«В понятии языковой личности фиксируется
связь языка с индивидуальным сознанием
личности, с мировоззрением. Речь человека
с неизбежностью отражает его внутренний
мир, служит источником знания о его личности.
Более того, «очевидно, что человека нельзя
изучить вне языка...», поскольку, даже
с обывательской точки зрения, трудно
понять, что представляет из себя человек,
пока мы не услышим, как и что он говорит.
Но также невозможно «язык рассматривать
в отрыве от человека», так как без личности,
говорящей на языке, он остается не более
чем системой знаков ».16 На данном этапе социализации
основным для человека становится литературный
язык .
«Литературный язык
- общий язык письменности того или иного
народа, а иногда нескольких народов -
язык официально-деловых документов, школьного
обучения, письменно-бытового общения,
науки, публицистики, художественной литературы,
всех проявлений культуры, выражающихся
в словесной форме, чаще письменной, но
иногда и в устной »17. Главным признаком
данного языка является нормативность.
«Понятие нормы - центральное в определении
национального литературного языка (как
в его письменной, так и в разговорной
форме)»18. Здесь стоит упомянуть
о влиянии на вкус и грамотность личности
художественной литературы. Таким образом,
на данном этапе сформированная личность
совершенствует свой социальный уровень,
приобщаясь к высокому языку литературы
и искусства.
Завершающая стадия становления
личности - старость. В современном обществе
старость означает неизбежное понижение
социального статуса, что напрямую связано
с завершением трудовой деятельности
и уходом с рынка труда. Однако в далеком
прошлом старики были объектом уважения
и почитания, потому что в отсутствие иных
материальных носителей информации они
являлись живыми хранилищами мудрости,
обычаев, сведений об имущественных и
иных правах. В нашем представлении по-прежнему
сохранилась идеалистическая картина,
изображающая седовласого старца, сидящего
у очага и рассказывающего детям чудесные
истории о прошлом. На данном этапе язык
перестает быть средством познания, выполняя
лишь роль хранителя знаний и опыта накопленного
в течение всей жизни. Несмотря на то, что
информативное общество XXI века обладает
огромным количеством способов хранения
информации, в том числе электронных, пожилое
население является носителями живого
исконно русского языка, наполненного
архаичной и диалектной лексикой.
Итак, процесс
социализации неразрывно связан с коммуникативной
деятельностью человека, и роль языка
в становлении личности велика. Для ребенка
язык - связь с прошлым и открытие будущего,
для юноши - учитель и главный наставник,
для зрелого человека - его труд, для пожилого
- сокровенный тайник. Со временем язык
стал значить гораздо больше, чем раньше.
Занимая новое место в жизни человека,
язык занял новое место и в науке.
§3. Наука XXI века:
современные дисциплины, изучающие роль
языка в социализации личности.
Сегодня
понятия языка и общества стали взаимозависимы
и неразделимы. Язык совершенствуется,
изменяется, подстраиваясь под новые требования
человека. Проблема «языка и общества»
стала полем исследования для новых дисциплин,
среди которых социо- и психолингвистика.
Понятие языковой
социализации является одним из основных
понятий социолингвистики,
один из основоположников которой американский
социолог Уильям Лабов, определяющий эту
науку как изучающую «язык в его социальном
контексте».
Российские
ученые Б.В. Емельянов и П.А. Кузнецова19, ссылаясь на труды
А.Д. Швейцера, придерживаются иного понимания
дисциплины конца XX века: «Социолингвистика
(социальная лингвистика) - научная дисциплина,
развивающаяся на стыке языкознания, социологии,
социальной психологии и этнографии и
изучающая широкий комплекс проблем, связанных
с социальной природой языка, его общественными
функциями, механизмом воздействия социальных
факторов на язык и той ролью, которую
играет язык в жизни общества. Некоторые
из этих проблем (например, «язык и общество»
) рассматриваются в рамках общего языкознания».20 Социолингвистические исследования
в СССР начались еще в 20-30-х гг. XX в. Трудами
советских ученых Л.П. Якубинского, В.В.
