Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.
Сегодня семьи, имеющие детей, как правило, находятся на самой низкой ступени по уровню реальных доходов, принадлежат к бедным слоям общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..….….3
Семейная политика на современном этапе развития
России. Основные её принципы……………………….…..5
Социальная защита семьи………………………………...10
Может ли семья стать ключевым фактором в
развитии стабильного среднего класса и
способствовать возрождению России?..............................16
Заключение…………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Вариант- 22.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Финансовый университет при Правительстве РФ

филиал в г.Уфе

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Социология»

 

на тему:

«Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи»

 

 

 

 

Исполнитель: Ергунов Артем Николаевич

Специальность: Менеджмента и маркетинга

Группа: 13БМ

№ зачетной книжки: 10ММД46337

Преподаватель: Зайнетдинов Ш.Р.

 

 

 

 

 

Уфа, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………..….….3

    1. Семейная политика на современном этапе развития

России. Основные её принципы……………………….…..5

    1. Социальная защита семьи………………………………...10
    2. Может ли семья стать ключевым фактором в

развитии стабильного среднего класса и

способствовать возрождению России?..............................16

Заключение…………………………………………………………..20

Список литературы………………………………………………….21

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена ролью государственной семейной политики как инструмента сохранения и дальнейшего развития социального института семьи, её значением в укреплении и развитии государства, демократизации общества и обеспечении устойчивости его политической системы. Вопросы изучения семейной политики в контексте устойчивого развития России всё же остаются вне должного внимания политологов, что и определяет актуальность проблемы.

Семья - общественный  институт, который имеет  решающее значение, как для индивидуальной  жизни  человека,  так  и  для  социального, экономического культурологического развития  общества. Это уникальная подсистема государства, способная успешно решать  специфические  функции  по воспроизводству населения и социализации новых  поколений.  Именно  по  этим причинам  актуализируется  задача  профессионального  изучения   семьи  как социальной системы, отношений  семьи  и  государства,  концептуальных  основ государственной семейной политики.

Семья - своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.  
   В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения.  
   Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.  
   Сегодня семьи, имеющие детей, как правило, находятся на самой низкой ступени по уровню реальных доходов, принадлежат к бедным слоям общества.  
   Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства - не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи. Поэтому объектом изучения контрольной работы является современная семья.

 

 

 

