Российская практика стандартизации социальной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Современный мир живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса – предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем.

Содержание работы

Введение
Определение социальной ответственности бизнеса
Роль государства в процессе становления бизнеса на путь социальной ответственности
Стандарты корпоративной социальной ответственности
Российская практика стандартизации социальной ответственности
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 46.96 Кб (Скачать файл)

Четвертое направление – природоохранная деятельность и ресурсосбережение – осуществляется по инициативе компании с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду. Проводятся программы по экономному потреблению природных ресурсов, повторному использованию и утилизации отходов, предотвращению загрязнения окружающей среды, организации экологически безопасного производственного процесса, организации экологически безопасных транспортных перевозок, проводятся акции по озеленению и «субботники» компании и т. п.

Пятое направление – развитие местного сообщества – осуществляется на добровольной основе, внося вклад в развитие местного сообщества. Компании оказываются вовлеченными в жизнь местного сообщества путем осуществления различных социальных программ и акций поддержки социально незащищенных слоев населения, оказания поддержки детству и юношеству, поддержки сохранения и развития жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения, спонсирования местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий, поддержки социально значимых исследований и кампаний, участия в благотворительных акциях и т. п.

Шестое направление – добросовестная деловая практика – имеет целью содействие принятию и распространению добросовестной деловой практики между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами компании. Это информационная открытость в отношении собственников, поставщиков, бизнес-партнеров, клиентов и заинтересованных сторон, в организации крупными компаниями программ содействия малому бизнесу, в программах по добровольному ограничению сфер ведения бизнеса – например, распространение табачными компаниями политики отказа от продажи сигарет несовершеннолетним, а также сотрудничество с органами государственного управления, ассоциациями потребителей, профессиональными объединениями и другими общественными организациями.

Эффективная социальная политика позволяет компании реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости. В свою очередь, это увеличивает доверие общества, инвесторов и акционеров к компании, и тем самым повышается конкурентоспособность бизнеса. Социально ответственный бизнес способствует созданию для компании в долгосрочной перспективе благоприятного социального окружения и более стабильного развития.

В развитых странах установлены определенные стандарты сотрудничества государства и бизнеса, в основу которых положены определенные институциональные принципы этих взаимоотношений в рамках принятия корпорациями на себя социальной ответственности за результаты своей деятельности. Это находит проявление в том, что компании осуществляют инвестиции в развитие образования, медицины, науки, производства, поддержку социально незащищенных слоев населения и природоохранные мероприятия. При этом они не только приносят пользу обществу, но и получают определенные выгоды от этой деятельности, так как осуществление социальной ответственности корпорациями способствует росту их имиджа, а, следовательно, положительно влияет и на их капитализацию. Нужно отметить, что социальная деятельность корпораций на Западе строго стандартизирована, что проявляется через общепризнанные требования к развитию программ корпоративной социальной ответственности и социальной отчетности, являющейся эффективным инструментом управления социальной ответственностью. Существующие стандарты корпоративной социальной отчетности обязывают соблюдать принципы и придерживаться стандартов социальной ответственности. Они представляют собой своды принципов и рекомендаций ведения социально ответственного бизнеса, модели достижения эффективности бизнеса в соответствии с интересами общества, стандарты трудовых отношений, стандарты в области охраны окружающей среды и т.д.

Именно поэтому западные компании придают отчетности столь важное значение, и вместе с тем она строится преимущественно на принципах добровольности участия компаний в социально ориентированных мероприятиях без участия государства.

Наиболее распространенным стандарт является стандарт Лондонского Института социальной и этической отчетности и Руководство GRI Глобальной инициативы по отчетности.

GRI – стандарт, подготовленный  некоммерческой организацией Global Reporting Initiative. Согласно GRI, социальный отчет  должен отражать экономическую, социальную и экологическую политику  компании. В каждой из трех  сфер GRI предлагает набор количественных  показателей. В основе данного  подхода лежит концепция устойчивого  развития, то есть нахождения  баланса между потребностями  нынешнего поколения в экономическом  благосостоянии, благоприятной окружающей  среде и социальном благополучии  и аналогичными потребностями  будущих поколений . Этот стандарт  отчетности не призывает соблюдать  принципы социальной ответственности. Он представляет собой отражение  деятельности организации.