Виноградова, Б.В. Ларина, В.М. Жирмунского
и других ученых, изучавших язык как общественное
явление.
Так же
изучением взаимодействия языка и нации
или целого народа занимается макросоциолингвистика.
В отличие от неё микросоциолингвистика занимается анализом
языковых процессов и отношений в небольших
по численности группах носителей языка
(семья, подростковая группа, производственные
отношения внутри коллектива). Микросоциолингвистика
исследует следующие проблемы: эффективность
речевого взаимодействия, приобретение
и совершенствование коммуникативных
навыков (процесс социализации), изучение
отношения к языку (престижность владения
той или иной формой языка). Таким образом,
микросоциолингвистика занимается скорее
индивидуальной речью в социальном контексте.
Подводя
итог, можно сказать, что сегодня,
в XXI веке, проблеме взаимодействия
языка и общества, а также изучению
роли языка в социализации
личности отводится значительное
место в научно-исследовательской
сфере деятельности, что подтверждает
образование новых отраслей лингвистики
и языкознания.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Язык- достояние всех, кто владеет
его нормами. Языковая социализация является
одновременно составной частью и орудием
социализации личности: психическое развитие
человека, усвоение норм поведения, процесс
познания и социальная деятельность не
возможны без языка; одновременно усвоение
языка, овладение его, нормами определяется
социальной средой. Процесс языковой социализации
продолжается на протяжении всей жизни
человека, однако наиболее интенсивно
он проходит в детском возрасте, причем
в это время он обладает рядом ярко выраженных
особенностей.
Детство-
особая стадия в становлении личности,
это своеобразный фундамент длительного
процесса социализации, огромную роль
в его закладке играет язык. В это время
язык является средством познания ребенком
окружающего мира, так как именно через
речь родителей в сознании индивидуума
появляются первые образы и элементарные
представления. Известный русский социолог
В.М. Бехтерев подчеркивает важность языка
на первом этапе формирования личности,
говоря о том, что общение, без сомнений,
является одним из главных условий сохранения
и передачи ребенку опыта и исторической
преемственности.
На стадии
обучения индивидуум находится под влиянием
социальных институтов: школы, колледжа,
ВУЗа, в котором знакомится с будущей сферой
своей профессиональной деятельности,
поэтому неотъемлемой частью жизни индивидуума
в это время является профессиональный
язык, научные термины и понятия. Таким
образом, весь процесс входа студента
в образовательную среду связан с языковой
адаптацией.
Трудовая фаза-
стадия профессиональной реализации.
На данном этапе мы говорим о понятии «языковой
личности», введенном в 30-х гг.
В.В. Виноградовым. Это понятие
является связью между языком и индивидуальным
сознанием личности. На данной стадии
социализации у человека складывается
свой собственный взгляд на мир, формируются
навыки совершенного владения языком.
Старость- стадия хранения и передачи
информации накопленного языкового опыта.
Пожилые люди являются своеобразной копилкой
языковых особенностей, которые со временем
теряют свою актуальность и выходят из
повседневного употребления. Не сложно
заметить, что язык как основное средство
коммуникации на ранних стадиях становления
играет роль более значительную, нежели
на заключительных. Однако не стоит забывать
о том, что язык будучи верным спутником
человека на протяжении всей истории является
неотъемлемой частью его жизни.
Итак, можно с полной уверенностью
сказать, что роль языка в процессе
социализации личности, безусловно,
велика, и в основании всей
человеческой жизни, начиная с
рождения до старости, лежит крохотная
часть огромного коммуникационного
механизма - слово.
4. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
§1. Использованная
литература:
1. Эдварт Сепир «Избранные труды
по языкознанию и культурологи »: Пер.
с англ.М., 2002.,655с.
2. Социализация личности посредством
языка: познание, понимание, освоение/
Т.Ю. Якуба.-Хабаровск: Изд-во Тихоокеан.гос.ун-та,
2012.-129 с.
3. Р.А. Будагов «О предмете языкознания»,
Известия АН СССР. Отделение литературы
и русского языка. Т. XXXI Вып. 5- М.,с 401-412
4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность-
М.: Просвещение, 1969. - 214с.