1. Семейная политика  на современном этапе развития  России. Её принципы

В современных условиях существует несколько подходов к определению социальной политики в целом. По мнению одних ученых, социальная политика включает в себя решение проблем, связанных с образованием, медициной, жилищным строительством, денежными доходами, которые в совокупности должны служить «народному здоровью». Другие ученые считают, что проблемы «социального благосостояния общества» должны быть центральной проблемой социальной политики. Часть исследователей придерживается позиции, согласно, которой «социальная политика – это политика правительства и его действия, имеющие прямое влияние на благосостояние граждан, обеспечение их службами и доходами». Одним из важнейших направлений социальной политики является семейная политика, направленная на повышение роли и значимости семьи в обществе, поддержании и укреплении ее как социального института.      Традиционно семейная политика была  подчинена  экономическим  целям  и ресурсно ее реализация обеспечивалась по остаточному  принципу,  как  и  вся социальная  сфера.           Целью семейной политики  является  благополучие  семьи,  укрепление  и развитие семейного образа жизни. При  этом  намеренно  используется  понятие "благополучие", которое в отличие от понятия  "благосостояние"  выражает  не только "материальную обеспеченность",  "имущественное  благополучие",  но  и "счастливую жизнь".           Следует отметить, что при определении цели семейной  политики  нередко допускается отождествление цели со средствами  ее  достижения.  В  Концепции государственной семейной  политики  цели  семейной  политики  сформулированы следующим образом:         1.   Обеспечение   необходимых   условий   для    выполнения    семьей экономической,     репродуктивной,     воспитательной,      психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций.        2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека.    3. Создание благоприятных условий для рождения и  воспитания  здоровых детей, охраны материнства и детства.      Основные принципы семейной политики:      1. Принцип суверенности (независимости семьи от государства): семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Это означает и право семьи на любой тип семейного поведения и на любой образ и стиль жизни, в том числе и на тот, который, с точки зрения преобладающих социокультурных и моральных норм, рассматривается как девиантный, отклоняющийся (лишь бы он не был криминальным с точки зрения норм правовых). Принцип суверенности означает, что любые типы взаимосвязи супружества, родительства и родства в лоне семьи также независимы от государства.       Любое ограничение принципа суверенности семьи, обосновываемое интересами общества или государства (например, регулирование производства абортов, установление процедуры регистрации брака или развода, введение воинской повинности и т.п.), должно вводиться и регулироваться законодательно или конституционно. При этом все не оговариваемые юридические случаи прямого вмешательства государства или иных социальных институтов в жизнедеятельность семьи должны считаться нарушением принципа суверенности.           Вместе с тем не является нарушением принципа суверенности семьи пропаганда каких-либо типов семьи и семейного поведения, моделей семьи, равно как и социальная (экономическая и любая иная) поддержка их. Во всяком случае, до тех пор, пока семья имеет возможность выбора этих типов и моделей. Только лишение семей реальной свободы выбора из альтернативных вариантов может рассматриваться как принуждение к чему-либо одному.   2. Принцип свободы выбора (тесно связан с принципом суверенности) : В действительности свобода выбора имеет вполне конкретные, исторически определенные границы, которые связаны с определенными периодами. Например, быстрое снижение смертности сделало ненужной высокую рождаемость и, следовательно, обусловило распад системы социокультурных норм многодетности, отмирание запретов на применение контрацепции и аборты. Этот распад нормативной системы многодетного родительства привел в итоге к широкому распространению норм малодетности.     В наше время массовым, нормативным, стало одно-двухдетное родительство. Вся же свобода выбора свелась к выбору между семьей с одним или двумя детьми, между однодетностью и двухдетностью, которые и с демографической, и с социально-психологической, и с любой иной точки зрения совершенно неразличимы, абсолютно идентичны. Следовательно, этот «выбор семьи» абсолютно безальтернативен, т.е. никакого выбора в действительности нет.  
Семейная политика и должна быть ориентирована на создание подлинной свободы выбора, на создание возможности реализовать любую альтернативу.  
Разумеется, общество в лице государства и других социальных институтов также свободно в принятии и поддержке тех типов семей и семейного поведения, которые в наилучшей мере удовлетворяют его интерес в обеспечении устойчивого воспроизводства и успешной социализации подрастающих поколений.           3. Принцип общественного договора развивает и конкретизирует описанные выше принципы суверенитета и свободы выбора. Он означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства. Иначе говоря, семья и государство заключают между собой общественный договор, в котором на равноправной основе формируются все существующие политические, социальные, экономические и другие отношения между ними. Этот принцип особенно важен в условиях нашей страны, в условиях реформирования экономических и политических отношений.            Семья, как социальный институт, обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого «продукта семейного производства» социальная система не может функционировать. Точнее — она просто не существует.          Следовательно, общество должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений. В то же время, чем дальше, тем в большей мере ослабевают и даже полностью исчезают стимулы, определяющие личную заинтересованность в рождении и социализации новых поколений. В этих условиях семья может потребовать от общества и его представителя — государства — на договорной основе обеспечить всестороннюю поддержку тех моделей семейной жизни, которые способствуют эффективной реализации функций воспроизводства и социализации.  4. Принцип единства целей федеральной и региональной семейной политики означает, что цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей изменения семьи и семейного поведения на той или иной территории — части одного и того же государства. Этот принцип исходит из того, что отмирание многодетности является глобальным процессом, отражающим фундаментальные изменения экономических, социальных и демографических условий жизни общества. И потому, хотя и существуют территории, где преобладают «традиционные» типы семьи и семейного поведения (многодетность), но и на них необходима политика, ориентированная на укрепление семьи, тех ее моделей и образцов, которые наиболее адекватны целям эффективной реализации специфических функций семьи.             Учет региональных особенностей при этом может достигаться как за счет путей конкретизации единой в своей основе цели семейной политики, так и путем применения специфических средств ее достижения. Наилучшим организационным механизмом обеспечения единства целей семейной политики и учета региональных особенностей являются региональные программы семейной политики.           5. Принцип социального участия. В настоящее время, как цели семейной политики, так и пути их достижения в возрастающей мере формируются в рамках гражданского общества, во взаимодействии трех субъектов социальной жизни: 1) семьи как малой группы, осуществляющей свою жизнедеятельность в конкретных социально-экономических условиях и преследующей свои собственные цели и интересы; 2) разного рода социальных и территориальных общностей и объединений, формальных и неформальных (соседские общины, этнические и социокультурные меньшинства, партии, общественные, политические, религиозные и другие объединения и союзы, группы интересов и т.д); 3) государства в лице его специализированных органов (федеральных, региональных и локальных), в чью компетенцию входят разработка и осуществление социальной политики, в том числе семейной. В этих условиях семейная политика возможна лишь как деятельность по созданию и реализации программ нового типа, по взаимовыгодному для всех использованию ресурсов и возможностей, которыми располагает каждый из участников, для достижения согласованных целей, интересов и потребностей. Иными словами, субъекты семейной политики — это, наряду с государством, разнообразные объединения граждан — партии, союзы, общества, ассоциации, фонды и т.п., в том числе и те, которые создаются (или могут создаваться) с целью защиты и отстаивания собственно семейных (или более широко — демографических) интересов. Важно лишь, чтобы все эти объединения имели четко осознанные и выраженные цели и намерения относительно того, какой должна быть семья, как она должна изменяться, в чем состоит общественный интерес применительно к воспроизводству населения вообще.

