Рынок труда. Возможна ли полная занятость?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 17:14, реферат

Описание работы

По данным Международной организации труда (МОТ. Основана в 1919 году, штаб-квартира в Женеве ), в мире сегодня 210 млн безработных, 43 млн потеряли работу в связи с последним кризисом. Согласно этим статистическим данным в нашем мире большое количество безработных, рост безработицы-постоянно-меняющаяся величина, которая может быть вызвана различными факторами. Это не только не желание трудиться, но и множество других причин. Во-первых, это может быть связано с большой нехваткой рабочих мест, с низкой заработной платой, с увеличением продолжительности трудового дня, с не квалифицированностью кадров. Также с возникновением кризиса в стране, вынужденной миграцией населения, увольнением в запас или в связи с получением серьезной травмы, инвалидность, невозможность работать. Также безработица может быть вызвана наличием криминальных группировок. По мере борьбы государства с преступностью люди, входящие в преступные группировки, пополняют ряды безработных. Также люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………3
1. Занятость: виды и формы………………………………………………………………………………………………………4-5
2. Неполная занятость……………………………………………………………………………………………..................6-7
3. Полная занятость…………………………………………………………………………………………………………………..8-9
4. Модели управления занятостью……………………………………………………………………………………….10-11
5. Пути регулирования занятости………………………………………………………………………………………….12-13
6. Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………..14
7. Список литературы………………………………………………………………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Реферат основы соц политики.docx

— 38.71 Кб (Скачать файл)

Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства, общества. Государственное регулирование в первую очередь состоит в развитии фундаментальной науки, образования, здравоохранения, обеспечении экологической и национальной безопасности, функционирования так называемых естественных монополий (железных дорог, энергетических и трубопроводных сетей).

Соединение рыночного механизма и государственного регулирования возможно решить при существенном изменении структуры. Чрезмерная занятость, свойственная социалистической экономике, уже преодолена. Однако это произошло в результате не структурной перестройки и повышения производительности труда, а спада в экономике, роста безработицы и выбывания части безработных из состава рабочей силы, ухода с рынка труда. Сегодняшняя структура занятости не отвечает потребностям ни общества, ни большей части населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В мировой практике применяются разные модели управления занятостью. Так, американская модель предполагает создание рабочих мест с низкой производительностью труда для значительной части трудоспособных граждан. В результате формально уменьшается безработица, но появляется обширный класс «новых бедных», т.е. работающей бедноты. При этом один из самых низких в мире срок выплаты пособия по безработице, развитая система информирования о вакансиях при высокой  мобильности населения являются чертами активной политики занятости. 

       Скандинавская  модель ориентируется на  обеспечение  занятости практически для всей  рабочей силы путём создания  рабочих мест в государственном  секторе со средними, удовлетворительными  условиями труда и оплаты. Модель  рассчитана только на государственные  финансовые средства, при ограничении  которых возможно сокращение  числа рабочих мест.

       Европейская  модель  основывается на сокращении  числа занятых при повышении  производительности труда и соответственно  росте доходов работающей части  населения. Модель предусматривает  создание широкой системы пособий  для увеличивающегося количества  безработных, требующих значительных  средств. Негативными последствиями  применения европейской модели  могут быть длительная и устойчивая  безработица, и тяжёлая ноша социальных и финансовых издержек, связанных с нею.

       Государственное  управление занятостью  в различных  странах связано с темпами  экономического роста производительности  труда, так как при сокращении  темпов экономического роста  на занятость влияют изменения  показателей производительности  труда в стране. Считается, например, что страны, у которых к 1994-1995 гг. установился низкий уровень безработицы, добились этого за счёт потерь  в производительности труда и , следовательно, в доходах работников.

       В России  постепенно создаётся нормативный  рынок труда, основные характеристики  которого не отличаются от  характеристик рынка труда других  государств. Однако российский рынок  имеет свои особенности:

- значительное снижение  за последние годы числа занятых  в сфере материального производства;

- активное развитие в  сфере услуг;

- усиление роли локальных  рынков труда в стране;

- рост числа безработных, особенно в отдельных регионах;

- усиление дифференциации  занятых по доходам и отраслям деятельности;

- высвобождение высококвалифицированных  работников некоторых отраслей  и видов деятельности, в частности  из нерентабельных видов производства, военно-промышленного комплекса  и обслуживающей его инфраструктуры;

- спрос на работников, способных адаптироваться в новых рыночных

условиях, особенно в сфере финансовых и налоговых институтов, системе таможенных органов и социальных учреждениях;

- жёсткие пределы в  выборе места работы и в  условиях приложения способностей  работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно выделить следующие задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижения такого соотношения между спросом и предложением труда,  а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с дугой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально---- -отраслевой, квалифицированно-образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создаёт предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления. Прогресс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Можно выделить два направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое.