5. Научное сообщение «Социолингвистика:
казус Марра» Б.В. Емельянов и П.А. Кузнецова,
2013
6. Бехтерев В.М. «Избранные работы по
социальной психологии» М., 1994, 400с.
7. Р.А. Будагов «Человек и язык»-
М.:Издательство Моск. ун-та, 1979
8. Швейцер А.Д. Социолингвистика
(Лингвистический энциклопедический словарь).
М., 1990
9. Вестник Томского государственного
университета. Филология № 4(12).
В.В. Иванцова «О термине «ЯЗЫКОВАЯ
ЛИЧНОСТЬ»: истоки, проблемы, перспективы
использования», 2010
10. «Общественные функции языка
и его функциональные эквиваленты». В
сб.: «Язык и общество» М., НАУКА, 1968
11. Виноградов В.В. Избранные труды.
История русского литературного языка.
- М., 1978. - С. 288-297)
§2. Интернет ресурсы:
1.Словарь«Академик»:http://sociolinguistics.academic.ru
2. Цитаты и афоризмы: http://citaty.su/yazyk-citaty-i-aforizmy
3.ВИКИЗНАНИЕ: http://www.wikiznanie.ru
4. ГРАМОТА.ru : http://www.gramota.ru/class/citations
1 Цитаты и афоризмы: http://citaty.su/yazyk-citaty-i-aforizmy
2 Эдварт Сепир «Избранные труды
по языкознанию и культурологи »: Пер.
с англ.М., 2002.,655с.
3 Алексе́й
Алексе́евич Лео́нтьев (1936—2004) — российский психолог
и лингвист, доктор психологических и
филологических наук, действительный
член РАО[1] и АПСН.
4 Р.А. Будагов «Человек и язык»-
М.:Издательство Моск. ун-та, 1979
5 Бехтерев В.М. «Избранные работы по социальной
психологии» М., 1994, 400с.
6
Там же
7
Там же
8
Р.А. Будагов «О предмете языкознания»,
Известия АН СССР. Отделение литературы
и русского языка. Т. XXXI Вып. 5- М.,с 401-412
9 Агенты социализации
– это конкретные люди, ответственные
за передачу культурного опыта.
Первичная социализация происходит в
сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве
первичных агентов социализации выступает
ближайшее окружение индивида:
родители, близкие и дальние родственники,
друзья семьи, сверстники, врачи,
тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом,
оказывают влияние на формирование
его личности.
10 Институты социализации
– это учреждения, которые влияют на процесс социализации
и направляют его.
11 Профессиональный язык- это историческая
и национальная категория, результат взаимодействия
разнообразных факторов и культур. Одной
из основных характеристик профессионального
субстандарта является развитие и использование
системы лексико-фразеологических единиц,
соответствующих терминам, профессиональный
язык часто рассматривается учеными как
терминологическая система. («Основные
характеристики профессионального языка»
Малюга Е.Н., Кафедра иностранных языков
РУДН, 2011)
12 Вторичные агенты –
это формальные организации, официальные учреждения: представители
администрации школы, армии, государства
и т.д.
13 Социализация личности посредством
языка: познание, понимание, освоение/
Т.Ю. Якуба.-Хабаровск: Изд-во Тихоокеан.гос.ун-та,
2012.-129 с.
14Словарь«Академик»:http://sociolinguistics.academic.ru/908/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
15 Вестник Томского государственного
университета. Филология. В.В. Иванцова
«О термине «ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»: истоки,
проблемы, перспективы использования»,
2010
16ВИКИЗНАНИЕ:http://www.wikiznanie.ru/ruwz/index.php/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
17 Виноградов
В.В. Избранные труды. История русского
литературного языка. - М., 1978. - С. 288-297)
18 Виноградов
В.В. Избранные труды. История русского
литературного языка. - М., 1978. - С. 288-297)
19 Научное сообщение «Социолингвиста:
казус Марра» Б.В. Емельянов и П.А. Кузнецова,
2013
20 Швейцер А.Д. Социолингвистика (Лингвистический
энциклопедический словарь). М., 1990