Global compact (Глобальный договор) – добровольный договор ООН  с деловым сообществом, предложенный  в 1999 году. Основная цель данного  договора – объединение корпораций  для участия в решении глобальных  проблем цивилизации. Компании принимают  обязательства привести деятельность  в соответствие с десятью принципами  в сфере соблюдения прав человека, трудового права, экологии и противодействия  коррупции.

Глобальный договор является сугубо добровольной инициативой, преследующей две цели :

1. Интеграция десяти принципов  в предпринимательскую деятельность  в мировом масштабе

2. Стимулирование действий  в поддержку более широких  целей развития ООН, таких как  Цели развития тысячелетия.

Десять принципов Глобального Договора

Права человека

Принцип № 1: Деловые круги должны поддерживать и уважать подход, предусматривающий защиту международных прав человека в их сферах влияния.

Принцип № 2: Деловые круги не должны быть причастными к нарушениям прав человека.

Трудовые отношения

Принцип № 3: Деловые круги должны поддерживать свободу ассоциаций и эффективное признание права на коллективный договор.

Принцип № 4: Деловые круги должны поддерживать ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда.

Принцип № 5: Деловые круги должны поддерживать эффективную ликвидацию детского труда.

Принцип № 6: Деловые круги должны поддерживать ликвидацию дискриминации при найме на работу и в профессиональной деятельности.

Окружающая среда

Принцип № 7: Деловые круги должны поддерживать осторожный подход к экологическим вопросам.

Принцип № 8: Деловые круги должны предпринимать инициативы в поддержку усиления экологической ответственности.

Принцип № 9: Деловые круги должны поощрять разработку и распространение экологически безопасных технологий.

Борьба с коррупцией

Принцип № 10: Деловые круги должны бороться со всеми проявлениями коррупции, включая вымогательство и взяточничество.

Присоединиться к Глобальному договору значит публично заявить о своей приверженности Десяти универсальным принципам данной инициативы. Приобщение к Глобальному договору возлагает обязательства не только на данную компанию в целом, но и прежде всего на ее руководство. Личное участие высшего руководства является для сотрудников и других заинтересованных сторон важным свидетельством того, что обязательства компании в отношении корпоративной гражданской позиции являются действующим и стратегическим приоритетом.

Корпоративная социальная ответственность регламентируется международным стандартом «Социальная ответственность 8000» (SA 8000). SA 8000 по значимости стоит в одном ряду со стандартами управления качеством (ИСО 9000), управления охраной окружающей среды (14001). В отличие от двух последних стандартов SA 8000 содержит базовые требования по социальной ответственности корпоративных структур. Идеологической основой стандарта SA8000 являются принципы, заложенные в 12 международных конвенциях МОТ. Они касаются принудительного и детского труда, равной оплаты мужского и женского труда, техники безопасности, здравоохранения и т.д., а также отражает принципы создания управленческих систем ISO. SA8000 содержит проверяемые показатели и процедуры сертификации. Сертификат подтверждает, что деятельность компании на всех участках цепочки создания стоимости спроектирована с соблюдением прав работников.

Стандарт ISO 26000. Международный Стандарт ISO 26000 представляет руководство по принципам, лежащим в основе социальной ответственности, основным темам и проблемам, касающимся социальной ответственности, и способам интеграции социальной ответственного поведения в стратегии, системы, практики и процессы организации. Этот Международный Стандарт подчеркивает важность результатов и улучшения результативности.

14 февраля 2010 г. было завершено  голосование национальных органов  по стандартизации в пользу  получения статуса окончательного  проекта международного стандарта ISO/DIS 26000. Планируемой официальной  датой публикации стандарта ISO 26000, как международного стандарта ISO, является конец 2010 года.

Стандарт ИСО в области социальной ответственности поможет на практике определять и реализовывать цели по достижению устойчивого развития. Он будет включать в себя информацию о современном состоянии социальной ответственности; принципы социальной ответственности, применимые к организациям; определение набора принципов социальной ответственности на основе анализа различных источников и руководство по этим принципам; руководство по практической реализации социальной ответственности в организациях, включая политику, практику, подходы, оценку деятельности, отчеты, а также перечень документов, которые необходимо использовать совместно с данным стандартом, и определение терминов, упоминаемых в стандарте.

