Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 13:19, контрольная работа
Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.
Сегодня семьи, имеющие детей, как правило, находятся на самой низкой ступени по уровню реальных доходов, принадлежат к бедным слоям общества.
Введение………………………………………………………..….….3
Семейная политика на современном этапе развития
России. Основные её принципы……………………….…..5
Социальная защита семьи………………………………...10
Может ли семья стать ключевым фактором в
развитии стабильного среднего класса и
способствовать возрождению России?..............................16
Заключение…………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………….21
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Финансовый университет при Правительстве РФ
филиал в г.Уфе
Контрольная работа
по дисциплине «Социология»
на тему:
«Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи»
Исполнитель: Ергунов Артем Николаевич
Специальность: Менеджмента и маркетинга
Группа: 13БМ
№ зачетной книжки: 10ММД46337
Преподаватель: Зайнетдинов Ш.Р.
Уфа, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….
России. Основные её принципы……………………….…..5
развитии стабильного среднего класса и
способствовать возрождению России?.......................
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена ролью государственной семейной политики как инструмента сохранения и дальнейшего развития социального института семьи, её значением в укреплении и развитии государства, демократизации общества и обеспечении устойчивости его политической системы. Вопросы изучения семейной политики в контексте устойчивого развития России всё же остаются вне должного внимания политологов, что и определяет актуальность проблемы.
Семья - общественный институт, который имеет решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Это уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики.
Семья - своеобразная система поддержки
прав каждого ее члена. Для выполнения
этих функций большое значение имеют семейные
и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья
обеспечивает своим членам экономическую,
социальную и физическую безопасность;
заботу о малолетних, престарелых и больных;
условия для социализации детей и молодежи.
В настоящее время социальная защита
семьи, в отличие от действующей прежде
системы социального обеспечения, представляет
собой многогранную деятельность, дифференцированную
по отношению к различным группам населения
и структурированную по разным министерствам
и ведомствам, общественным организациям
и учреждениям. Новые социально-экономические
условия, продиктованные переходом к рыночной
экономике, предопределяют трансформацию
содержания, методов и форм социальной
защиты населения.
Социальная защита семьи и детей
сегодня приобрела особую актуальность
в связи с динамичными процессами, происходящими
в обществе и связанными с его расслоением
и изменением статуса сложившихся ранее
социальных категорий населения. Это проявляется
в значительных масштабах обнищания семей
с детьми, снижением уровня здоровья, повышения
заболеваемости и смертности населения,
явлениями деградации и негативными изменениями
генофонда нации.
Сегодня семьи, имеющие детей, как
правило, находятся на самой низкой ступени
по уровню реальных доходов, принадлежат
к бедным слоям общества.
Сегодня семье, как никогда, требуется
социальная помощь и защита государства
- не разовая, а постоянная, гарантированная,
адресная. Большую роль в этом играет реализация
государственной семейной политики, в
том числе система организации территориальных
служб и, прежде всего, центров помощи
семьи и детям, что в целом составляет
социальное обслуживание семьи. Поэтому
объектом изучения контрольной работы
является современная семья.
1. Семейная политика на современном этапе развития России. Её принципы
В современных
условиях существует несколько подходов
к определению социальной политики в целом.
По мнению одних ученых, социальная политика
включает в себя решение проблем, связанных
с образованием, медициной, жилищным строительством,
денежными доходами, которые в совокупности должны служить
«народному здоровью». Другие ученые считают,
что проблемы «социального благосостояния
общества» должны быть центральной проблемой
социальной политики. Часть исследователей
придерживается позиции, согласно, которой
«социальная политика – это политика
правительства и его действия, имеющие
прямое влияние на благосостояние граждан,
обеспечение их службами и доходами».
