Ролевые конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 02:38, реферат

Описание работы

Особой разновидностью конфликтов на предприятии являются ролевые конфликты, как процесс внутренних психологических противоречий сотрудников, отражающих их восприятие своей социальной и психологической роли.
Ведь, не секрет, что, по сути, выполнение определенных обязанностей, является выполнением роли, будь то роль начальника, менеджера или подчиненного. Необходимо управление процессом развития ролевых конфликтов, задачей которого является предотвращение возникновения отрицательного взаимодействия, а также формирование в неминуемых конфликтных ситуациях конструктивного характера.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……...3
Глава 1. Понятие ролевого конфликта…………………………………..4
1.1. Конфликт и его виды…………………………………………………4
1.2. Социальный статус и социальная роль……………………………...9
1.3. Психологические роли и ролевые конфликты…………………….10
1.4. Типы ролевых конфликтов……………………………………….…14
1.5. Особенности ролевого конфликта……………………………….…15
Глава 2. Разрешение ролевых конфликтов………………………….….17
2.1. Организационные методы решения ролевых конфликтов……….17
2.2. Психотерапевтические методы решения ролевых конфликтов….22
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников………………..………………...25

Файлы: 1 файл

gotov2.docx

— 61.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Психологические роли и ролевые  конфликты

 

Помимо  социальных ролей человек также  выполняет различные виды ролей  психологически (табл. 1).

Психологические роли, которые играет индивид в  разнообразных жизненных ситуациях, далеко не всегда гармонично дополняют  друг друга. Ролевое функционирование личности слишком сложное, чтобы  не возникало никаких разногласий. На самом деле, разногласия в сфере  психологических ролей - вещь довольно распространеная. Все эти противоречия объединяются понятием "ролевой  стресс", что включает три его  разновидности: ролевые конфликты, ролевую неоднозначность и ролевую  перегрузку.

Ролевые конфликты характерные для всех типов психологических ролей. Когда  речь идет о социальных ролях, мы преимущественно  имеем дело с проблемами в сфере  межличностных отношений и коммуникаций, хотя часто эти проблемы связаны  с личностными факторами.

Разногласия в сфере личностных ролей - это, как  правило, личностные проблемы разного  степени сложности.

Противоречия, которые сопровождают изменения  жизненных ролей в процессе ролевого развития человека, мы наблюдаем в  форме жизненного кризиса. Другие разногласия  в сфере жизненных ролей проявляются  как разнообразные ролевые дисгармонии  личности.

Примеры разных типов психологических ролей

Таблица 1

 

Социальные роли

Личные роли

Ситуативные (временные социальные группы)

Групповые (постоянные социальные группы)

Межличностные

Жизненные (внутриличностные)

Потребитель услуг (зритель, пассажир, покупатель)

Пациент

Член случайной группы

Профессиональные роли

Учебные роли

Роли членства в разных группах (партиях, клубах, сектах и пр.)

Официальный лидер

Статусные роли

Профессиональные (стилевые) роли

Неформальный лидер

Друг, подруга

Любовник

Половые роли

Гендерные роли

Семейные роли

Профессиональные (смысловые) роли

Социальные типы характера


 

Жизненных ситуаций, в которых происходят ролевые  конфликты, очень много. Их можно  классифицировать в зависимости  от описываемых параметров, положенных в основу классификации по степени проблемности, сложности, контекста, в котором они происходят. Опишем основные типы ситуации в зависимости от взаимоотношений основных параметров ролей: ролевого поведения, ролевых ожиданий, ролевой Я-концепции и т.п.[5]

1. Непринятие ролевого поведения других людей. Примеры: ролевое поведение нового руководителя не совпадает с ожиданиями к этой роли со стороны подчиненных, которые сложились при старом начальнике.

2. Непринятие собственного ролевого поведения другими. Это бывает в одних и тех же случаях, которые описанные в предыдущем абзаце. Только там субъектом обращения с помощью был тот (ли и), кто недовольный другими. В этом случае субъектом обращения являются тот (и), кем не удовлетворенные другие.

