Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 07:58, реферат
Теория - это механизм, посредством которого разрозненные результаты
эмпирических исследований, часто воспринимаемые вне связи друг с другом и используемые и различных контекстах, образуют единую систему.
Теории обращают внимание на конкретные проблемы, которые нелегко заметить при неглубоком подходе к явлениям, но которые могут служить основой объяснения и интерпретации этих явлении.
5) мотивацией - одни направлены на личную прибыль, другие на общее благо
и т.д.
И.С. Кон выделяет 3 понимания роли: в обыденном сознании, где «быть в роли» значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения; в социальной психологии, которая использует это понятие для «описания повторяющихся, стандартизированных форм поведения», и, наконец, в социологии, в которой понятие социальной роли обозначает безличную социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто занимает данную позицию. Действительно, в поведении человека всегда есть нечто заданное, стандартизированное. Человек, сознающий себя «в роли», становится не только актером, но и зрителем собственных поступков. Это вносит в его поведение элементы отчужденности. Он ведет себя так, как если бы он был не самим собой, а кем-то другим, и это порождает у него внутреннюю напряженность, чувство неестественности своего поведения (даже если окружающие его не видят). И.С Кон отмечает, что прежде чем реагировать на внешний символ, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли.
И.С. Кон приходит к выводу, что процесс формирования личности означает ее вживание в различные социальные роли и составление своей ролевой системы, где человек идентифицирует себя с различными ролями. С одними – личностно значимыми - больше, с другими - второстепенными - меньше. Однако абсолютизация значения социальной роли может привести к признанию отчуждения личности, ибо если личности предписывается очерченная ролью вся линия поведения, то ей, в первую очередь, следует приспосабливаться к этой линии, что ведет к ограничению творческой активности личности, порождая конформизм. Если степень идентификации личности с ролью высока, то они могут срастись, и роль может стать неотъемлемой частью личности. Если нет, то роль становится для личности совершенно чуждой, что часто и бывает.
Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж . Мидом и Р . Минтоном , а также активно разрабатывались Т. Парсонсом . Вот основные положения этой теории .
Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: " социальный статус " и " социальная роль " .
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций . Каждая из этих позиций , предполагающая определённые права и обязанности , называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе . Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так , что главный статус обусловлен его должностью например , директор , профессор ) . Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде , жаргоне ) , так и во внутренней позиции ( в установках , ценностях , ориентациях ) .
Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы . Предписанный - значит , навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности . Он обуславливается этническим происхождением , местом рождения , семьёй . Приобретённый ( достигнутый ) статус определяется усилиями самого человека ( например , писатель , ген . секретарь ). Выделятся также естественный и профессионально- должностной статусы . Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека ( мужчины и женщины , детство , юность ) . Профессионально - должностной - это базисный статус личности , для взрослого человека , чаще всего , являющийся основой интегрального статуса . В нём фиксируется социальное , экономическое и производственное положение ( банкир , инженер , адвокат ) .
Социальный статус обозначает конкретное место , которое занимает индивид в данной социальной системе . Совокупность требований , предъявляемых индивиду обществом , образует содержание социальной роли . Социальная роль- это совокупность действий , которые должен выполнить человек , занимающий данный статус в социальной системе . Каждый статус обычно включает ряд ролей .
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т .Парсонсом. Он считал , что каждая роль описывается 5 основными характеристиками :
1. эмоциональной - одни
роли требуют эмоциональной
2. способом получения - одни предписываются , другие завоёвываются ;
3. масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена , другая - размыта ;
4. нормализацией - действие
в строго установленных
5. мотивацией - на личную прибыль , на общее благо .
Социальную роль следует рассматривать 2-х аспектах :
" ролевого ожидания
" ролевого исполнения.
Между ними никогда не бывает полного совпадения . Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности . Наши роли определяются прежде всего тем , чего ожидают от нас другие .Эти ожидания ассоциируются с статусом, который имеет данная личность .
В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента :
1. описание типа поведения , соответствующего данной роли ;
2. предписание ( требования ) , связанные с данным поведением ;
3. оценка выполнения предписанной роли ;
4. санкции - социальны
последствия того или иного
действия в рамках требований
социальной системы . Социальные
санкции по своему характеру
могут быть моральными , реализуемыми
непосредственно социальной
Следует отметить , что любая роль не является чистой моделью поведения . Глав-ным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевом поведением слу-жит характер индивида . Т . е . поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему .
Ролевая теория — понятие в социологии и социальной психологии, согласно которому ежедневное поведение человека определяется исходя из его социальной категории (например, мать, управляющий, учитель и другие). Каждая социальная категория — это набор норм, правил, обязанностей, поведения которому индивидуум должен придерживаться и соблюдать.
Теория предполагает
следующие положения о
Люди проводят бо́льшую часть своей жизни в группах.
В рамках этих групп люди часто принимают различные позиции.
Каждую из этих позиций можно назвать ролью, с целым набором функций, которые формируются по ожиданиям других.
Формализованные ожидания становятся нормой, когда достаточное число людей чувствуют себя комфортно в обеспечении наказаний и поощрений за ожидаемое поведение.
Люди, как правило, соответствуют своим ролям. Ожидание поощрения и наказания внушает это соответствие.
Ролевая теория личности — это подход к рассмотрению личности человека, согласно которому личность описывается с помощью усвоенных и принятых ею или вынужденно исполняемых социальных функций и образцов поведения — ролей, которые вытекают из ее социального положения в данном обществе или социальной группе. Главные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый заострял внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в ходе межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй же обратил особой внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены такие феномены как: ролевой конфликт — переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со позиции различных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности — следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.
Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее выпукло эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.
Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств.
Роль чаще всего понимается как социальная функция, способ поведения, объективно заданная социальной позицией личности в рамках общественных или межличностных отношений. Выполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих людей вне зависимости от индивидуальных особенностей личности.