 

2. Социальная защита  семьи

Традиционно понятие социальной защиты в первую очередь ассоциируется с мерами в области социального обеспечения (выплатой пособий, дотаций, компенсаций). Система социального обеспечения как механизм защиты направлена на обеспечение минимальных гарантий, ответственность, за которую несет государство. Выбор конкретных направлений действия механизма социальной защиты в каждой стране определяется целями и приоритетами политики в отношении семьи, политическими и социально-экономическими условиями ее проведения.

Социальная защита – «это комплекс мер, направленных на устранение социального неравенства, обеспечение всех членов общества определенным минимумом социальных благ. Естественно, эти меры и действия должны вписываться в систему общественных отношений, социальную политику государства, осуществляться определенными социальными институтами, в том числе специализированными учреждениями, направляться на обеспечение людей социальными гарантиями, быть условием реальности прав и свобод», [6, с. 75].

Объект социальной защиты – это «все члены общества без исключения, так как каждый гражданин, каждый человек (даже самый «благополучный») существует в обществе, жизнь которого регулируется определенными законами, нормами и традициями, предусматривающими регулирование всех видов отношений, в том числе и в области социальных прав, гарантий, свобод», [3, с. 55]. Естественно, что ряд категорий населения требует к себе повышенного внимания, дополнительных защитных мер, но это не значит, что другие «выпадают» из общей системы социальной защиты. При необходимости можно и нужно отдельно определять социальную защиту для уязвимых слоев населения – бедных, инвалидов, детей.

Субъектом социальной защиты является всё общество в целом. Если в качестве субъекта рассматривать только государство и его органы из поля социальной защиты выпадают её неформальные институты (семейная, родственная, соседская, товарищеская помощь и поддержка), самозащита, которые играют важную, а порой и решающую роль в защитных процессах.

Цель социальной защиты состоит в обеспечении людей определенным уровнем и качеством жизни, посильными для общества и законодательно закрепленными в качестве правовых гарантий и свобод, должна помочь в разрешении проблемных жизненных ситуаций.

