Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 07:58, реферат
Теория - это механизм, посредством которого разрозненные результаты
эмпирических исследований, часто воспринимаемые вне связи друг с другом и используемые и различных контекстах, образуют единую систему.
Теории обращают внимание на конкретные проблемы, которые нелегко заметить при неглубоком подходе к явлениям, но которые могут служить основой объяснения и интерпретации этих явлении.
Санкт-Петербургская юридическая академия
Факультет юриспруденции заочная форма обучения
кафедра: Социология
реферат тема: "Ролевая теория личности"
Выполнил студент: Ольховская Ю.А.
научный руководитель, доцент кафедры: Р.А.Кулагин
дата: 07.02.13
оценка:
Теория - это механизм, посредством которого разрозненные результаты
эмпирических исследований, часто воспринимаемые вне связи друг с другом и используемые и различных контекстах, образуют единую систему.
Теории обращают внимание на конкретные проблемы, которые нелегко заметить при неглубоком подходе к явлениям, но которые могут служить основой объяснения и интерпретации этих явлении.
Теория обладает большим значением в практической деятельности, придаст ей большую эффективность. Теория - это носитель знаний, рассуждений и система определенных выводов, что крайне необходимо в жизни личности и общества.
Нередко различают историю
принадлежащую отдельным лицам (Гоббс, Кант), школам или периодам. Вторая, как правило, представляет собой современное направление мысли об обществе. Многие мыслители, которых нередко принимали за историков мысли, имея в виду значение их творчества, на самом деле были по-настоящему оригинальными учеными, как по своему стремлению, так и по образу мыслей. К тому же, многое в современной мысли, называемое теорией, недостаточно методически приработано для общественной науки; зачастую они свидятся к общим рассуждениям, подходам и пропаганде идеологических предпочтений. В конечном счете, многие направления, уходящие
корнями в историю мысли, уцелели в качестве составных частей современных
теорий, которые и являются их последователями. Поэтому можно сказать, что
"история" и "теория" в социологии растворяются друг в друге,
Что касается социологической теории, то это не результат простого пополнения
знаний, т.е. замены старого знания новым в свете более действительного или
точного знания. Скорее, это результат многогранного прироста знаний,
усложнения и обогащения более или менее оформившихся направлений
теоретического анализа личности и общества
Личность представляет собой как бы соединение гражданских, политических,
профессиональных и иных качеств. От того, какими высшими социальными
потребностями обладает человек, зависит то, как он организует процесс
собственной жизни и как это сочетается с интересами и жизнью общества. Такая
проблема взаимовлияния социальных условий (связей, социальных и властных
институтов, социальных общностей) и деятельности человека является
центральной проблемой социологии. Попыткой решения проблемы стало
формирование различных социальных концепций (теорий) личности (со второй
половины XX века): теория зеркального Я Ч. Кули, ролевая теория Р. Линтона,
Т. Парсонса, статусная теория, бихевиориальная ( поведенческая ) теория Дж.
Уотсона, психобиологическая теория 3. Фрейда, теория референтной группы,
теория установок и др.
Для всех этих теорий характерно то, что все они признают человеческую личность специфическим образованием, совокупностью качеств, непосредственно выводимых из социальных факторов (соотношение биологического и социального в человеке). Существует три теории личности: ролевая,статусная и поведенческая.
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ РОЛЕВАЯ — теория, согласно которой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом (интернализованных) или вынуждено выполняемых (неинтернализованных) социальных функций и образцов поведения — ролей, обусловленных социальным статусом личности в данном сообществе или социальной группе.
Основные положения Т.л.р. (которая не столько законченная теория, сколько междисциплинарный для социологии и социальной психологии подход к изучению личности) сформулированы в социальной психологии Дж. Мидом и в социологии социальным антропологом Р. Линтоном. Первый акцентирует внимание на механизмах "научения роли", освоения ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие "ролевых ожиданий" со стороны "значимых" для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Линтон обращает внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связанность с социальной по¬зицией личности, а также на поддержание ролевых требований системой общественных и групповых санкций.
В рамках Т.л.р. были экспериментально
выявлены такие феномены, как "ролевой
конфликт" — переживание субъектом
неоднозначности или
Ролевая теория личности , вклад в которую внесли такие американские социологи, как Ральф Линтон , Джордж Мид , Роберт Мертон , Талкотт Парсонс, Ирвинг Гоффман, оказала значительное влияние на развитие социологии личности . Эта теория базируется на признании того, что личность осуществляет во взаимодействии с другими людьми такие действия, которые отвечают совокупности требований, предъявляемых ей определенной социальной общностью или обществом в целом в зависимости от ее социального статуса. Поведение, ожидаемое социальным окружением от личности, обладающей определенным статусом, и есть ее социальная роль. Однако человек в своей жизнедеятельности взаимодействует не с одним индивидом или одной социальной группой, а с множеством индивидов и групп. Каждая такая общность представляет ей свои, нередко противоречащие друг другу требования. Поэтому, личности приходится выполнять не одну, а несколько, иногда множество социальных ролей. Один и тот же человек, взаимодействуя с различными индивидами и группами, может выполнять в одном случае роль студента, в другом - друга или товарища, в третьем - брата, в четвертом - сына, в пятом - члена футбольной команды, в шестом - участника субкультурной группы и т.п. Именно в процессе усвоения и выполнения различных ролей формируется то важнейшее социальное качество, которое только и делает индивида личностью - самость, т.е. самоидентификация индивида с самим собой.