Социальная отчетность является отображением социальной ответственности организации. Социальная отчетность позволяет комплексно представлять общественности экономические, экологические и социальные результаты деятельности компаний; производить самооценку по этим трем направлениям; вести диалог со всеми заинтересованными сторонами, выявлять их оценки и ожидания; предотвращать возможные обвинения; получать дополнительные конкурентные преимущества; укреплять доверие сотрудников, акционеров, партнеров, клиентов, местных сообществ, органов власти, СМИ; создавать основу для разработки стратегии развития компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Российская практика стандартизации социальной ответственности

 

Выход большинства крупных компаний на международные рынки ценных бумаг потребовал пересмотра их деятельности с позиции выделения такого направления как корпоративная социальная ответственность. Начиная с 2003 г., показатели социальной ответственности корпораций стали учитываться ведущими национальными экспертными агентствами при оценке качества корпоративного управления и присвоения компаниям соответствующих рейтингов, что поставило российские корпорации перед фактом необходимости учета международных требований и стандартов по развитию корпоративной социальной ответственности.

Учет международных стандартов стал необходим и в связи с тем, что российские компании начали выходить на международный рынок, на котором ведение социально ответственного бизнеса является нормой. Особенно это касается компаний, ориентированных на иностранные инвестиции, для получения которых необходимо ведение социально ответственного бизнеса, свидетельствующего об устойчивости и финансовой стабильности компании, потому что именно такие характеристики не в последнюю очередь делают их привлекательными в глазах иностранных инвесторов.

в России, в настоящее время наиболее часто КСО реализуется через использование механизмов межсекторного социального партнерства, созданных общественными организациями или совместно с бизнес-структурами: через кооперацию в рамках благотворительной деятельности; через участие в бизнес-ассоциациях; через вложения в форме социальных инвестиций.

Наиболее приемлемой формой реализации КСО в сложившихся для российских корпораций условиях являются социальные инвестиции, под которыми понимаются материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компании, направляемые на реализацию социальных программ. Доступность такой формы широкому кругу корпораций обеспечивает оптимальный механизм инвестирования, который представляет собой согласованный участниками процесса соци-ального инвестирования набор взаимосвязанных правил, процедур, способов, технологий и т.п. по осуществлению (как правило, из чистой прибыли) доб¬ровольных вложений бизнеса (социального инвестора) в определенную сферу (программу) внутрикорпоративного развития и/или развития внешней социальной среды, направляемых с учетом действующих международных стандартов на достижение стратегических и тактических целей в предположении получения социального, экономического или имиджевого эффекта.

Широкий диапазон применения данной формы реализации КСО обусловлен тем, что имеет большой выбор вариантов оформления механизма, в том числе: по процедуре в пределах компетенции социального инвестора; по соглашению между участниками; в соответствии с нормативно-правовыми актами определенного уровня (местный, региональ¬ный, федеральный и др.); в соответствии с международными стандартами; без регламента. Различными могут быть варианты направления инвестиций, в частности, они могут направляться на профессиональную подготовку кадров как внутри компании, так и за ее пределами; охрану здоровья и безопасные условия труда; социально-ответственную реструктуризацию; природоохранную деятельность и ресурсосбережение; развитие местного сообщества; добросовестную деловую практику, развитие инфраструктуры. В соответствии с направлениями социальных инвестиций они могут обеспечиваться такими источниками как текущие расходы, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, нефинансовые инвестиции.

Практически все крупные российские компании в последнее время стали развивать у себя специальное направление деятельности, именуемое корпоративной социальной ответственностью. Это находит проявление в том, что они принимают к исполнению специальные программы, направленные на социальное развитие своих трудовых коллективов, в том числе: обеспечение занятости работников, проведение мероприятий по охране труда и промышленной безопасности, изыскание внутренних резервов для повыше¬ния заработной платы, организация оздоровительного отдыха работников и членов их семей и т.д. Значительное внимание уделяется повышению образовательного уровня работников и подготовке кадрового резерва компаний, причем, как из действующих сотрудников предприятий, так и посредством поиска талантливой молодежи в учебных заведениях.

Информация о работе Российская практика стандартизации социальной ответственности