Сексуальная революция как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:19, контрольная работа

Описание работы

Любовь – одно из самых ценных духовных богатств человека. Она возвышает его внутренний мир, активизирует духовные силы. «Нищие безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему, - говорит один из героев Шварца. – Из любви к родине солдаты попирают смерть, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад из любви к истине. Землю перестраивают из любви к прекрасному…».

Содержание работы

1. Сексуальная революция, ее сущность и основные проявления
2. Изменения в межличностных и семейных отношениях под воздействием сексуальной революции
3. Сексуальная революция и культура

Файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.docx

— 37.75 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральский государственный экономический  университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Социология»

на тему: «Сексуальная революция как социальное явление»

 

 

 

Исполнитель: Короткова Елена

Анатольевна                               

 Направление «Юриспруденция»

 Группа: ЮРу-12 СБ 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

 

 

План

Введение_______________________________________________стр. 3

  1. Сексуальная революция, ее сущность и основные проявления__стр. 4-6
  2. Изменения в межличностных и семейных отношениях под воздействием сексуальной революции___________________________стр. 6-9
  3. Сексуальная революция и культура______________________стр. 10-12

Заключение___________________________________________стр. 13-14

Практические задания

  1. К каким демографическим последствиям приводит сексуальная революция?________________________________________________стр. 15-16
  2. К каким изменениям в культуре приводит сексуальная революция?_______________________________________________стр. 16-17

Список использованных источников_______________________стр. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

  Любовь – одно из самых ценных духовных богатств человека. Она возвышает его внутренний мир, активизирует духовные силы. «Нищие безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему, - говорит один из героев Шварца. – Из любви к родине солдаты попирают смерть, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад из любви к истине. Землю перестраивают из любви к прекрасному…».

Любовь во все времена считалась  даром свыше, ее обожествляли, о ней  писали поэты, ей отдавали в дар жизни  человеческие. Но это лишь надводная  часть айсберга, гораздо больше мы сможем увидеть, если попробуем заглянуть  в далекое прошлое и сможем рассмотреть отношение общества к любви, в частности к сексу  со времен появления человека до наших  дней. Одно из важнейших явлений новейшей истории — сексуальная революция. Что же это такое? «Краткий словарь по социологии» (Москва, 2001 г.) дает ей определение: «Сексуальная революция — радикальная ломка традиционных норм, ограничений и запретов в сфере сексуальных отношений, связанная главным образом с молодежными бунтарскими движениями». Это лишь отчасти верно. Потому что революция — это кардинальные изменения, касающиеся не только ломки традиционных норм в сфере сексуальных отношений. И связана она не только и не столько с молодежными бунтарскими движениями.

Как показала история ХХ — начала ХХІ вв., в качестве глобальных выступили  две тенденции: стремление к демократии и стремление к независимости. Они  выявили себя буквально во всем: от развала империй до изменения  жизненных моделей отдельных  личностей. Все больше и больше людей  во всем мире признавало ценность свободы  одной из главнейших позиций в  системе ценностей западного  мира.

1. СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ЕЕ ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ

Сексуальная революция началась на Западе. Существуют разные мнения относительно времени ее начала: годы Первой мировой  войны, 20-е, 50-е, 60-е, 70-е. На наш взгляд, она началась в 1960-е, что будет  обосновано ниже. Какие бы хронологические  рамки ни выбирались, безусловным  является то, что произошедший взрыв  освобождения от прежних запретов в  значительной степени явился реакцией на суровость былых времен, в частности, на пуритански-репрессивное отношение  к сексу.

Строй и уклад жизни на протяжении тысячелетий определялся прежде всего религией и церковью. В западном мире длительное время доминировал  католицизм, известный своей жесткостью. В частности, церковь освятила и  через инквизицию осуществляла жесточайшие  наказания за нарушения супружеских  обетов, а также за нетрадиционный секс.

Западные законы и нравственные кодексы берут начало в иудео-христианской традиции, преимущественно в законах  иудейских племен, записанных в Ветхом завете. Эта традиция признавала лишь те половые отношения, которые необходимы для продолжения рода и существуют в границах брака. Отсюда — запреты, строгости, лицемерие, ханжество, разочарования, неврозы. Поэтому можно считать, что рассматриваемая революция  стала реакцией на века пуританского подавления сексуальной свободы.

В ХХ веке, как известно, влияние  религиозной сферы в западном мире значительно ослабело. Конечно, в европейских странах, в США  быть верующим — почти норма. Однако современный человек не позволяет  религии и церкви быть чрезмерно  обременительными. Путы, которые ими  накладывались, особенно в отношениях между полами, давно уже разорваны.

