Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 11:36, реферат
Первым этапом – этапом становления социологии в России – можно считать время распространения социологических идей, образования направлений социологической мысли, ее укоренения в системе российской науки. Этот этап продолжался с середины 60-х до середины 90-х гг. XIX в.
Творчество Петражицкого связывают и с позитивизмом, и с натурализмом, и с психологическим направлением, и с неокантианством. Это свидетельствует о сложности и "пограничном" характере взглядов мыслителя. Рассмотрим основные из них, имеющие непосредственное отношение к социологической науке.
Социологию он характеризует как научную теорию социально-психических процессов. Ее предназначение — изучать участие человека в процессах социальной жизни. При этом под таким участием ученый понимает психическую деятельность индивидуального характера. Она проявляется в словах, сообщениях, действиях, поступках человека.
Главным методом социологии Петражицкий считал психологическую дедукцию, основой которой является наблюдение социальных фактов. Наблюдение может быть внешним (по отношению к физическим явлениям и процессам оно осуществляется благодаря органам чувств) и внутренним. В последнем случае оно превращается в самонаблюдение, становится, как говорит Петражицкий, интроспекцией, психологическим методом внутреннего наблюдения. Такое наблюдение есть, по существу, переживание социального факта, социального явления. Это переживание и становится объектом познания и предметом интерпретации.
Отсюда существенное значение приобретает способность человека воспринимать и трактовать социальные явления и процессы. Таким путем можно определить процесс конструирования узнаваемого нами социального мира, который (это следует из приведенных рассуждений) оказывается зависимым от того, как мы его интерпретируем. Подобный подход к познанию социального мира стали особенно активно применять в 1920-е гг. представители феноменологической социологии.
Центральными понятиями социологии, согласно концепции Петражицкого, должны стать социальное поведение и его мотивы. Традиционно основная категория социологии — общество — не привлекала особого внимания ученого. Оно выступало для него как некая надындивидуальная действительность, не имеющая особого статуса и не существующая реально в психике того, кто изучает то или иное конкретное социальное явление. Социология изучает лишь то, что существует в психике и интерпретируется индивидом.
Общество не вызывало интереса у Петражицкого и в силу его оторванности от нормативных и мотивационных характеристик поведения, которые он называл "нормативными переживаниями" и "импульсиями" . Для получения этих характеристик требуется обращение к психологии, которая должна создать для гуманитарных наук, в том числе и для социологии, прочный фундамент. Так, Петражицкий считает, что социологическое понятие "мотив" (хотя на самом деле оно скорее психологическое) имеет в качестве психологического аналога (синонима) понятие "эмоция". Не случайно он разрабатывает детальную классификацию эмоций, создавая "эмоциональную теорию эстетических в этических явлений".
Индивидуальные эмоции, в соответствии с этой теорией, выступают причинами социального поведения, они выражаются как в слове, так и в действии, а их понимание становится задачей социологии. Однако такой подход, базировавшийся на индивидуальных эмоциях, оказался недостаточным для построения научной социологии, поскольку не содержал выхода в систему социальных отношений. Поэтому Петражицкий обращается к понятию "народная психика", связывая его с конкретным поведением через социальные нормы, обусловливающие определенные типы поведения.
Георгий Валентинович Плеханов (1856 -1918)
Плеханов унаследовал многие идеи своих учителей: Белинского, Чернышевского, Герцена, Добролюбова, о которых впоследствии немало написал. Начало его революционного вхождения пришлось на господство народнических идей и, будучи человеком своего времени, он пережил их внутренне, переболел ими. Близкое знакомство с жизнью рабочих, пропаганда среди них идей борьбы с правительством, перерождение народничества из революционного в либеральное, знакомство с марксизмом привели его к убеждению в ложности народнической идеологии.
Социологическая концепция Плеханова достаточно полно представлена в его произведениях, тем более, что после революции его труды издавались неоднократно. Среди главных социологических работ следует назвать: "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", "Материалистическое понимание истории". "Критика наших критиков" и другие.
