Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:28, реферат
На мой взгляд, потеря смысла жизни является своеобразным «общим фоном» для суицидентов. Это ощущение, от которого порой трудно избавиться даже психически устойчивым и не склонным к самоубийству людям, постоянно сидит в головах сотен тысяч подростков по всему миру. Возможно, это и не главная причина самоубийств, но наряду с непониманием со стороны сверстников, проблемами в учебе и неразделенной любовью фраза «я не вижу в своей жизни смысла» встречается практически повсеместно.
Если же говорить о статистике детских и подростковых суицидов в России, то данные весьма печальны.
Введение
В последние годы на телеэкранах и страницах газет все чаще мелькают сообщения о подростковых самоубийствах:
«…Черным стал февраль в школе №7 одного из городов республики Марий Эл. Два подростка, мальчик и девочка, покончили жизнь самоубийством… Родители безутешны…Педагогический коллектив и директор школы до сих пор находятся в шоке…»
«…В пригороде Токио семеро подростков совершили групповое самоубийство. Тела юношей и девушек были найдены полицейскими в автомобиле, припаркованном на одной из стоянок в столичной префектуре Саитама…За последние десять лет в Японии отмечено несколько аналогичных случаев…Похоже, групповые самоубийства превратились в страшную «моду» у японских тинейджеров.»
«…В Благовещенске покончили с собой две школьницы, 14 и 16 лет, выбросившись с двенадцатого этажа многоэтажного здания… Обе девочки скончались на месте. На злополучном балконе нашли бутылку из-под шампанского, пустой пузырек из-под таблеток «но-шпа» и использованный одноразовый шприц…»
Слыша такие новости, люди старшего возраста либо грустно качают головами, либо возмущаются распущенности молодого поколения, выдавая злобные тирады, начинающиеся с фразы «Вот мы-то в молодые годы…».
Но мало кому приходит в голову попытаться понять подростков-самоубийц. Всех в принципе устраивают официальные формулировки причин подобных поступков.
Однако, в чем же дело?
Виктор Франкл, австрийский психолог и основатель школы логотерапии, выдвинул теорию, которая показалась мне весьма правдоподобной.
Он утверждал, что современный человек страдает от глубинного чувства утраты смысла жизни, и это чувство, соединяясь с ощущением пустоты, образует некий «экзистенциальный вакуум». И в особенности это касается детей и подростков.
Человек, поведение которого не регулируется инстинктами, как у животных, и традициями, как у людей старших поколений, утрачивает ясное представление о том, что ему нужно, и что он должен делать. В итоге он либо живет «по инерции» и хочет того же, что и все (конформизм), либо, будучи не в силах подчиниться общему мнению, переживает жесточайший «ноогенный невроз».1
Неврозы такого рода проистекают не из комплексов и конфликтов в традиционном смысле слова, а из угрызений совести, из ценностных конфликтов и - не в последнюю очередь - из экзистенциальной фрустрации, проявлением которой может в том или ином случае выступать невротическая симптоматика и склонность к суцициду.
В своей книге «Человек в поисках смысла» В. Франкл приводит интересные данные: оказывается, среди причин смертности у американских студентов второе место по частоте после дорожно -транспортных происшествий занимают самоубийства. При этом число попыток самоубийства (без смертельного исхода) в 15 раз больше.
Опрос студентов, пытавшихся покончить жизнь самоубийством, выявил, что в 85% случаев мотивом этого поступка был тот факт, что они больше не видели в своей жизни никакого смысла; при этом 93% из них были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях и в полном согласии со своей семьей; они активно участвовали в общественной жизни и имели все основания быть довольными своими академическими успехами и личной жизнью.
На мой взгляд, потеря смысла жизни является своеобразным «общим фоном» для суицидентов. Это ощущение, от которого порой трудно избавиться даже психически устойчивым и не склонным к самоубийству людям, постоянно сидит в головах сотен тысяч подростков по всему миру. Возможно, это и не главная причина самоубийств, но наряду с непониманием со стороны сверстников, проблемами в учебе и неразделенной любовью фраза «я не вижу в своей жизни смысла» встречается практически повсеместно.
Если же говорить о статистике детских и подростковых суицидов в России, то данные весьма печальны.
По данным новостного портала IA REGNUM.RU2, 2,5% всех умерших в 2005 году россиян покончили жизнь самоубийством. Причем в России суицид резко «помолодел». Основная возрастная группа самоубийц в России – подростки от 12 до 16 лет.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, к 2020 году самоубийства станут глобальной проблемой, так как суицид выйдет на второе место в мире по причине смертности, обойдя рак и уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям.
На мой взгляд, все сказанное выше наглядно демонстрирует актуальность этой проблемы. Я считаю, что детский и подростковый суицид ни в коем случае нельзя считать «юношеской блажью» и замалчивать, как очередную неполиткорректную и во всех отношениях скользкую тему.
Поэтому далее я, в силу своих возможностей, постараюсь максимально подробно рассмотреть вопрос детских и подростковых суицидов и вероятные методы предотвращения суицидальных попыток в молодежной среде.
Говоря о дальневосточном регионе России, также невозможно не отметить рост числа детских и молодежных суицидов. Суицид стоит на четвертом месте по причине смертности приморских подростков после автокатастроф, наркотиков и СПИДа. Поэтому молодежные суициды вполне можно отнести к социальным проблемам страны.
А действительно, почему? Что заставляет молодых, физически здоровых и с виду благополучных людей резать вены, глотать смертельные дозы таблеток, вешаться и прыгать с крыш высотных домов?
Существует ряд причин,
которые встречаются у
Итак…
Всем известна история Ромео и Джульетты. Он любил ее, она - его, но любви препятствовали враждующие родители, и влюбленные, не выдержав разлуки, убили себя. Сколько таких ромео и джульетт в нашей стране? Вы бы удивились, услышав эти цифры. Романтически настроенные юноши и девушки, испытавшие первое разочарование в любви, имеют высокую склонность к суициду. Причем, чаще всего они театрально обставляют свое самоубийство, долго его планируют, продумывают предсмертные записки, и особенно заботятся о том, чтобы после смерти их тела выглядели красиво.
Наиболее частые способы «любовного» самоубийства - самоотравление (медикаментами или ядом) и перерезание вен.
Нередко способы самоубийства, совершенные на почве любовных неудач, копируются из художественной литературы и фильмов.
В психологии это явление носит название «Синдрома Вертера» - по имени персонажа романа Гете «Страдания молодого Вертера». Этот роман в Германии около 200 лет назад запрещался после возникновения вспышки суицидов у молодых людей, которые читали этот роман и полностью копировали поведение главного героя (перед смертью они одевались как Вертер, оставляли книгу раскрытой на том месте, где описывалось самоубийство юноши). Зачастую подобные самоубийства (а также парасуицид3 во всех его проявлениях) являются способом шантажа и манипуляции объектом любви, попыткой вызвать у него угрызения совести. Поэтому в предсмертных записках (которые чаще всего являются одновременно стихами собственного сочинения), суициденты обвиняют во всем своих возлюбленных, и сопровождают это фразами типа «Вот я умру, и ты поймешь…».
Как считает японский суицидолог Ямамото Тэй, число самоубийств, совершаемых именно из-за неразделенной любви, в возрасте до 16 лет составляет 42,2% у девушек и 36,6% у юношей. К 25 годам удельный вес этой причины резко сокращается.
К самоубийствам
на почве любви можно также
отнести суициды, совершаемые
из-за смерти любимого
Прежде всего, стоит сразу сказать, что невнимание со стороны родителей или же конфликты с ними чаще всего являются причиной именно детских суицидов, и реже – подростковых, так как ценность родительского внимания с возрастом утрачивается, и 16-17-летние подростки легче переносят отрыв от родителей, чем дети младшего возраста.
Самоубийства такого рода часто являются случайными, например, когда ребенок хочет только напугать маму, чтобы она обращала на него больше внимания, но в результате, не рассчитав вреда, наносимого себе, погибает.
Нередко такие случаи происходят в семьях, где уже есть один ребенок, и рождается новый малыш, которому, естественно, родители уделяют больше внимания. А старшего сиблинга как бы лишают детства, заставляя его ухаживать за младшим братом или сестрой.
Известны случаи, когда на этой почве убивали себя даже пятилетние дети.
Поэтому в данном случае психологическую работу следует вести не с детьми, поступки которых являются в какой-то мере зеркалом, отражающим поведение их отцов и матерей, а с самими родителями.
Учебный процесс и сложности, связанные с ним - достаточно распространенная причина самоубийства. Особенно часто встречается она у студентов, обучающихся точным наукам и осваивающих технические специальности (особенно часто - студенты физико-математических институтов, будущие программисты, генетики, химики и т.д.)
Вероятно, это происходит потому, что подобные специальности нередко выбирают для себя люди замкнутые, неадаптивные, необщительные, в общем, как говорят в студенческой среде, «ботаники».
Такие подростки, как правило, имеют высокий и очень высокий коэффициент интеллекта, и это делает их в некоторой степени изгоями среди сверстников.
Многие из них обретают себя в интернете, и получают свою «порцию» любви, ненависти, дружбы и героизма в чатах и сетевых играх. Те же, у кого такие «компенсаторные механизмы» и умение ослаблять фрустрацию, неразвиты, нередко пытаются убить себя.
Чувство одиночества - весьма частая причина суицидальных попыток и завершенных суицидов у подростков. Одиночество коренится глубоко в психике неуверенных в себе, замкнутых и ранимых молодых людей. Порой они даже переживают своеобразный феномен - «одиночество в толпе», когда их окружают толпы людей, и вроде все знакомы, и никто не желает зла, но… Они безгранично одиноки. Точнее, чувствуют себя таковыми. За этим чувством тянется и постоянная мысль о том, что никто не способен понять подростка, и что с ним вообще что-то «не так».
Еще одна особенность, способная усугубить эту причину, кроется в структуре детских и молодежных компаний. Дети и подростки, объединяясь в группы по какому-либо признаку (даже если просто живут в одном дворе), становятся весьма жестокими. Поэтому частенько подростки, и без того забитые, становятся изгоями и объектами для насмешек, что, конечно, тоже играет немалую роль в решении ребенка или подростка добровольно уйти из жизни.
Что интересно, именно такие «изгои» чаще всего самостоятельно обращаются в центры психологической помощи, и пытаются найти поддержку и понимание там.
До недавнего времени считалось, что суицидальное поведение абсолютно всегда является следствием психических расстройств. Безусловно, едва ли можно считать это утверждение правильным, хотя рациональное зерно все же есть. Отклонения в психике человека могут вызвать суицидальное поведение, но это далеко не главная причина.