Сексуальная революция как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:19, контрольная работа

Описание работы

Любовь – одно из самых ценных духовных богатств человека. Она возвышает его внутренний мир, активизирует духовные силы. «Нищие безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему, - говорит один из героев Шварца. – Из любви к родине солдаты попирают смерть, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад из любви к истине. Землю перестраивают из любви к прекрасному…».

Содержание работы

1. Сексуальная революция, ее сущность и основные проявления
2. Изменения в межличностных и семейных отношениях под воздействием сексуальной революции
3. Сексуальная революция и культура

Файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.docx

— 37.75 Кб (Скачать файл)

Сложной выглядит ситуация с эротическим  искусством. Сталинизм уничтожил, точнее - загнал в глубокое подполье русское  эротическое искусство и сделал недоступным искусство западное. В 19б0-х и особенно 1970-х гг. русская  эротическая культура начала понемногу  возрождаться. В изобразительном  искусстве, живописи и скульптуре эротические  мотивы и сюжеты ярко проявляются  в творчестве Михаила Шемякина, Евгения  Зеленина, Владимира Макаренко, Бориса Мессерера, Эрнста Неизвестного, Вадима Сидура и других. В балете настоящей  сенсацией были хореографические миниатюры  Леонида Якобсона на тему скульптурного  триптиха Родена "Поцелуй", "Вечный идол" и "Вечная весна" и его  же постановка "Спартака" на сцене  Кировского театра. В поэзии интерес, иногда и скандал вызывали стихи  Андрея Вознесенского и Евгения  Евтушенко. Более откровенная или  более сложная по форме эротическая  литература не могла пробиться сквозь цензурные рогатки и публиковалась  за рубежом или в самиздате. В  одних случаях препятствием был  натуралистически-откровенный язык, в других - усложненная художественная форма, в третьих - неканоническое сексуальное  содержание, а чаще всего - все это  вместе взятое.

Ослабление цензурных запретов и идеологического контроля открыли  перед россиянами новые возможности. С опозданием на десятки лет они, наконец, увидели без купюр многие выдающиеся произведения западного  кинематографа (например, "Конформист" Бертолуччи в советском кинопрокате  демонстрировался сокращенным на добрую треть). Журнал "Иностранная литература" познакомил своих читателей с "Улиссом" Джеймса Джойса, "Лолитой" Владимира  Набокова, "Любовником леди Чаттерли" Дэвида Герберта Лоуренса, "Тропиком Рака" Генри Миллера и многими  другими знаменитыми вещами. Опубликованы многие ранее абсолютно запретные  эротические произведения русских  писателей, как эмигрантов, так и  оставшихся в стране, - Василия Аксенова, Венедикта Ерофеева, Виктора Ерофеева, Юза Алешковского, Эдуарда Лимонова, Валерии Нарбиковой и других.

Стали проходить специализированные фестивали зарубежных эротических  фильмов. Появилось и собственное, российское эротическое кино, театр, фотография. Вначале все это вызвало  опасения и тревоги. Чтобы открыть  в столице первую выставку эротической  книги и живописи из частного собрания Леонида Бессмертных пришлось создать  авторитетную экспертную комиссию, которая  заверила районные власти, что на выставке не будет ничего непристойного. Людей  моложе 18 лет в зал не допускали. Тем не менее человек, одетый в  форму общества "Память", бросил в выставочном зале дымовую шашку  и под прикрытием дыма с выставки украли несколько экспонатов (борьба за "нравственную чистоту" часто  сочетается с хулиганством и уголовщиной  не только в России). Последующие  выставки обходились без эксцессов.