Функции социальной защиты:

- препятствует неблагоприятным воздействиям среды на человека;

- охраняет от неблагоприятного  воздействия социальных, экономических, социальных, демографических, экологических и прочих факторов;

- защищает от социальной, экономической и физической деградации вследствие внезапного и резкого ухудшения условий благосостояния, угрозы здоровью и жизни, невозможности по независящим от человека причинам реализовать свой трудовой и гражданский потенциал;

- предохраняет от сползания уровня и качества жизни людей ниже предела, минимального в данном обществе в данное историческое время.

В целом социальная защита должна охранять от социального неравенства, делающего одних людей более уязвимыми (в морально-психологическом, в правовом, в политическом, в экономическом или ином смысле), нуждающимися по отношению к другим.

Приоритетными направлениями государственной защиты семьи в Российской Федерации являются: 

1) обеспечение экономической  самостоятельности и стабильного  материального положения семей, преодоление бедности;

2) установление и реализация  государственных минимальных социальных  стандартов основных показателей  качества жизни семей;

3) создание условий для  развития индивидуальной трудовой  деятельности и семейного предпринимательства;

4) гарантия работникам, имеющим  детей, благоприятных условий для  сочетания трудовой деятельности  с выполнением семейных обязанностей;

5) обеспечение экономически  обоснованного соотношения доходов  семьи и стоимости жилья, размеров  его оплаты, аренды и найма.

6) обеспечение условий  для охраны здоровья, формирования  здорового образа жизни;

7) оказание помощи семье  в области воспитания и образования детей;

8) обеспечение материальной  и социальной поддержки семей 

9) формирование социальной инфраструктуры для семей, системы социального обслуживания семей;

11) профилактика социального  сиротства;

12) проведение экспертизы  законопроектов с точки зрения оценки влияния предлагаемых мер на улучшение положения  семьи

13) предупреждение насилия  в семье.

Организация социальной защиты населения в РФ осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Обоснование и проведение семейной политики не должно быть монополией государства. В выработку её стратегии должны включиться общественные движения, выражающие интересы основных групп общества и институтов гражданского общества, потому что ни государство, ни общественность, ни бизнес не могут “в одиночку” преодолеть социальную несправедливость и конфликты, обеспечить семьям равные возможности для достойной жизни.

В соответствии с положениями федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ) действует система пособий, которая «включает пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву», [7]. Для поддержки семей, имеющих двух и более детей, один из которых рожден не ранее 1 января 2007 года предоставляется материнский капитал. Материнский капитал в 2012 году увеличится до 387 тысяч рублей. 7 июля 2011 года Владимир Путин на заседании Правительства заявил, что «к 2014 году размер материнского капитала составит 430 тыс. рублей», [5].

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области государственной поддержки семьи в Российской Федерации относятся:

- установление основ государственной  семейной политики в Российской  Федерации;

- определение государственных  минимальных социальных стандартов  основных показателей качества  жизни семей;

- принятие федеральных законов  и иных нормативных правовых  актов Российской Федерации о регулировании и реализации государственной поддержки семьи в Российской Федерации;

- формирование федеральных органов  исполнительной власти, реализующих  государственную поддержку семьи  в Российской Федерации;

- разработка и реализация федеральных целевых программ и мероприятий в области государственной семейной политики в Российской Федерации;

- финансирование федеральных целевых  программ и мероприятий в области  государственной поддержки семьи  в Российской Федерации;

- выполнение международных обязательств Российской Федерации и представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам государственной поддержки семьи в Российской Федерации.

На региональном уровне также осуществляется поддержка семей, имеющих детей, в виде выплаты пособий и предоставления мер социальной поддержки. Порядок и условия этих выплат устанавливаются регионами самостоятельно.

Государственная система поддержки семьей с детьми включает не только пособия и компенсационные выплаты, но и создание социальных условий (поликлиники, детские сады, школы, учреждения культуры и спортивные сооружения). Защита семьи, материнства и детства имеет комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению и поддержке семьи.

Информация о работе Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи