Самоубийство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:28, реферат

Описание работы

На мой взгляд, потеря смысла жизни является своеобразным «общим фоном» для суицидентов. Это ощущение, от которого порой трудно избавиться даже психически устойчивым и не склонным к самоубийству людям, постоянно сидит в головах сотен тысяч подростков по всему миру. Возможно, это и не главная причина самоубийств, но наряду с непониманием со стороны сверстников, проблемами в учебе и неразделенной любовью фраза «я не вижу в своей жизни смысла» встречается практически повсеместно.
Если же говорить о статистике детских и подростковых суицидов в России, то данные весьма печальны.

Файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Чтобы лучше понять, какие именно расстройства могут толкнуть человека на суицид, обратимся к опыту психиатров.

В учебнике «Психиатрия» М.Т. Хэзлема о суициде сказано следующее: «…При психотических заболеваниях, как правило, суицид бывает истинным, особенно на фоне депрессии. Парасуицид чаще имеет место при депрессивных реакциях, отмечающихся при неврозах. При аффективных психозах смерть от суицида является реальной опасностью. При таких заболеваниях примерно 20% больных делает попытку убить себя, причем примерно в 10% случаев попытки приводят к смерти. Успешными попытки  суицида чаще бывают у мужчин, чем у женщин, а при парасуициде, представляющем собой нечто вроде обходного пути, соотношение обратное…Опасность суицида является одной из основных причин принудительного направления в клинику больных аффективными психозами или иными тяжелыми психическими расстройствами…»

  1. Другие причины

В эту группу я решила отнести те группы суицидов, которые едва ли можно назвать широко распространенными, но все же они имеют место и присущи именно подростковым самоубийствам.

Юбилейные самоубийства. Дети и подростки, зачастую склонные к демонстративной театральности, нередко совершают самоубийства в особую дату и при особых условиях. Можно было бы отнести этот тип самоубийств к подражательным, но небольшая разница все же есть - акцент идет именно на дату и время, причем иногда - с точностью до минуты. В этой главе уже был упомянут фронтмэн группы «Nirvana» Курт Кобейн, так вот его поступок вызвал целую волну юбилейных суицидов в Америке. Подростки уходили из жизни самыми разными способами, но именно в эту дату, что и пояснялось в традиционной предсмертной записке.

Самоубийства-убийства. К классу самоубийств-убийств я отнесла те случаи, когда подросток не только убивает себя, но и забирает с собой на тот свет пару-тройку, а, то и десяток-другой одноклассников, или даже свою семью, или просто людей, которых он ненавидит. Это опять же тенденция, свойственная, в первую очередь, для Америки. Что и говорить, только недавно в США отгремел скандал, когда молодой человек, кореец по национальности, убил около двух десятков своих одноклассников, а затем и себя. Причем он смог свободно приобрести два пистолета (один из них - крупнокалиберный!), не имея при этом даже гражданства США. В нескольких предсмертных посланиях он мотивировал это тем, что ненавидит «богатеньких сынков богатеньких родителей», с которыми ему приходится учиться в колледже.

А до этого можно вспомнить еще  как минимум 2 случая, дошедших из Америки  в Россию. Во-первых, это знаменитая Колумбинская резня, когда два школьника, пронеся под плащами в школу  обрезы, расстреляли несколько одноклассников, учителя и самих себя.

И совсем уж вопиющий случай, когда прилежная ученица церковно-приходской школы зарубила топором настоятельницу храма, а сама сиганула с крыши  церкви. Под матрасом ее кровати (равно  как и в комнатах предыдущих «героев») в последствии были обнаружены стихи «возмутительного содержания» и тексты песен «отвратительного сатаниста»4, глэм-рокера, Мэрилина Мэнсона. 

Самоубийства, связанные с неизлечимыми заболеваниями, неполноценностью, уродствами. Как правило, у подростков формируется крайне болезненное отношение, как к своей внешности, так и к внешности сверстников. И врожденные уродства, неизлечимые болезни, любая неполноценность могут опять же вызвать осуждение и издевки со стороны сверстников. Причем такие издевательства зачастую даже поощряются родителями других детей, мол, «не дружи с Ваней, он же урод и больной». И те несчастные, которым адресованы эти слова, не в силах вынести гонения и преодолеть чувство отчаяния, могут выбрать добровольный уход из жизни. Хотя нередко такое отношение делает их только сильнее, закаляет духовно и учит бороться с людским скотством, и доказывать всем тем, кто здоров и счастлив, но любит поупражняться в остроумии над слабыми, что именно они и есть неполноценные, но не в физическом, а в моральном плане.