 К первому относят  меры, регулирующие количественные  соотношения между спросом и  предложением труда, сдерживающие  рост безработицы, направленные  на изучение конъюнктуры на  рынке труда, а также трудоустройство  отдельных категорий работников.

 Ко второму – комплекс  мер воздействия на качество  трудовых ресурсов, их пропорции, повышении квалификации и производительное  потребление.  При этом следует  подчеркнуть динамизм государственного  регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития  российского общества или экономического  цикла соответствует специфическая  экономическая политика.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия:  прямое и косвенное.

 Прямое воздействие  носит регулирующий и корректирующий  характер и заключается в организации  общественных работ, стимулирование  создания новых рабочих мест  в негосударственном секторе, развитие  системы производственного обучения  и переподготовки, стимулирование  или, наоборот, сдерживание развития  производства в тех или иных  регионах, регламентация продолжительности  рабочего дня, организация сезонных  работ.

Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политика, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.

       Центральное  место должна занять характеристика  занятости в связи с балансами  трудовых ресурсов и рабочих  мест. Важно определить параметры  обеспечения полной занятости, охарактеризовать  требования к повышению её  эффективности. В этой области  следует разобраться с масштабами  и формами неполной занятости, которая является одним из  условий эффективности занятости. Здесь большую роль играют тенденции поведения населения на рынке труда и изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных форм собственности, источников и уровня доходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпринимательской  деятельности. Необходимо пересмотреть саму  идеологию закона о занятости, сориентировать его на расширение современных сфер приложения труда, повышение производительности, опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников.

Необходимо продолжить практику активизации занятости через

- программы по стимулированию  роста занятости и увеличению  числа рабочих мест;

- программы, направленные  на подготовку и переподготовку  рабочей силы;

- программы содействия  найму рабочей силы;

- программы по социальному  страхованию безработицы.

     

       Активная  государственная политика обеспечения  полной занятости должна включать  поддержку служб занятости, расширение  их роли в трудоустройстве  и переобучении безработных, с  учетом особенностей формирования  общероссийского и региональных  рынков труда, различающихся по  критерию недостатка или избытка  трудовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходя из всего выше изложенного, можно ответить на поставленный вопрос, возможна ли полная занятость? Очевидно, нет, проблема незанятости населения будет преобладать всегда, причем с изменением ситуации на рынке труда число незанятых будет постоянно то уменьшаться, то наоборот увеличиваться. Российский рынок труда несбалансирован, постоянная нехватка рабочих мест, дефицит квалифицированных кадров. Но все же хочется отметить, что государство ведет активную политику и проблемы незанятости населения решаются, например, государством разрабатываются различные программы, в которых делается упор на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости:

- программы по стимулированию  роста занятости и увеличению  числа рабочих мест;

- программы, направленные  на подготовку и переподготовку  рабочей силы;

- программы содействия  найму рабочей силы;

- программы по социальному  страхованию безработицы.

Невозможность полной занятости, как мной уже было отмечено, зависит от нежелания трудоспособного населения трудиться, также неспособного к труду населения, больных людей, инвалидов, а также многих других причин.

По-моему мнению, в ближайшее время ситуация на рынке труда существенно не изменится, проблемы незанятости и нехватки рабочих мест, по-прежнему будут оставаться одними из главных проблем нашего современного общества. Для того, чтобы ситуация на рынке труда качественно изменилась, потребуется довольно длительное время, усовершенствование системы труда, значительное расширение производства и многое другое. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

    1. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=121738#1
    2. http://www.referat.star-info.ru/info_429309
    3. http://www.bibliotekar.ru/rynok-truda-i-dohody/14.htm
    4. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/shvakova/R_3_1.html
    5. http://referatplus.ru/economik/2_016_17618.php
    6. http://psyera.ru/4119/rynok-truda-obshchie-ponyatiya
    7. http://www.distant.ru/education/macroeconomics/14.pdf
    8. http://dps.smrtlc.ru/Od_PM/Od_07_1.htm

 

 


Информация о работе Рынок труда. Возможна ли полная занятость?