежное понижение социального статуса, что напрямую связано с завершением трудовой деятельности и уходом с рынка труда. Однако в далеком прошлом старики были объектом уважения и почитания, потому что в отсутствие иных материальных носителей информации они являлись живыми хранилищами мудрости, обычаев, сведений об имущественных и иных правах. В нашем представлении по-прежнему сохранилась идеалистическая картина, изображающая седовласого старца, сидящего у очага и рассказывающего детям чудесные истории о прошлом. На данном этапе язык перестает быть средством познания, выполняя лишь роль хранителя знаний и опыта накопленного в течение всей жизни. Несмотря на то, что информативное общество XXI века обладает огромным количеством способов хранения информации, в том числе электронных, пожилое население является носителями живого исконно русского языка, наполненного архаичной и диалектной лексикой.

     Итак, процесс социализации неразрывно связан с коммуникативной деятельностью человека, и роль языка в становлении личности велика. Для ребенка язык - связь с прошлым и открытие будущего, для юноши - учитель и главный наставник, для зрелого человека - его труд, для пожилого - сокровенный тайник. Со временем язык стал значить гораздо больше, чем раньше. Занимая новое место в жизни человека, язык занял новое место и в науке.

 

§3. Наука XXI века: современные дисциплины, изучающие роль языка в социализации личности.

       Сегодня понятия языка и общества стали взаимозависимы и неразделимы. Язык совершенствуется, изменяется, подстраиваясь под новые требования человека. Проблема «языка и общества» стала полем исследования для новых дисциплин, среди которых социо- и психолингвистика.

     Понятие языковой социализации является одним из основных понятий социолингвистики, один из основоположников которой американский социолог Уильям Лабов, определяющий эту науку как изучающую «язык в его социальном контексте».

       Российские ученые Б.В. Емельянов и П.А. Кузнецова19, ссылаясь на труды           А.Д. Швейцера, придерживаются иного понимания дисциплины конца XX века: «Социолингвистика (социальная лингвистика) - научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества. Некоторые из этих проблем (например, «язык и общество» ) рассматриваются в рамках общего языкознания».20 Социолингвистические исследования в СССР начались еще в 20-30-х гг. XX в. Трудами советских ученых Л.П. Якубинского, В.В. Виноградова, Б.В. Ларина, В.М. Жирмунского и других ученых, изучавших язык как общественное явление.

      Так же  изучением взаимодействия языка и нации или целого народа занимается макросоциолингвистика. В отличие от неё микросоциолингвистика занимается анализом языковых процессов и отношений в   небольших по численности группах носителей языка (семья, подростковая группа, производственные отношения внутри коллектива). Микросоциолингвистика исследует следующие проблемы: эффективность речевого взаимодействия, приобретение и совершенствование коммуникативных навыков (процесс социализации), изучение отношения к языку (престижность владения той или иной формой языка). Таким образом, микросоциолингвистика занимается  скорее индивидуальной речью в социальном контексте. 

       Подводя  итог, можно сказать, что сегодня, в XXI веке, проблеме взаимодействия  языка и общества, а также изучению  роли языка в социализации  личности отводится значительное  место в научно-исследовательской сфере деятельности, что подтверждает образование новых отраслей лингвистики и языкознания.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Язык- достояние всех, кто владеет его нормами. Языковая социализация является одновременно составной частью и орудием социализации личности: психическое развитие человека, усвоение норм поведения, процесс познания и социальная деятельность не возможны без языка; одновременно усвоение языка, овладение его, нормами определяется социальной средой. Процесс языковой социализации продолжается на протяжении всей жизни человека, однако наиболее интенсивно он проходит в детском возрасте, причем в это время он обладает рядом ярко выраженных особенностей.

       Детство- особая стадия в становлении личности, это своеобразный фундамент длительного процесса социализации, огромную роль в его закладке играет язык. В это время язык является средством познания ребенком окружающего мира, так как именно через речь родителей в сознании индивидуума появляются первые образы и элементарные представления. Известный русский социолог В.М. Бехтерев подчеркивает важность языка на первом этапе формирования личности, говоря о том, что общение, без сомнений, является одним из главных условий сохранения и передачи ребенку опыта и исторической преемственности.

      На стадии обучения индивидуум находится под влиянием социальных институтов: школы, колледжа, ВУЗа, в котором знакомится с будущей сферой своей профессиональной деятельности, поэтому неотъемлемой частью жизни индивидуума в это время является профессиональный язык, научные термины и понятия. Таким образом, весь процесс входа студента в образовательную среду связан с языковой адаптацией.

     Трудовая фаза- стадия профессиональной реализации. На данном этапе мы говорим о понятии «языковой личности», введенном в 30-х гг.

В.В. Виноградовым. Это понятие является связью между языком и индивидуальным сознанием личности. На данной стадии социализации у человека складывается свой собственный взгляд на мир, формируются навыки совершенного владения языком.

          Старость- стадия хранения и передачи информации накопленного языкового опыта. Пожилые люди являются своеобразной копилкой языковых особенностей, которые со временем теряют свою актуальность и выходят из повседневного употребления. Не сложно заметить, что язык  как основное средство коммуникации на ранних стадиях становления играет роль более значительную, нежели на заключительных. Однако не стоит забывать о том, что язык будучи верным спутником человека на протяжении всей истории является неотъемлемой частью его жизни.

                Итак, можно с полной уверенностью  сказать, что роль языка в процессе  социализации личности, безусловно, велика, и в основании всей  человеческой жизни, начиная с  рождения до старости, лежит крохотная  часть огромного коммуникационного  механизма - слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

§1. Использованная литература:

1. Эдварт Сепир «Избранные труды по языкознанию и культурологи »: Пер. с англ.М., 2002.,655с.

2. Социализация личности посредством языка: познание, понимание, освоение/ Т.Ю. Якуба.-Хабаровск: Изд-во Тихоокеан.гос.ун-та, 2012.-129 с.

3. Р.А. Будагов «О предмете языкознания», Известия АН СССР. Отделение литературы и русского языка. Т. XXXI Вып. 5- М.,с 401-412

4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность- М.: Просвещение, 1969. -   214с.

5. Научное сообщение «Социолингвистика: казус Марра» Б.В. Емельянов и П.А. Кузнецова, 2013

6. Бехтерев В.М. «Избранные работы по социальной психологии» М., 1994, 400с.

7. Р.А. Будагов «Человек и язык»- М.:Издательство Моск. ун-та, 1979

8. Швейцер А.Д. Социолингвистика (Лингвистический энциклопедический словарь). М., 1990

9. Вестник Томского государственного университета. Филология № 4(12).

В.В. Иванцова «О термине «ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»: истоки, проблемы, перспективы использования», 2010

10. «Общественные функции языка и его функциональные эквиваленты». В сб.: «Язык и общество» М., НАУКА, 1968

11. Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. - М., 1978. - С. 288-297)

 

§2. Интернет ресурсы:

1.Словарь«Академик»:http://sociolinguistics.academic.ru

2. Цитаты и афоризмы: http://citaty.su/yazyk-citaty-i-aforizmy

3.ВИКИЗНАНИЕ: http://www.wikiznanie.ru

4. ГРАМОТА.ru : http://www.gramota.ru/class/citations

 

 

1 Цитаты и афоризмы: http://citaty.su/yazyk-citaty-i-aforizmy

2 Эдварт Сепир «Избранные труды по языкознанию и культурологи »: Пер. с англ.М., 2002.,655с.

3 Алексе́й Алексе́евич Лео́нтьев (1936—2004) — российский психолог и лингвист, доктор психологических и филологических наук, действительный член РАО[1] и АПСН.

4 Р.А. Будагов «Человек и язык»- М.:Издательство Моск. ун-та, 1979

5 Бехтерев В.М. «Избранные работы по социальной психологии» М., 1994, 400с.

6 Там же

7 Там же 

8  Р.А. Будагов «О предмете языкознания», Известия АН СССР. Отделение литературы и русского языка. Т. XXXI Вып. 5- М.,с 401-412

9 Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

10 Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.

11 Профессиональный язык- это историческая и национальная категория, результат взаимодействия разнообразных факторов и культур. Одной из основных характеристик профессионального субстандарта является развитие и использование системы лексико-фразеологических единиц, соответствующих терминам, профессиональный язык часто рассматривается учеными как терминологическая система. («Основные характеристики профессионального языка» Малюга Е.Н.,  Кафедра иностранных языков РУДН, 2011)

 

12 Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

13 Социализация личности посредством языка: познание, понимание, освоение/ Т.Ю. Якуба.-Хабаровск: Изд-во Тихоокеан.гос.ун-та, 2012.-129 с.

14Словарь«Академик»:http://sociolinguistics.academic.ru/908/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

15 Вестник Томского государственного университета. Филология. В.В. Иванцова «О термине «ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»: истоки, проблемы, перспективы использования», 2010

16ВИКИЗНАНИЕ:http://www.wikiznanie.ru/ruwz/index.php/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

17 Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. - М., 1978. - С. 288-297)

18 Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. - М., 1978. - С. 288-297)

 

19 Научное сообщение «Социолингвиста: казус Марра» Б.В. Емельянов и П.А. Кузнецова, 2013

20 Швейцер А.Д. Социолингвистика (Лингвистический энциклопедический словарь). М., 1990

 

 


Информация о работе Роль языка в социализации личности