Самоубийства, связанные с недовольством собой Подростковый комплекс неполноценности может спровоцировать суицидальное поведение не только у подростков с физическими недостатками, но и у здоровых, полноценных детей. Это звучит как бред, но только недавно я наткнулась в прессе на заметку о том, что двенадцатилетняя девочка покончила с собой из-за того, что родители заставили ее носить скобки на зубах. Кстати, эта причина гораздо чаще встречается у девочек, чем у мальчиков.

Мне очень хочется хотя бы в рамках этой работы обвинить в этом навязанные молодым девушкам стереотипы того, какими им должно быть. С чего я это взяла? Посудите сами. Маленькой девочке покупают куклу Барби. Высокую блондинку с парой ну очень длинных стройных ног, непропорционально тонкой талией, милой смазливой мордашкой, и, простите, пышным бюстом. Девочка подрастает, и вместо того чтобы вырасти вот в это силиконово-пластиковое чудо, как ей бы того хотелось, формируется по нормальному человеческому типу. Но это для умных взрослых дядек и тетек это нормально, а для подростка - катастрофа. И фраза «будешь как мама» в пятнадцать лет - совсем не утешение. Отсюда рост числа пластических операций, особенно - по увеличению груди и откачке жира в области талии, (вспомнили Барби?) на долю совсем молодых девушек. Хотя им не груди эти нужны, а сеансы психотерапии.

Ведь если вспомнить  характеристику игровой деятельности, которая дается во всех учебниках по психологии развития, то именно из игр ребенок впервые  познают всевозможные поведенческие паттерны, и, кроме того, ассоциирует себя с персонажами своих игр. Таким образом, усвоение мысли-стереотипа «я должна быть совершенством, как моя кукла Барби», происходит буквально «с молоком матери».

И несоответствие образу идеальной  куклы может толкнуть подростка  на суицид.

Самоубийства, связанные с причастностью подростка к религиозным сектам. Подростки, ищущие себя, нередко попадают в сети религиозных сект.

Как это происходит, и что такие  организации способны сделать с  человеком, особенно юным, наивным и растерянным, говорить не стоит - на эту тему существует множество публикаций в прессе и серьезных научных работ. В частности, знаменитый на всю Америку сектовед Стив Хассен, который сам в молодости являлся адептом корейской секты Муна, написал несколько интересных работ о тоталитарных религиозных сообществах. Его книги, кстати, в большинстве американских сектантских ячеек запрещены к прочтению и хранению под угрозой страшной кары и изгнания. Так вот, Хассен приводит множество примеров того, как лидеры сект способны доводить массы людей до суицида только для того, чтобы заполучить их имущество.

А подростков, жаждущих обрести  спасение в речах харизматичных лидеров сект, на этой скользкой дорожке и подавно ожидает страшная опасность, потому что ради своей секты подросток вполне способен на любые, даже самые ужасны действия. Причем не только по отношению к себе, но и к другим людям. Известен случай, когда один из совсем молодых адептов японской секты Аум Сенрикё был послан в центр Токио с бомбой в рюкзачке. Он должен был не только умереть сам, но и забрать жизни тех людей, которые по чистой случайности оказались рядом. Однако об этой акции узнали городские власти, и теракт удалось предотвратить.

На этом хотелось бы завершить  краткую характеристику вероятных  причин подростковых суицидов. Но не стоит, однако, забывать, что все эти причины могут выступать в различных комбинациях, или даже выступать все вместе, но в менее выраженных формах (то есть, генеральной причины нет, есть множество беспокойств, которые, накапливаясь, подводят подростка к краю бездны).

Если далее рассматривать механизм развития суицидального поведения, то можно сказать, что после того, как на ребенка воздействует травмирующая ситуация, в ответ на нее, естественно, возникает и реакция. И А.Г. Абрумова, долгое время занимавшаяся изучением суицидального поведения, выделила ряд эмоциональных реакций, которые наиболее часто приводят к суициду.

  1. Реакция эмоционального дисбаланса

Данная реакция характеризуется  широким диапазоном отрицательно окрашенных эмоций, а также сокращением круга  и глубины контактов. То есть подросток  постоянно «загружен», не идет на общение, дистанцируется от старых друзей и знакомых, агрессивно реагирует на попытки окружающих выяснить причины подобного поведения.