Общество «массового производства»  стало «обществом массового потребления». В 1960-х годах в западном мире сменились  приоритеты. На жизненных знаменах миллионов появился новый девиз: «Удовлетвори свои желания!». «Общество  массового потребления» тотально, поскольку  затрагивает все сферы жизни  человека, в таком обществе существовать — значит потреблять. И не только товары и услуги. Потребляются впечатления, эмоции, чувства. Осознание богатства  жизни порождает стремление взять  от нее как можно больше. Часто  простейшим путем к тому видится  разнообразие в сексе.

В удовлетворении желания насладиться  богатством возможностей огромное и  многообразное влияние имели  научные революции и технический  прогресс. Прежде всего следует подчеркнуть  роль механизации, автоматизации, роботизации, компьютеризации и т.д. и т.п. в  уменьшении доли тяжелого физического  труда, после которого, как правило, сил на секс не остается. Другим следствием научно-технического прогресса является сокращение рабочего времени. Если в  былые времена рабочий день мог  продолжаться 10 — 12 часов, а выходным было только воскресенье, то на 2003 год  рабочая неделя в Западной Германии составляет 35 часов. Понятно, что для  всплеска сексуальной активности и  силы, и свободное время очень  важны.

Однако «революция нравов проистекает  не из слабости или нигилизма, а является результатом брожения, происходящего  в обществе, особенно в тех кругах его, которые двигаются вверх  по социальной лестнице и овладевают новым опытом» (М.Лернер). Кроме того, из истории известно, что проблемы пола актуализируются тогда, когда  общество сталкивается с принципиальными  трудностями, которые невозможно разрешить  в рамках существующих норм и установок. Именно неблагополучие в основаниях индустриальной цивилизации, достигшей  своего предела, привело к психологическому кризису, что наиболее остро почувствовало  прежде всего студенчество 1960-х. Практически во всех западных странах в то время социальная стабильность была поколеблена «бунтом молодых». Сразу же отметим, что молодежь как социальный феномен является «продуктом» второй половины ХХ века. Никогда до того времени общество особо не обращало внимания на специфически молодежные интересы и проблемы. Свое влияние оказала Вторая мировая война и последовавший после ее окончания «бэби-бум». Новое поколение молодых людей открыло для себя новый яркий мир. Но они не захотели принимать запреты и ограничения, которыми были окружены, и восстали против «ужасно тоскливой политической, социальной и сексуальной ортодоксальности своих родителей», — пишет английская исследовательница Р.Тэннэхилл в своей работе «Секс в истории». — «Развившийся в результате культ молодости был только одним из аспектов чрезвычайно сложной социальной революции, но он усиливался ностальгией и завистью множества более зрелых людей, которые ощутили, что война украла у них их собственную молодость».

В 1960-е годы секс без ограничений  становится таким же атрибутом свободы, как джинсы и рок-н-ролл. Прогрессивная  молодежь выдвигает свое кредо: «Кто с одной и той же спит, в том  истеблишмент сидит». В связи с  протестом молодых бунтарей против «истеблишмента» отметим роль книги  Г.Маркузе «Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда», которую считают «провозвестником и катализатором сексуальной  революции на Западе, получившей в  свою очередь воплощение в движении хиппи и студенческих бунтах 68-го года».

Противоречия, накапливавшиеся в  западном мире столетиями, породили сексуальную  революцию. А она стала средством  если не снятия напряжения, то, по крайней  мере, некоторого ослабления. Запад  нашел простое и гениальное решение: если все «замкнулось» на свободе  сексуальных отношений, то выход  в том, чтобы дать ей выход. Тем  более что бороться против сексуальной  революции было бесполезно, так как  ее поддержали, можно сказать, новые социальные силы — молодежь и женщины. Сексуальная революция отвечала прежде всего их настроениям.

2.ИЗМЕНЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СЕКСУАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

В ХХ веке весьма значительно в западных странах возрастает роль женщин. Не в последнюю очередь это было связано с двумя мировыми войнами. Мужчины уходили в армию и часто не возвращались или возвращались калеками. Нужно было брать на себя заботу о собственном выживании и выживании детей. Женщины массово пошли работать, чаще всего по найму. Уже говорилось о двух мегатенденциях прошедшего и нынешнего веков - демократизации и стремлении к независимости. Демократия дословно означает "власть народа" и зиждется на вере в онтологическое равенство всех членов общества, то есть и мужчин, и женщин. В 1960-е годы формируется и впоследствии распространяется на весь западный мир движение за эмансипацию женщин. Эмансипация -- термин, обозначающий освобождение от зависимости, притеснений и ограничений.