Возможные ситуации, когда недовольными есть обе конфликтующие стороны (то есть факторы, которые приведенные в  двух предыдущих абзацах действуют  одновременно). В этом случае мы говорим  о вариантах дивергентных ролей,  полную ли ролевую несовместимость.

3. Невозможность  одновременно удовлетворить ожидание  разных людей. Ситуации возникают  тогда, когда на выполнение  роли осуществляются противоречивые  требования со стороны разных  людей из значащего окружения личности,  требования, что взаимно выключают одно одного. Примеры: представления о роли руководителя подраздела не совпадают в подчиненных и высшего начальства.

4. Невозможность  выполнять роль, которая не отвечает  собственной Я-концепции. Эти  ситуации возникают в том случае, когда роль, которая выполняется  (или та, которую личности придется взять на себя) не отвечает собственным представлением человека о роли, а также представлением о себе как субъекта этой роли. Примеры: случаи неверно избранного жизненного пути (вопреки своему призванию); отсутствие единомышленников, которые принимают человека и ее роли такими, которыми она их видит самая.

5. Несовместимость  разных ролей. Эти ситуации  возникают тогда, когда разные роли (или компоненты ролевого кластера) не могут функционировать одновременно, когда выполнение одной роли существенным образом усложняет выполнения другой. Примером могут служить: противоречия между семейными и профессиональными ролями (женщина не может реализовать себя как мать так, чтобы это не отразилось на профессиональной деятельности); разногласия между ролью руководителя и специалиста (директор НДІ руководит коллективом в ущерб собственным научным замыслам).

6. Противоречивость  или несовместимость разных требований  к выполнению какой-нибудь роли (ролевая неоднозначность). Ситуации  возникают тогда, когда в общественных  нормативах относительно какой-то  роли существуют противоречия. Примеры:  на предприятии, при условиях, которые сложились, можно выполнить  задачи лишь поднимая правила  техники безопасности; отсутствие  должностных нормативов для работника  создает благоприятные условия  для всяческих психологических  игр как со стороны работника,  так и со стороны начальства. (Типичные высказывания: "Моя работа - сплошная неопределенность, всегда  можно найти, за что ругать"; "Когда невозможно выполнить  все требования, тогда красивой  будут считать лишь послушного").

7. Недостаточность  ресурсов для выполнения какой-нибудь  роли (ролевая перегрузка). Подобные  ситуации возникают тогда, когда  для полноценного выполнения  роли не хватает мотивации,  эмоционального удовлетворения  от результата, времени для выполнения  или других ресурсных компонентов.  Подобные ситуации часто сопровождаются  эффектом эмоционального выгорания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Типы ролевых конфликтов

 

Описанные ситуации связаны с разными типами ролевых конфликтов. Несмотря на большое  количество классификаций ролевых  конфликтов в научной литературе, большинство авторов (в частности, в литературе по теории психодрам) называют такие основные их виды:

а) интерперсональный - конфликт между разными ролями разных людей;

б) интраперсональный - конфликт между ролью и ролевыми ожиданиями других;

в) интерролевой - конфликт между несовместимыми ролями, которые играет один индивид;

г) интраролевой - конфликт между ролью, которую необходимо играть и внутренними потребностями  личности (ролевой Я-концепцией).

Я расположил типы в порядке возрастания глубины личностной проблематики. Хотя нет какого-то соответствия между видами ролевых конфликтов и типами ролей, описанными раньше (в каждом виде конфликтов могут быть привлеченными любые роли), однако первые два типа чаще всего касаются социальных ролей, а два других чаще всего связанные с личностными ролями.

На первый взгляд, кажется, что в описанном  разнообразии противоречий тяжело сориентироваться. Тем не менее, после детального анализа  можно сделать вывод, что все  типы ситуаций и все виды ролевых  конфликтов подчиняются одной закономерности. Всех их можно свести к противоречию между внутренними и внешними факторами функционирования личности, или между внутренними (то есть, связанными с собственной личностью) и внешними (то есть связанными с социумом) ценностями индивида.