  1. Пессимистическая ситуационная реакция

При реакциях данного типа выражены в первую очередь изменения мироощущения, установление мрачной окраски мировоззрения, суждения и оценок, видоизменение и переструктурирование системы ценностей. Это весьма неблагоприятно потому, что мир воспринимается в самых «черных тонах», стойко снижается уровень оптимизма, преграждается путь к репродуктивному планированию деятельности, которое, в конце концов, исчезает вовсе. Тогда вся энергия психики устремляется в русло разрушительных и саморазрушительных тенденций с выходом в так называемый «сиюминутный» суицид (т.е. суицид, произошедший под влиянием одномоментного порыва, незапланированный и непродуманный).

  1. Реакция отрицательного баланса

Содержанием данной реакции является рациональное «подведение жизненных  итогов», предполагающее высокий уровень самокритичности, отсутствие аффективной напряженности («холодный» пресуицид5)

  1. Реакция демобилизации

Реакция демобилизации отличается отказом или ограничением привычных  контактов, что вызывает устойчивые, длительные и мучительные переживания одиночества, беспомощности, безнадежности. Результативность деятельности, продуктивность (на фоне усугубляющейся астенизации и потери активности) оказывается невысокой и не удовлетворяет самого субъекта, усугубляя его душевный дискомфорт и ощущение отвергнутости и изолированности

  1. Реакция оппозиции

Ситуационная реакция оппозиции  характерна своей выраженно экстрапунитивной позицией личности, повышающейся степенью агрессивности, возрастающей резкостью отрицательных оценок окружающих и их деятельности. В отдельных случаях агрессивные тенденции меняют направление, переключаясь на механизм аутоагрессии. Подобный тип реакции имеет невысокий уровень суицидального риска. Только в крайне редком случае, при неразрешенном конфликте лица, давшие этот тип ситуационной реакции, прибегают к демонстративно - шантажным суицидальным действиям.

  1. Реакция дезорганизации

Реакция дезорганизации содержит в  своей основе тревожный компонент  с выраженными соматовегетативными проявлениями (гипертонические и сосудисто-вегетативные кризисы, нарушения сна).

 

2. Диагностика,  профилактика и превенция суицида

В этой главе я решила, во-первых, раскрыть примерную схему формирования суицидальной мотивации, а во-вторых, рассказать о тех важных признаках, заметив которые можно определить, что подросток настроен на суицид.

Итак, формирование суицидальной мотивации. Очень важный вопрос - как в голове совсем молодого человека могла зародиться, созреть, и перерасти в действие столь разрушительная мысль? Скорее всего, это происходило в три этапа:

1. Возникновение пассивных мыслей  о смерти и уходе из жизни,  фантазий на тему своей смерти. Однако эти мысли еще не имеют характера суицидальных, т.е. лишение себя жизни не рассматривается как произвольное действие. Человеку в голову приходят мысли типа: «вот бы уснуть и не проснуться» «хорошо бы умереть…», и т.д. Наряду с такими пассивными мыслями человек начинает испытывать непреодолимое влечение к смерти.

2. Далее человек переходит в  стадию, которую условно можно  назвать суицидальными замыслами.  Влечение к смерти усиливается,  и мысли о ней из абстрактно-мечтательных  превращаются в более оформленные и практичные замыслы. Позже к ним присоединяется волевой компонент и решение, так что суицидальную мотивацию можно считать практически оформленной.

3. И на последней, третьей  стадии человек демонстрирует  уже сформированное суицидальное поведение, то есть, говоря научным языком, внешние и внутренние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Причем еще одной интересной особенностью второй и третьей стадий является то, что потенциальный суицидент всюду начинает видеть знаки - подтверждения того, что его замысел верен, и единственно возможен.

Кстати, интересный факт: после того, как в московском метро увеличилось  число самоубийств, городской думе было предложено заменить таблички «Выхода  нет», которые якобы могли толкнуть и без того одержимого суицидальными мыслями человека на прыжок под поезд. Однако предложение это депутатами было…не то чтобы отвергнуто, скорее не замечено. 

Вообще же весь период, от возникновения  мыслей о смерти до осуществления  суицидального замысла принято называть пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (при остром аффективном пресуициде) или месяцами (хронический пресуицид). Причем в случае с острым пресуицидом первая стадия, как правило, пропускается. Человек сразу решает лишить себя жизни.

Диагностика суицида.

Я думаю, прежде всего, стоит определиться с тем, какие группы подростков наиболее склонны к суицидальному поведению:

Информация о работе Самоубийство