Однако многое остается спорным  и проблематичным. Если говорить о  массовом, коммерческом эротическом  искусстве, то уровень его крайне низок. В погоне за длинным рублем и популярностью на Западе, писатели, художники и кинематографисты не гнушаются ничем. Откровеннее всего  это делается в кино. Отчасти в порядке компенсации за многолетнее вынужденное ханжество и бесполость, а отчасти - из кассовых соображений, ради привлечения зрителя, российские кинорежиссеры сейчас по любому поводу и без повода раздевают догола своих актеров, причем не только женщин, но и мужчин. Некоторые из этих фильмов совсем не плохие, но если взглянуть на них как на выражение групповых фантазий постсоветского общества, они не могут не настораживать. Основные темы этого кино, по Аттвуд, - нагота; сексуальное насилие против женщин в качестве компенсации мужчин за их социальное бессилие; проституция; секс как развлечение от скуки, причем сам он тоже выглядит скучным; сексуальные оргии. В фильмах фигурируют сильные и очень мускулистые мужчины и сексапильные женщины. Секс часто переплетается с убийствами, самоубийствами и наркоманией. Моральное безразличие часто переходит в сексуальное равнодушие, причем все это рассматривается мужскими глазами, даже если фильм снимает женщина-режиссер. Хотя некоторые из этих фильмов имеют социально-критический характер и изображают девиантную субкультуру, в которой подобная идеология в самом деле господствует, их общая философия остается традиционно сексистской и зачастую антифеминистской.

Сходные тенденции существуют и  в литературе. О сексе пишут  много, но он выглядит приземленным, рутинным, безрадостным и часто жестоким. Писатели не столько делятся с читателями чувственно-эротическими радостями, сколько  скрупулезно анатомируют физиологию полового акта, каталогизируют его  способы, уделяя особое внимание тому, что для большинства людей  морально и эстетически неприемлемо.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сексуальная революция – важнейший  социальный феномен в новейшей истории  Запада. Она определяющим образом  повлияла на содержание всей западной культуры. Поставив проблемы сексуальной  свободы в центр внимания общественности, она вскрыла множество противоречий, существующих в культуре и образе жизни населения западных стран. В ходе сексуальной революции  были выработаны рецепты преодоления  этих противоречий. Далеко не все из них оказались пригодны, но тем  не менее многое – контрацепция и планирование рождаемости, свободный  выбор полового партнера, терпимость по отношению к секс - меньшинствам; отказ от негативных ассоциаций и представлений о сексе как о «грехе» - вошло в повседневную жизнь западных стран. Сексуальная революция произошла не на пустом месте. Ей предшествовало складывание определенных объективных социально-экономических и политических предпосылок. В целом, сексуальная революция выступила в качестве культурной модернизации в обществах позднего капитализма, для которого характерна тенденция вовлечения все большего числа людей в многообразные общественные отношения в качестве активных участников. Традиционные семья, мораль и религия, консервируя общественные отношения предшествующего этапа в развитии капитализма, являлись препятствием для этого процесса. Смысл сексуальной революции во многом определялся необходимостью идеологического обоснования отказа от традиционных семейных отношений, норм и ценностей. Проводниками сексуальной революции стали те социальные группы, которые занимали более низкое положение в общественной иерархии при старом социальном порядке. К ним относятся женщины, молодежь и различного рода меньшинства. Сексуальная революция неоднозначна по своим последствиям. Решив ряд задач, которые стояли перед ее творцами в середине XX в., она в качестве «побочных эффектов» вызвало к жизни массу новых проблем: демографических, социально-психологических, этических и даже медицинских (венерические болезни, СПИД). Впрочем, такая противоречивость характерна для результата любой революции, поскольку революция – это прежде всего ломка устоявшихся отношений и стресс для общественного сознания. Преодоление негативных последствий сексуальной революции, ее «перегибов» - насущная задача современности, решать которую предстоит последующим поколениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. К каким демографическим последствиям приводит сексуальная революция?

Среди наиболее пагубных последствий сексуальной революции- увеличение числа заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП). До 1960 было известно всего два венерических заболевания: сифилис и гонорея. Сегодня их насчитывается более 25. Часть ЗППП ведут к бесплодию, другие приводят к инфицированию новорожденных, а третьи, например СПИД, приводят к смерти.

Кроме этого сексуальная революция  в широком масштабе принесла нам  узаконенные аборты и множество  разнообразных противозачаточных  средств.

В современной России, только согласно официальным данным, на одни роды приходится три аборта. Ежегодно в стране регистрируется около 3 миллионов детоубийств. С  учетом операций, проводимых в различных  коммерческих медучреждениях, количество абортов достигает порядка 6 миллионов. К тому же, по оценкам специалистов примерно раз в год происходит смерть уже зачатого ребенка в  первые недели беременности у каждой женщины, применяющей внутриматочную спираль или гормональные контрацептивы. В наши дни по некоторым оценкам  специалистов в мире ежегодно производится порядка 60 миллионов абортов.