Собственная теоретическая задача Плеханова состояла в обосновании политического и социального идеала революционной борьбы с абсолютизмом, для целей сознательной политической борьбы с правительством, о чем он неоднократно писал. Для него нет сомнений в тесной связи борьбы рабочего класса с общими задачами социализма. Политическая ангажированность социологических воззрений Плеханова не только не утаивается, но, напротив, с особой страстью подчеркивается им.
Душой его мировоззрения был марксизм, в котором он находил путеводитель истинного понимания хода исторического развития и нравственное оправдание необходимости вершить судьбы общественного прогресса. Это требование отливалось в важнейшую задачу "не осуждать, а выяснять и обобщать те насущные потребности русской жизни, которые все более и более толкали наших революционеров на путь политической борьбы" В этом заключался смысл разработки Плехановым социологии на марксистской основе.
Основным теоретико-методологическим принципом для Плеханова безусловно служит материалистическое понимание истории, т.е. принцип материализма в объяснении действий как отдельной личности, так и больших социальных групп.
Идея самобытного развития России, ставшая камнем преткновения между западниками и славянофилами, а также между марксистами и народниками всецело отвергается Плехановым. Идея русской самобытности, по его мнению, получила, в частности, у народовольцев "новую переработку, и если прежде она вела к полному отрицанию политики, то теперь оказывалось, что самобытность русского общественного развития именно в том и заключается, что экономические вопросы решались и должны решаться у нас путем государственного вмешательства. Весьма распространенное у нас в России незнакомство с экономической историей Запада способствовало тому, что подобного рода "теории" никого не приводили в изумление. Период капиталистического накопления в России противопоставлялся периоду капиталистического производства на Западе, и неизбежное несходство этих двух фазисов развития экономической жизни приводилось как убедительнейшее доказательство нашей самобытности.
Струве Петр Бернгардович - (1870–1944), русский экономист, социолог, философ, общественный деятель. Струве развивал концепцию «плюралистической метафизики», согласно которой первичные элементы бытия характеризуются принципиальной «многопространственностью» и «разновременностью». Причинно-следственные закономерности не могут служить адекватной характеристикой мирового универсума, в своей основе плюралистического и не сводимого к рационально-научным моделям.
В социальной философии Струве подчеркивал особое значение рациональных элементов в деятельности государственных институтов, противопоставляя такого рода «разумность» стихийности и даже хаосу общественной жизни. Государственный «организм» не только разумен, но и сверхразумен, мистичен; его основная историческая функция – упорядочение социальных процессов, установление в обществе своеобразной «культурной дисциплины».
Для Струве понимание и признание исключительного значения государства вполне совместимо с либеральными ценностями: сильное государство в сочетании с либеральной идеологией способно обеспечить социально-экономическое и культурное процветание нации.
Николай Александрович Бердяев (родился 6 (18) марта 1874, Киев — умер 23 марта или 24 марта 1948, Кламар под Парижем) — религиозный русский философ XX века. Своеобразие философии, по Бердяеву, состоит в том, что она не сводится к системе понятий, представляет собой не столько "знание-дискурс", сколько "знание-созерцание", говорящее на языке символов и мифов. В мире символов его собственной философии ключевая роль принадлежала свободе и творчеству, с которыми в конечном счете связаны все прочие идеи-символы: дух, чье "царство" радикально, онтологически противостоит "царству природы"; объективация — бердяевская интуиция драматизма судьбы человека, не способного (культура — "великая неудача") выйти из пределов "царства природы"; трансцендирование — творческий прорыв, преодоление, хотя бы на миг, "рабских" оков природно-исторического бытия; экзистенциальное время — духовно-творческий опыт личной и исторической жизни, имеющий метаисторический, абсолютный смысл и сохраняющий его даже в эсхатологической перспективе. При этом именно свобода определяет содержание "царства духа", смысл его противостояния "царству природы". Творчество же, которое всегда имеет своей основой и целью свободу, фактически исчерпывает позитивный аспект человеческого бытия в бердяевской метафизике и в этом отношении не знает границ: оно возможно не только в опыте художественном и философском, но также и в опыте религиозном и моральном ("парадоксальная этика"), в духовном опыте личности, в ее исторической и общественной активности.