Женщина стала более независимой  в экономическом отношении, что  в экономически ориентированном  обществе привело к значительным позитивным последствиям. Например, возросли ее возможности самостоятельно выбирать свою судьбу. Оказалось, что не обязательно  выходить замуж, чтобы любить и быть любимой. Огромное число женщин сознательно  предпочитают вести самостоятельную жизнь (в современной Европе - около трети), занимаясь своей карьерой и не связывая себя брачными отношениями с "сердечными друзьями". Одним из последствий сексуальной революции стала кардинальная трансформация семейных отношений. В ней на первом месте - освобождение женщин от экономической зависимости. Не случайно в большинстве разводов инициаторами выступают женщины. Идя на такой шаг, они уверены, что найдут возможность заработать себе на жизнь и на то, чтобы поднять детей. Некоторые дамы, которым "за 30", позволяют себе роскошь родить ребенка и без мужа - "для себя".

В рассматриваемой грандиозной  социальной ломке "революционность" женщин соединилась с их "традиционностью". Будучи психологически очень гибкими, умеющими приспосабливаться к обстоятельствам, женщины интуитивно почувствовали "дух времени", перемены и воспользовались  ими. Женщинам свойственно и сознательно, и подсознательно пытаться соответствовать  ожиданиям. И в то, и в наше время  они откликнулись на стремление мужчин к большей сексуальной свободе. Основной проблемой было решиться. Если бы женщины не откликнулись, что  осталось бы мужчинам? Сыграли свою роль и особенности возрастной психологии. Молодость - время неуверенности, а девушкам очень важно, чтобы их выбрали. Для этого надо понравиться, угодить, согласиться. Социологи отмечают, что девушки с низкой самооценкой начинают половую жизнь на два года раньше своих среднестатистических сверстниц.

Против  тезиса о благотворном воздействии  сексуального раскрепощения свидетельствует  и статистика. Она показывает, что  по мере победного шествия по России сексуальной революции проблемы семьи отнюдь не смягчались. Вот  как изменялось соотношение браков и разводов в РСФСР–РФ: 1990-й год  – 8,9 браков и 3,8 разводов (на тысячу человек); 1991 – 8,6 на 4,1; 1992 – 7,1 на 4,3; 1993 – 7,5 на 4,5; 1994 – 7,4 на 4,6. В 1990 году родилось 2,2 миллиона детей, в 1994 – 1,4 миллиона, зато число абортов достигло невероятного прежде уровня, превысив число родившихся примерно вдвое. Катастрофически выросло распространение венерических заболеваний – причём, среди детей и подростков ещё больше, чем среди взрослых.

И дело здесь  вовсе не в некой русско-советской  «нецивилизованности». В 1970 году в США  была принята программа «сексуального  просвещения» в школах. К 1976 году, как  информировала печать, «плоды просвещения» были уже налицо: уровень абортов  среди несовершеннолетних в США  вырос на 45%. В 1983 году американский журнал «Ньюсуик» в обзоре «Портрет Америки» привёл такие данные: с 1970 по 1982 годы число одиноких людей  в США выросло на 75%, причём, в  возрасте от 25 до 34 лет вчетверо (последнее  свидетельствует о том, что общий  рост числа одиноких людей сохранялся ещё не столь пугающим за счёт тех, чьё сознание сформировалось до «сексуальной революции»); число разводов выросло  на 151%; число матерей-одиночек –  на 367%. По данным «Нью-Йорк Таймс» от середины 70-х к середине 90-х число американских подростков, заразившихся венерическими  болезнями, увеличилось в 5 раз.

Не обошла подобная тенденция и Западную Европу. «У нас утрачивается наиболее ценное, что может быть в обществе, –  семейная стабильность». 

Из всего, сказанного выше, можно сделать вполне определённый вывод: «сексуальная революция» стала одним из проявлений прогрессирующей  дегуманизации человека. И в то же время она сама способствовала развитию этого процесса. Это шаг  к потере человеком своей уже  не только духовной, но и биологической  сущности, прямо ведущей к самоуничтожению  человеческого рода.

 

 

 

 

3. СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И КУЛЬТУРА

В 1970-1980-е годы сексуальная свобода  и эротика прочно ассоциировались  в советском массовом сознании с  насилием и преступностью, которых  и в самом деле с каждым днем становилось все больше. Советскую  общественность сексуально-эротический  бум застал врасплох. При отсутствии специальных социологических исследований и ненадежности официальной статистики никто не мог с уверенностью сказать, что тут было действительно ново, а что существовало всегда и только вышло на поверхность. К лицемерию советские люди привыкли, оно касалось не только секса и никого не шокировало. Теперь же происходило явное крушение всех и всяческих устоев.

Информация о работе Сексуальная революция как социальное явление