 

 

1.5. Особенности ролевого конфликта

 

Главными  особенностями ролевого конфликта  являются отсутствие четких этапов развития конфликта и влияние на конфликты  межличностные.

Как, мы знаем, конфликт всегда состоит из предконфликтной  ситуации, начала конфликта, его развития, разрешения и периода послеконфликтного. Ролевой же конфликт может перерастать в кризис.

Функции ролевого конфликта также делятся  на позитивные и негативные. К позитивным функциям относятся способность ролевого конфликта стимулировать развитие личности, возможность в ходе решения конфликта устранить на предприятии те, недостатки, которые приводят к возникновению ролевых трудностей.

Негативные  же функции ролевого конфликта касаются возможного отклонения в поведении  индивида, возникновение конфликтов межличностных.

Человек и роль, которая он выполняет, связанны определенными психологическими характеристиками, которые подходят для выполнения определенных социальных ролей. Игнорируя  эту зависимость, люди испытывают ролевое  напряжение и ролевой конфликт.

Пример  ролевого напряжения - это когда  человек выполняет под давлением  обстоятельств роль, которая не отвечает ни его интересам, ни наклонностям, ни внутренним установкам. Если ролевой  конфликт обостряется, то это может  привести к отказу исполнять ролевые  обязанности, тогда человек получает внутренний стресс и отходит от данной роли.

Своя  роль - это качественная реализация себя согласно сильным сторонам своего социально-психологического типа.

Ролевое напряжение и ролевой конфликт представляют серьезную социальную и психологическую  проблему.[6]

Часто внутренние противоречия сотрудников и конфликты  влияют отрицательно на их межличностные  отношения с коллегами. Бывают случаи, когда ролевые конфликты не осознаются ими и тогда они приносят неприятности без видимых причин. Приведу пример нескольких неосознанных внутренних конфликтов и их влияния на межличностные  отношения. Например, вследствие внутреннего конфликта у человека начинает проявляться агрессия, желание унизить окружающих. Это приводит к столкновениям с его обиженными коллегами. В данном случае это характерно для интер и интра-ролевых конфликтов.

Конфликты интра и интер-персональные уже  сами по себе тяготеют к межличностному противостоянию.

 

Глава 2. Разрешение ролевых конфликтов

 

2.1. Организационные методы решения  ролевых конфликтов

 

Чтобы убедится в том, что имеет место именно ролевой конфликт можно пронаблюдать за сотрудниками и выделить ряд признаков: ограничение отношений, подчеркнуто-официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника и другие. Индивидуально-психологические особенности сотрудников дают возможность проанализировать ранние симптомы скрытого конфликта на стадии возникновения конфликтной ситуации.

При разрешение различных типов ролевых конфликтов, в первую очередь, очень полезным может оказаться внедрение ряд  управленческих решений.

Под разрешением (преодолением) внутриличностного, в том числе ролевого конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение ролевого конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение ролевого конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.[7]

В зависимости  от индивидуальных характеристик люди относятся к внутренним противоречиям  по-разному, избирают свои стратегии  выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно, чтобы человек, отдавал себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.

На процесс  разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии — один из естественных путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.

Различны  способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор  средств разрешения ситуации. Женщины  всякий раз по-новому радуются и  страдают. Они разнообразнее в  личностных характеристиках, а мужчины  — в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать  накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.

Регулирование конфликта - это упорядоченная совокупность действий участников конфликта, а также третьих лиц (посредников) по преодолению конфликта с использованием различных средств и методик, взаимоувязанных в пространстве и во времени с учетом условий и динамики конфликтной ситуации. Основные элементы технологии: средства; методы; действия.

Можно для регулирования ролевого конфликта внести изменения в работе и деятельности подразделений предприятия для устранения несоответствия ролевых требований работников.

Информация о работе Ролевые конфликты