Бердяев придал свободе онтологический статус, признав ее первичность в отношении природного и человеческого бытия и независимость от бытия божественного. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует "первичная", "несотворенная" свобода, над которой Бог не властен, которая "коренится в Ничто извечно". Эта же свобода, нарушая "божественную иерархию бытия", порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — "религии свободы". Иррациональная, "темная" свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа "изнутри", "без насилия над ней", "не отвергая мира свободы". Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия.
Теория распределения М. И. Тугана-Барановского
Туган-Барановский создает новую социальную теорию распределения. Выработанный общественным трудом общественный продукт только в некоторой части достается рабочему, а остальную часть захватывают нетрудовые классы (буржуазия и аристократия), которые опираются на свою экономическую мощь. Обладая средствами производства и средствами существования рабочего, эти классы управляют общественным процессом производства и являются хозяевами общего положения. Борьба между этими классами происходит за общественный продукт - каждый из них пытается захватить себе наибольшую часть общественного продукта. Наемный работник - не рабочая скотина капиталиста. За пределами рынка он свободен и живет не для того, чтобы создавать рабочую силу для капиталиста, а живет для себя, для удовлетворения своих потребностей. Не личность, а класс выступает субъектом распределения общественного продукта. Именно класс наемных рабочих (пролетариат) должен освободить социализм от класса капиталистов и аристократов (земельных собственников, получающих нетрудовой доход). Это - социальная эксплуатация, это - социальная теория распределения, которой гордится ее автор. Относительно кардинального вопросы экономической теории - теории стоимости - он занимает тоже отличное от Маркса позицию. Для Маркса теория трудовой стоимости - основа главный закон капитализма - закон прибавочной стоимости, определяющей исторические судьбы капитализма. Цель капиталистического хозяйства - добавленная стоимость, по Марксу.
Третий этап, длившийся с середины 1920-х гг. до середины 1950-х гг., был самым «черным» в истории российской социологии. В сущности, она была вытеснена научным коммунизмом и марксистско-ленинской философией, на нее был навешен ярлык «буржуазной науки».
Питирим Сорокин (1889-1968) создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука).
Элементом общества выступает взаимодействие индивидов. Оно подразделяется на шаблонное и нешаблонное, одностороннее и двустороннее, антагонистическое и неантагонистическое. Общество — это процесс и результат социального взаимодействия (взаимодействия многих индивидов). Его результатом является их приспособление к среде обитания. В процессе такого приспособления возникает социальный порядок общества, основной тенденцией развития которого является социальное равенство.
Развитие человеческого общества происходит путем эволюции и революции. Социальная эволюция представляет собой постепенное и прогрессивное развитие, основанное на знании общества, реформах, кооперации людей, стремлении к социальному равенству. Социальная революция - быстрое, глубокое прогрессивное или регрессивное развитие общества, основанное на насилии одного класса над другим. Оно меняет характер социального равенства.
Опираясь на опыт личного участия в двух российских революциях 1917 г., П.Сорокин выделяет их основные причины: подавление основных потребностей большинства населения существующим общественным строем, неэффективность этого общественного строя, слабость сил охраны общественного правопорядка. Социальная революция проходит стадии революционного взрыва, когда базовые потребности находят выход и разрушают страну, и контрреволюции, когда эти потребности обуздывайте.
Питирим Сорокин разработал теорию социальной стратификации, разделения общества на множество социальных слоев (страт) в зависимости от богатства, власти, образования и т. п.
Ему принадлежит также приоритет в открытии теории социальной мобильности, перемещения из одного социального слоя в другой.
Сорокину принадлежит и теория
цивилизационных ступеней развития человечества
как духовно-культурных образований. Цивилизация
у П. Сорокина — это историческая общность
людей, объединенных каким-то типом мировоззрения
(идеалы, ценности, методы познания). Развитие
человечества демонстрирует три фазы
такого цивилизационного развития, в которых
меняется цивилизационно-