Российская практика стандартизации социальной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Современный мир живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса – предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем.

Содержание работы

Введение
Определение социальной ответственности бизнеса
Роль государства в процессе становления бизнеса на путь социальной ответственности
Стандарты корпоративной социальной ответственности
Российская практика стандартизации социальной ответственности
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 46.96 Кб (Скачать файл)

Кроме этого, значительное внимание стало уделяться и развитию местных сообществ, что отражается в деятельности корпораций через внешние социальные программы, ориентированные на социальные инвестиции (программы помощи детям) и благотворительность (спонсорская поддержка коллективов культуры, социальных учреждений, ветеранских ор-ганизаций).

Схематично социальную политику российских корпораций можно разделить на два больших блока — работа с персоналом и содействие окружающему сообществу, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько направлений: мотивация персонала, развитие персонала, безопасность и оздоровление персонала, развитие корпоративной культуры, программы социальной адаптации при реструктуризации, оказание материальной помощи; содействие развитию социальной сферы территории и оказание благотворительной помощи населению.

Часть ответственности перед персоналом регламентирована Трудовым кодексом российской Федерации, который устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, благоприятных условий труда, защиту прав и интересов работников.

Так, трудовым законодательством закреплена необходимость заключения коллективного договора (глава 7 ТК РФ), основными целями которого являются: созидание системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений, повышение эффективности работы организации, стимулирование эффективного труда, усиление социальной ответственности сторон за результаты производственно-экономической деятельности, обеспечение роста благосостояния и уровня социальной защиты работников.

Регламентируется право работников на участие в управлении организацией (глава 8 ТК РФ). Однако это право включает в себя внесение предложений по совершенствованию работы организации, участие представителя работников в обсуждении коллективного договора и получение информации по вопросам, непосредственно, затрагивающим интересы работников.

Отражен запрет принудительного труда (ст.4 ТК РФ) и дискриминации в сфере труда. Согласно статье 3 ТК РФ, никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, не связанных с деловыми качествами работника.

Закреплены права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров (раздел 9 ТК РФ), обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (раздел 10 ТК РФ). Гарантированы минимальный размер оплаты труда (ст.133 ТК РФ), дополнительные отпуска за особый характер работы (статья 118 ТК РФ), а также материальная ответственность работодателя перед работником (глава 38 ТК РФ).

Таким образом, на законодательном уровне закреплены стандарты в области социальной ответственности организации перед персоналом. Они являются обязательными для исполнения организациями любого типа правовой формы.

В течение нескольких лет шёл процесс институционализации принципов корпоративной социальной ответственности, разрабатывались документы, которые регламентировали бы реализацию корпоративной социальной ответственности. В декабре 2008 года Общественной общероссийской организацией «Всероссийская организация качества» разработан стандарт социальной ответственности организаций всех типов и форм собственности.

Организация должна разработать и реализовывать политику в области социальной ответственности, которая: отвечает экономическим интересам организации; является основой для постановки целей в области социальной ответственности; включает обязательства, соответствующие всем требованиям настоящего стандарта; способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия персонала и местного населения; выполняется и актуализируется; доступна и понятна персоналу и другим заинтересованным сторонам; оформлена документально.

Деятельность организации в области социальной ответственности должна быть направлена на достижение следующих целей:

• соблюдение трудовых и социальных прав персонала;

• производство продукции и оказание услуг надлежащего качества;

• исключение несчастных случаев в производстве;

• защита жизни, здоровья и имущества потребителей продукции или услуг организации;

• снижение вредных воздействий на окружающую среду;

• экономное расходование невосполнимых ресурсов;

• оказание помощи малоимущим группам населения.

• Успешное достижение этих целей должно способствовать:

• повышению качества жизни персонала, местного населения и общества в целом;

• повышению авторитета организации у потребителей, партнеров по бизнесу и других заинтересованных сторон;

• улучшению отношений с центральными и местными органами власти, контрольными и надзорными органами;

• улучшению отношений с населением, общественностью и средствами массовой информации.

Требования к деятельности организации в области социальной ответственности:

• 1.Модуль А. Социальные права персонала

• 2.Модуль Б. Социальные гарантии персонала

• 3.Модуль В. Качество продукции, услуг и работ

• 4.Модуль Г. Охрана окружающей среды

• 5.Модуль Д. Экономное расходование ресурсов

• 6.Модуль Е. Поддержка местного сообщества

• 7.Модуль Ж. Менеджмент социальной деятельности

К социальным правам персонала относятся: свобода объединений и право на коллективный договор; заработная плата с учетом минимального размера оплаты труда, подробное обоснование размера заработной платы; регламентированная длительность работы; организация не должна применять или поддерживать дискриминацию работника; не должны использоваться или поддерживаться телесные наказания, психологическое или физическое насилие или словесные оскорбления. Охрана труда: обеспечение безопасных условий; предоставление персоналу регулярное и документируемое обучение по технике безопасности и охране труда; организация системы, позволяющие обнаруживать и предотвращать потенциальные угрозы здоровью и безопасности всего персонала; предоставление всему персоналу для использования чистые туалетные комнаты, доступ к питьевой воде, а также создавать необходимые санитарные условия для хранения продовольствия; обеспечение чистоты и безопасности предоставляемых персоналу мест отдыха, а также их соответствие основным потребностям персонала.

К социальным гарантиям персонала относятся: переподготовка и компенсационные выплаты при сокращении персонала; содействие учащимся; оплачиваемый отпуск; охрана материнства.