Одним из важнейших направлений социальной
политики является семейная политика,
направленная на повышение роли и значимости
семьи в обществе, поддержании и укреплении
ее как социального института. Традиционно семейная политика была
подчинена экономическим целям
и ресурсно ее реализация обеспечивалась
по остаточному принципу, как
и вся социальная сфера. Целью семейной
политики является благополучие
семьи, укрепление и развитие семейного
образа жизни. При этом намеренно
используется понятие "благополучие",
которое в отличие от понятия "благосостояние"
выражает не только "материальную
обеспеченность", "имущественное
благополучие", но и "счастливую
жизнь". Следует отметить, что при определении
цели семейной политики нередко
допускается отождествление цели со средствами
ее достижения. В Концепции государственной
семейной политики цели семейной
политики сформулированы следующим
образом: 1. Обеспечение необходимых
условий для выполнения
семьей экономической, репродуктивной,
воспитательной, психологической,
жизнеохранительной и сексуальной функций.
2. Обеспечение условий для совмещения
трудовой деятельности и семейных обязанностей
с личными интересами самого человека.
3. Создание благоприятных условий для
рождения и воспитания здоровых
детей, охраны материнства и детства. Основные
принципы семейной политики: 1. Принцип
суверенности (независимости семьи от
государства): семья
независима от государства и имеет право
принимать любые решения, касающиеся ее
жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь
лишь с собственными целями и интересами.
Это означает и право семьи на любой тип
семейного поведения и на любой образ
и стиль жизни, в том числе и на тот, который,
с точки зрения преобладающих социокультурных
и моральных норм, рассматривается как
девиантный, отклоняющийся (лишь бы он
не был криминальным с точки зрения норм
правовых). Принцип суверенности означает,
что любые типы взаимосвязи супружества,
родительства и родства в лоне семьи также
независимы от государства. Любое ограничение
принципа суверенности семьи, обосновываемое
интересами общества или государства
(например, регулирование производства
абортов, установление процедуры регистрации
брака или развода, введение воинской
повинности и т.п.), должно вводиться и
регулироваться законодательно или конституционно.
При этом все не оговариваемые юридические
случаи прямого вмешательства государства
или иных социальных институтов в жизнедеятельность
семьи должны считаться нарушением принципа
суверенности. Вместе с тем не является
нарушением принципа суверенности семьи
пропаганда каких-либо типов семьи и семейного
поведения, моделей семьи, равно как и
социальная (экономическая и любая иная)
поддержка их. Во всяком случае, до тех
пор, пока семья имеет возможность выбора
этих типов и моделей. Только лишение семей
реальной свободы выбора из альтернативных
вариантов может рассматриваться как
принуждение к чему-либо одному. 2. Принцип
свободы выбора (тесно связан с принципом
суверенности) : В действительности свобода
выбора имеет вполне конкретные, исторически
определенные границы, которые связаны
с определенными периодами. Например,
быстрое снижение смертности сделало
ненужной высокую рождаемость и, следовательно,
обусловило распад системы социокультурных
норм многодетности, отмирание запретов
на применение контрацепции и аборты.
Этот распад нормативной системы многодетного
родительства привел в итоге к широкому
распространению норм малодетности. В
наше время массовым, нормативным, стало
одно-двухдетное родительство. Вся же
свобода выбора свелась к выбору между
семьей с одним или двумя детьми, между
однодетностью и двухдетностью, которые
и с демографической, и с социально-психологической,
и с любой иной точки зрения совершенно
неразличимы, абсолютно идентичны. Следовательно,
этот «выбор семьи» абсолютно безальтернативен,
т.е. никакого выбора в действительности
нет.
Семейная политика и должна быть ориентирована
на создание подлинной свободы выбора,
на создание возможности реализовать
любую альтернативу.
Разумеется, общество в лице государства
и других социальных институтов также
свободно в принятии и поддержке тех типов
семей и семейного поведения, которые
в наилучшей мере удовлетворяют его интерес
в обеспечении устойчивого воспроизводства
и успешной социализации подрастающих
поколений. 3. Принцип
общественного договора развивает и конкретизирует
описанные выше принципы суверенитета
и свободы выбора. Он означает договорную
регламентацию взаимоотношений семьи
как социального института и государства.
Иначе говоря, семья и государство заключают
между собой общественный договор, в котором
на равноправной основе формируются все
существующие политические, социальные,
экономические и другие отношения между
ними. Этот принцип особенно важен в условиях
нашей страны, в условиях реформирования
экономических и политических отношений. Семья, как социальный
институт, обеспечивает общество трудовыми
ресурсами, исполнителями социальных
ролей. Без этого «продукта семейного
производства» социальная система не
может функционировать. Точнее — она просто
не существует.
