Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 02:38, реферат
Особой разновидностью конфликтов на предприятии являются ролевые конфликты, как процесс внутренних психологических противоречий сотрудников, отражающих их восприятие своей социальной и психологической роли.
Ведь, не секрет, что, по сути, выполнение определенных обязанностей, является выполнением роли, будь то роль начальника, менеджера или подчиненного. Необходимо управление процессом развития ролевых конфликтов, задачей которого является предотвращение возникновения отрицательного взаимодействия, а также формирование в неминуемых конфликтных ситуациях конструктивного характера.
Введение…………………………………………………………….……...3
Глава 1. Понятие ролевого конфликта…………………………………..4
1.1. Конфликт и его виды…………………………………………………4
1.2. Социальный статус и социальная роль……………………………...9
1.3. Психологические роли и ролевые конфликты…………………….10
1.4. Типы ролевых конфликтов……………………………………….…14
1.5. Особенности ролевого конфликта……………………………….…15
Глава 2. Разрешение ролевых конфликтов………………………….….17
2.1. Организационные методы решения ролевых конфликтов……….17
2.2. Психотерапевтические методы решения ролевых конфликтов….22
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников………………..………………...25
Эффективным решением проблемы может стать работа менеджера с сотрудником. Необходимо углубленно разъяснить ему его роль. Ведь, очень часто причиной возникновения ролевого конфликта может стать именно незнание сотрудником своей роли и обязанностей.
Не лишним будет повышение квалификации и улучшение техники сотрудника, проведение психологических консультаций, для укрепления психологической выносливости.
В современных условиях любые привычки и знания быстро стареют, поэтому ключевую роль в создании комфортных условий для работы персонала играют профессиональное обучение и развитие.
На ведущих предприятиях обучения и развитие персонала является комплексным беспрерывным процессом. Важность беспрерывного обучения подтверждают такие факторы, как внедрение новой техники, рост конкуренции, наличие конфликтов.
Обучение
персонала, как метод борьбы с
ролевыми конфликтами прежде всего
нужное в тех случаях, когда: работник
приходит на предприятие; работника
назначают на новую должность
или поручают нему новую работу;
у работника не хватает привычек
для выполнения своей работы, а
также когда происходят серьезные
изменения в экономике
Обучения и развитие персонала включает:
- обучение в форме получения общего и специального образования дает необходимые знания, привычки и опыт, формирует знания о своей роли на предприятии;
- повышение
квалификации, задача которого - улучшение
профессиональных знаний и
- обучение
в школе управления и
- переквалификация,
которая, в сущности, дает другу
образование. Цель
Для развития персонала и ликвидации наметившихся ролевых противоречий нужно:
- поддерживать
способных к обучению
- распространять знание и передовой опыт;
- учить
молодых квалифицированных
- осознавать управленческому персоналу важности развития сотрудников;
- снижать текучесть персонала.
При наличии ролевых конфликтов перестановка работников способна снять ролевую напряженность.
Кадровые перестановки привносят в компанию эмоциональную новизну и держат в тонусе давно работающих сотрудников. Ротация – один из способов развития карьеры для специалистов, которые выросли из должности роли, когда у компании не достаточно ресурсов для продвижения их по служебной лестнице.
Внутренний подбор позволяет бороться со сложностями в поиске специалистов на внешнем рынке. Сотрудник, ощущающий потребность в смене роли на предприятии, сам инициирует свой переход. Задача руководства – не упускать из виду личные стремления сотрудника и в нужный момент выйти с предложением к сотруднику о кадровой перестановке. Координирующим звеном (собирающим заявки сотрудников и дающим рекомендации руководству) может выступить служба персонала.
Если кадровые перемещения становятся непредсказуемыми для сотрудников, возникнет ощущение нестабильности своего положения, пропадет уверенность в завтрашнем дне и внутриличностные проблемы могут усугубиться. Процесс перестановки кадров никогда не должен быть неожиданностью для работников – наоборот, он должен быть прогнозируемым и понятным.
Хорошими способами профилактики ролевых конфликтов являются беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; психологические меры по выстраивание отношений по типу пристройки, отказ от использования поведенческих конфликтогенов превосходства, агрессии, эгоизма; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.
Между санитарно-гигиеническими,
психофизическими и эстетичными
условиями труда и
Одной из условий производственной эстетики есть цветное оформление рабочих мест и производственных помещений, которые должно отвечать закономерностям, установленным физиологией и психологией работы.
2.2. Психотерапевтические методы решения ролевых конфликтов
В некоторых
случаях целесообразно
Психодрама
принадлежит к методам
Существует много вариантов и подходов психодрамы, в зависимости от характера психологических проблем, состава психотерапевтической группы и других психологических и клинических показаний.
Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров с общение. Это ведет к взаимному принятию ролей другого человека, то есть принятию человека таким, каким он есть. Последнее условие в особенности важно, так как непринятия человека и его ролей - это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов. Взаимную коррекцию ролевых ожиданий можно осуществить используя психодраматическую технику "обмена ролями". Партнеры в общении поочередно играют роль себя и своего партнера, имея возможность "посмотреть" на себя со стороны и побыть в образе другого человека.
Механизмы гармонизации личностного развития состоят в реконструкции при помощи ролевых игр. Ролевые психодраматические игры, которые проводятся на примере реальных ситуаций из жизни людей, имеют целью улучшение собственного понимания своей проблематики, самопознание, получения нового опыта поведения в рабочем коллективе. Благодаря этому удается:
а) понять те стороны своего ролевого (в частности, поведения профессионального) поведения, которые скрыты от личности в подсознании;
б) увидеть себя и свою роль будто с стороны, изменить точку зрения, ракурс видения проблем;
в) лучше понять межличностную проблематику, увидев ситуацию глазами партнеров по ролевому взаимодействию с помощью техники "обмена ролями";
г) использовать для решения ситуации не только рациональные компоненты поведения и вербальные средства, а и эмоциональные, телесные и прочие невербальные средства коммуникации ролей и моделей ролевого поведения и взаимодействия.
Заключение
Итак, мы рассмотрели понятие конфликта и в частности ролевого конфликта, как неотъемлемой части деятельности любого предприятия.
Конфликт является противоборством сторон социального взаимодействия, имеющих разные мотивы, цели и потребности. Он включает в себя несколько последовательных этапов, в результате прохождения которых обнаруживаются все позитивные и негативные функции конфликта.
Ролевой конфликт принадлежит к виду внутриличностных, он обусловлен противоборством противоречивых ролей, которые выполняются одним сотрудником или является противоречием ролей разных работников.
Каждый
индивид выполняет набор
Особенностью ролевых конфликтов можно назвать то, что они способны влиять на психологию человека и его производительность, при чем как позитивно, так и негативно. А также способность ролевых конфликтов провоцировать конфликты межличностные.
Для своевременного выявления ролевых конфликтов среди сотрудников, необходимо постоянно наблюдать за поведением и особенностями индивидуально-психологического состояния сотрудников. При возникновении признаков, указывающих на наличие ролевого конфликта, необходимо экстренно принять меры по урегулированию конфликта.
Для этого целесообразно провести ряд управленческих и организационных мероприятий, например, внести изменения в работе, чтобы снять нагрузку с сотрудников, разъяснить им их роли, повысить квалификацию персонала и улучшить условия труда.
Если
эти меры не приносят позитивных результатов,
можно направить сотрудников
на прохождение
Список источников литературы
1. Емельяненко Л.М., Петюх В.М., Торгова Л.В. Конфликтология. Учебное пособие. –К.: КНЕУ, 2003.– 215 с. ISBN 966-574-555-7
3. Клочко Ю.Н., Ермилова Н.Ю., Клочко А.Ю. Социализация личности, ее социальный статус и социальная роль. Серия «Гуманитарные науки», №1 (11), 2004. –97 с. ISBN 5-222-01121-6
4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект-Пресс, 1996.– 318 с. ISBN 978-5-02-035407-4
5. Горностай П.П. Личностный
6. Фролов С.С.Социология: Учебник. — 3-е изд., доп. М.: Гардарики, 2004. — 344 с. ISBN 5-8297-0007-7
7. Вишневская А.В.
8. Ворожейкин И. Е. , Кибанов А. Я. , Захаров Д. К. Конфликтология: Учебник – К.: Знания-Прес, 2002.– 157 с. ISBN 966-7767-51-5-18
1 Емельяненко Л.М., Петюх В.М., Торгова Л.В. Конфликтология. Учебное пособие. –К.: КНЕУ, 2003.–С. 215
3 Клочко Ю.Н., Ермилова Н.Ю., Клочко А.Ю. Социализация личности, ее социальный статус и социальная роль. Серия «Гуманитарные науки», №1 (11), 2004. – С.97
4 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект-Пресс, 1996. – С.318
5 Горностай П.П. Личностный выбор. Психология отчаяния и надежды. – К.: Миллениум, 2005. –С. 336
6 Фролов С.С.Социология: Учебник. — 3-е изд., доп. М.: Гардарики, 2004. — С.344
7 Вишневская А.В. Конфликтология. Курс лекций. – 2003. с.265
8 Ворожейкин И. Е. , Кибанов А. Я. , Захаров Д. К. Конфликтология: Учебник – К.: Знання-Прес.2002- С.157