К охране окружающей среды: предотвращение  вредных воздействий на окружающую среду; экологическое обучение и просвещение персонала.

К поддержке местного сообщества: поддержка усилий власти в развитии территории, где размещена организация; помощь местным учреждениям и организациям социальной сферы; помощь малоимущим семьям, одиноким престарелым, а также ветеранам; поддержка ЖКХ; поддержка культурных и спортивных организаций и мероприятий.

Требования, установленные в модулях «А» и «Ж» стандарта ВОК-КСО-2007, гармонизированы со стандартом SA 8000, это дает возможность проводить сертификацию на соответствие стандарту ВОК-КСО-2007 и в то же время - стандарту SA 8000. При положительных результатах сертификации организация получает два сертификата – по стандарту ВОК-КСО-2007 и стандарту SA 8000.

Модульное построение стандарта дает организации возможность при сертификации подтверждать соответствие, как сразу по всем его модулям, так и последовательно, модуль за модулем. Так что заявка на сертификацию может оформляться или сразу на все шесть модулей, или  на какие-то из них, в любом сочетании по выбору организации. Однако модуль «Ж» должен включаться в любой вариант заявки.

11 апреля 2009 года национальные  организации по качеству четырех  стран – России, Украины, Казахстана  и Сербии – приняли стандарт  ВОК-КСО-2007 в качестве международного  стандарта CSR/КСО-2008.

Украинская ассоциация качества, Сербская организация качеств и Международная ассоциация менеджеров и аудиторов, зарегистрированная в Казахстане и действующая также в Узбекистане и Киргизии, намерены использовать это стандарт для оказания помощи организациям при внедрении принципов и методологии корпоративной социальной ответственности.

Стандарт направлен на успешное достижение следующих целей :

• улучшению отношений с центральными и местными органами власти, контрольными и надзорными органами;

• повышению качества жизни персонала, местного населения и общества в целом;

• повышению авторитета организации у потребителей, партнеров по бизнесу и других заинтересованных сторон;

• улучшению отношений с населением, общественностью и средствами массовой информации.

Создавая и вводя в действие стандарт ВОК-КСО-2007, его разработчики руководствовались, прежде всего, тем, чтобы у российских предприятий был документ, который в привычной и понятной форме излагал бы все требования к организации и реализации социальной деятельности .

Таким образом, в российской действительности наблюдается стабильное развитие нефинансовой отчетности.

Лидерами в российском списке ежегодного рейтинга корпоративной социальной ответственности AccountAbility Rating-2008 из 50 крупнейших российских компаний в 2008 году стали компании ГМК «Норильский никель», МХК «ЕвроХим», НК «Лукойл», ОАО «РЖД» и СУЭК.

Международный рейтинг AccountАbility Rating – рейтинг социальной ответственности 100 крупнейших компаний мира по обороту (согласно списку Fortune), составляемый международным экспертным центром AccountAbility и британской консалтинговой группой csrnetwork. Российскую версию рейтинга по лицензии составляет Международное проектное бюро "Деловая Культура" при экспертной поддержке компании Pricewaterhouse-Coopers.

Рейтинг оценивает уровень корпоративной социальной ответственности компаний с точки зрения стратегии, управления, взаимодействия с обществом, результативности, соответствия международным стандартам.

Исследование показало, что, хотя средний балл российского Рейтинга Корпоративной Социальной Ответственности пока существенно отстает от глобального, отечественные лидеры показали результаты, близкие к результатам лучших мировых компаний. Это говорит о том, что российские компании становятся все более заметными на международных рынках, фигурируют в списках крупнейших компаний мира, участвуют в крупных международных проектах, рассматривают планы альянсов с ведущими глобальными игроками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Формирование собственной политики корпоративной ответственности для крупных компаний стало объективной необходимостью, поскольку потребители направляют свою покупательную способность в пользу социально ответственных компаний, инвесторы выбирают компании с положительной деловой репутацией. Нематериальные активы большинства зарубежных компаний в несколько раз превышают материальные, значительную часть нематериальных активов составляет стоимость самого брэнда. Эта стоимость не в последнюю очередь определяется репутацией, которая формируется, в числе прочего, на основе социально-ответственного поведения компании.

Корпоративная социальная ответственность полезна как для бизнеса, так и для общества. Для бизнеса— это улучшение репутации и создание стабильно благоприятной среды для развития. Для общества — возможность решения важных социальных проблем. Ни для кого не является секретом, что репутации компании — один из видов нематериальных активов.

Основным публичным инструментом информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов, общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности является корпоративный социальный отчет

Социальный отчет компании может быть представлен как в свободной форме, так и в стандартизированной. Применение стандартов социальной отчетности делает проще процедуру оценки социальной ответственности повышают деловую репутацию компании. Для российских компаний использование международных стандартов необходимо для успешного продвижения на зарубежных рынках.

На сегодняшний день российские компании становятся все более заметными на международных рынках, фигурируют в списках крупнейших компаний мира, участвуют в крупных международных проектах, рассматривают планы альянсов с ведущими глобальными игроками. Хотя средний балл российского Рейтинга КСО пока существенно отстает от глобального, отечественные лидеры показали результаты, близкие к результатам лучших мировых компаний.

Таким образом, сбалансированная и результативная социальная ответственность компаний по нескольким направлениям снижает предпринимательские риски, укрепляет конкурентоспособность, повышает эффективность персонала и лояльность потребителей, улучшает репутацию предпринимателей компаний и бизнес - сообщества в целом.

Информация о работе Российская практика стандартизации социальной ответственности