Как установил Дж. Мид, важнейшую роль в развитии этого процесса в детский период формирования личности выполняет игра, в процессе которой ребенок учится принимать на себя роль другого и воспринимать свое "Я" не только как самого себя, но и как объект чьих-то ожиданий. "Ребенок играет в то, что он - мать, учитель, полицейский, т.е. здесь имеет место принятие различных ролей" - пишет Дж. Мид. Но это только простейшая форма становления самости ребенка. Более сложный характер приобретает этот процесс, когда игра становится соревнованием, где каждый участник должен быть готов принять установку любого другого участника соревнования, причем эти раз личные роли должны находиться в определенной взаимосвязи друг с другом. В таком соревновании ребенок должен иметь некую организацию этих ролей; в противном случае он не сможет участвовать в этом соревновании. Соревнование представляет собой переход в жизни ребенка от стадии принятия роли других в игре к стадии организованной роли, которая существенна для самосознания".
Становление самосознания, формирование самости личности связано, таким образом, с целою совокупностью выполняемых ею социальных ролей. Эти роли определенным образом взаимодействуют друг с другом, образуя, по определению Р. Мертона, своеобразный "ролевой набор", обозначающий совокупность ролей, характерных для данного конкретного индивида в определенных ситуациях. Вследствие этого социальные по своему генезису требования роли, усвоенные индивидом в качестве норм, диктуемых ему обществом, становятся структурными компонентами человеческой личности. Структура и сущность личности связаны с выполняемыми ею ролями не только внешними, поверхностными связями наподобие маски на лице клоуна, но и весьма глубокими, коренящимися в самости человека. В определенных ситуациях может происходить разрыв роли-маски и сущности человека, в других случаях маска, слишком плотно срастаясь с личностью, способна деформировать, деперсонализировать ее. Это с величайшей глубиной проникновения в хитросплетения человеческой психики показал Ф.М. Достоевский в романе "Бесы" на жизненной судьбе Николая Ставрогина, у которого «каменная маска вместо лица». Скрыв, а затем и подавив человеческий облик, маска в данном случае освобождает героя романа от подлинно человеческих чувств и привязанностей, делает его причастным к бесчеловечному социальному бесовству "вседозволенности", деформирует и деперсонализирует личность, приводит к ее распаду и разрушению.
В научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция личности. Понятие " социальная роль " было выработано в начале XX века в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее - Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и других. В нашей стране ролевая концепция разрабатывалась И. Коном и В.А. Яловым. Широко используется указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных жизненных ситуациях. Хорошо описываются данными понятиями факты приспособления человека к определенным условиям. Исследуя поведение человека, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто ссылаются на слова пьесы Шекспира " Как вам это нравится ":
Весь мир - театр
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
Младенец, школьник, юноша, любовник,
Солдат, судья, старик.
Каждая роль требует от актера определенного поведения, стало быть, это поведение может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. Можно сказать, что социальная роль - это маска, в которую обличается человек, попадая в люди.
Т. Шибутани различает 2 типа ролей - конвенциальные и межличностные Конвендиальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации.
Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом.
Конфликты и противоречия между людьми есть нередко результат непонимания ролей друг друга. Для их преодоления необходимо осознание взаимных прав и обязанностей людей по отношению друг к другу, или соединение своей роли с ролью другого человека, умение поставить себя на его место, без чего невозможна социализация личности.
В соответствии с этой мыслью Т. Шибутани вводит 2 понятия: "играние роли" и "принятие роли". Играние роли - это организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а принятие роли - требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека. Например, лектор и аудитория, начальник и подчиненный, врач и пациент, продавец и покупатель. Способность человека понимать жизнь, отличную от его жизни, - один из показателей его социальной зрелости, что особенно важно для детей и юношества.
Некоторые роли, а их большинство, являются личностно незначимыми для человека, например, пешеход, пациент, покупатель и т.д. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно, не вкладывая в них частичку души и своего Я. Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются, как часть Я. Их потеря может переживаться как внутренняя трагедия.
В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента:
1. Описание
типа поведения,
2. Предписание (требования), связанные с данным поведением. Человек
занимает в обществе определенную позицию или должность, а с ней непременно связана совокупность прав и обязанностей (позиция учителя и ученика, отца и сына). Исходя из этого, общество можно представить как систему взаимодействующих должностей и позиций, а позицию как структурно оформленную единицу общества. Роль в такой интерпретации означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции (требований должности). Позиция связана не только с системой действий, но и с системой ожиданий. От человека, занимающего ту или иную позицию, окружающие ждут соответствующих действий. И сам человек рассчитывает на определенное к себе отношение.
3. Оценка выполнения предписанной роли. От человека требуют определенных действий, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль играет и какую роль хотел бы играть на "сцене", именуемой жизнью.
4. Санкции,
т.е. социальные последствия
Такие санкции могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл санкции - побудить человека к определенному типу поведения.
Т. Парсонсом была впервые
предпринята попытка
1) эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие
- раскованности;
2) способом получения - одни роли предписываются, другие завоевываются;
3) масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая -
размыта;
4) формализацией - одни
роли представляют собой
установленных правилах, другие - произвольное;