Исходя из этих печальных фактов, несложно сделать вывод о сложившейся  сейчас ситуации в России - смертность превышает рождаемость, и цифры  эти пугают. Семья, имеющая троих  детей, считается многодетной, а  на родителей, решившихся на такой шаг - иметь более чем двух детей, смотрят  с непониманием и даже осуждением. Государству чтобы стимулировать  повышение рождаемости приходится прибегать к таким мерам, как выплаты единовременного пособия по рождению второго и последующих детей, именуемого материнским капиталом (C 1 января 2013 года размер средств государственной поддержки семей составляет примерно 408 960 рублей 50 копеек). В наше время женщины предпочитают карьеру рождению детей, созданию семьи и обустройству домашнего очага. Очень жаль…

Всё это ведёт к снижению рождаемости  и увеличению среднего возраста населения. В России подобное явление (оно связано не столько с сексуальной революцией, сколько с алкоголем, наркотиками), получило название русский крест.

На сегодняшний день вымирание  России, низкая плотность ее населения, а также богатства ее недр создают  сложную и опасную обстановку, грозящую переделом земель за счет России. Избежать этого можно только за счет резкого роста населения  и экономики.

2. К каким изменениям в культуре  приводит сексуальная революция?

Согласно традиционной, христианской морали, которая определяла официальное поведение, секс явление отрицательное. Негативное отношение к сексуальности окрашивало европейскую культуру. Существовали двойные нормы поведения. Наряду с официальной культурой существовала народная, карнавальная, смеховая культура, в которой многие запреты из официальной сферы не действовали, и это тоже было легально. Но главное завоевание "сексуальной революции" - это растущее понимание в обществе того, что сексуальность явление не отрицательное, а положительное. Это связано с общей многообразностью и переориентацией культуры. На первое место выходит индивид с его многообразной жизнью. Реабилитировано тело, реабилитирована чувственность. Идея противоположности телесного и духовного, как низменного и возвышенного, оказалась пересмотренной и практически и теоретически. Обнаружилось гораздо больше разнообразия форм сексуальной жизни, эротики, к ним стали относиться с большим пониманием, более терпимо.

Понимание и терпимость применительно  к сексу, нередко называют у нас  вседозволенностью. "Разрешено, дозволено  все, что не запрещено законом"- фундаментальный принцип правового  государства. Другое дело, что не все  разрешенное и дозволенное - хорошо и необходимо. Поэтому кроме норм права существуют еще нормы морали и эстетические нормы - люди всегда старались строить свою жизнь, в том числе и сексуальную, по законам красоты. Наша критика вседозволенности очень характерна для советского стиля мышления. Ярлык вседозволенности, как идеологическое клише возник не сегодня, а в самые застойные времена. По сути дела, это была идеологическая защита тоталитарного режима, в котором человеку ничего не дозволено. Люди сами в своей среде с учетом норм морали, своего понимания красоты и своих индивидуальных пристрастий, решают, что из громадной сферы дозволенного они будут себе позволять, а чего не будут. Сексуальная революция, прежде всего, поменяла знак. Сексуальность, которая раньше была в подполье, хотя всегда воспринималась положительно в личной жизни, стала нормой официальной культуры.

 

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. В. Райх. Сексуальная революция / под ред. В. П. Наталенко, изд. АСТ, 1997 г., 352с.

2. И. Кон. Клубничка на берёзке. Сексуальная культура в России / изд. Время, 2010г., 608с.

3. В. Колташов. Сексуальная революция / изд. Ком-книга, 2007г.

4. Русская сексуальная революция / www.svpressa.ru/blogs/article/28756/

5. Маркова Н.Е. Культуринтервенция / Интернет-издание Вэб-Центра "Омега", Москва, 2002 г.

6.Социология семьи: учебник для студентов вузов / под ред. А. И. Антонова. М.: ИНФРА-М, 2006.

7. Белгородское региональное отделение КПРФ, статья «Кто есть человек? Сексуальная революция: Истоки, сущность, последствия» .

8. Т.Орлова  «Сексуальная революция. Причины  и последствия», «Зеркало недели, Украина» № 44 от 14 ноября 2003г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сексуальная революция как социальное явление