2. Социальная защита семьи
Традиционно понятие социальной защиты в первую очередь ассоциируется с мерами в области социального обеспечения (выплатой пособий, дотаций, компенсаций). Система социального обеспечения как механизм защиты направлена на обеспечение минимальных гарантий, ответственность, за которую несет государство. Выбор конкретных направлений действия механизма социальной защиты в каждой стране определяется целями и приоритетами политики в отношении семьи, политическими и социально-экономическими условиями ее проведения.
Социальная защита – «это комплекс мер, направленных на устранение социального неравенства, обеспечение всех членов общества определенным минимумом социальных благ. Естественно, эти меры и действия должны вписываться в систему общественных отношений, социальную политику государства, осуществляться определенными социальными институтами, в том числе специализированными учреждениями, направляться на обеспечение людей социальными гарантиями, быть условием реальности прав и свобод», [6, с. 75].
Объект социальной защиты – это «все члены общества без исключения, так как каждый гражданин, каждый человек (даже самый «благополучный») существует в обществе, жизнь которого регулируется определенными законами, нормами и традициями, предусматривающими регулирование всех видов отношений, в том числе и в области социальных прав, гарантий, свобод», [3, с. 55]. Естественно, что ряд категорий населения требует к себе повышенного внимания, дополнительных защитных мер, но это не значит, что другие «выпадают» из общей системы социальной защиты. При необходимости можно и нужно отдельно определять социальную защиту для уязвимых слоев населения – бедных, инвалидов, детей.
Субъектом социальной защиты является всё общество в целом. Если в качестве субъекта рассматривать только государство и его органы из поля социальной защиты выпадают её неформальные институты (семейная, родственная, соседская, товарищеская помощь и поддержка), самозащита, которые играют важную, а порой и решающую роль в защитных процессах.
Цель социальной защиты состоит в обеспечении людей определенным уровнем и качеством жизни, посильными для общества и законодательно закрепленными в качестве правовых гарантий и свобод, должна помочь в разрешении проблемных жизненных ситуаций.
Функции социальной защиты:
- препятствует неблагоприятным воздействиям среды на человека;
- охраняет от неблагоприятного воздействия социальных, экономических, социальных, демографических, экологических и прочих факторов;
- защищает от социальной, экономической и физической деградации вследствие внезапного и резкого ухудшения условий благосостояния, угрозы здоровью и жизни, невозможности по независящим от человека причинам реализовать свой трудовой и гражданский потенциал;
- предохраняет от сползания уровня и качества жизни людей ниже предела, минимального в данном обществе в данное историческое время.
В целом социальная защита должна охранять от социального неравенства, делающего одних людей более уязвимыми (в морально-психологическом, в правовом, в политическом, в экономическом или ином смысле), нуждающимися по отношению к другим.
Приоритетными направлениями государственной защиты семьи в Российской Федерации являются:
1) обеспечение экономической
самостоятельности и
2) установление и реализация
государственных минимальных
3) создание условий для
развития индивидуальной
4) гарантия работникам, имеющим
детей, благоприятных условий для
сочетания трудовой
5) обеспечение экономически
обоснованного соотношения
6) обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни;
7) оказание помощи семье
в области воспитания и образов
8) обеспечение материальной и социальной поддержки семей
9) формирование социальной инфраструктуры для семей, системы социального обслуживания семей;
11) профилактика социального сиротства;
12) проведение экспертизы законопроектов с точки зрения оценки влияния предлагаемых мер на улучшение положения семьи
13) предупреждение насилия в семье.
Организация социальной защиты населения в РФ осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.
Обоснование и проведение семейной политики не должно быть монополией государства. В выработку её стратегии должны включиться общественные движения, выражающие интересы основных групп общества и институтов гражданского общества, потому что ни государство, ни общественность, ни бизнес не могут “в одиночку” преодолеть социальную несправедливость и конфликты, обеспечить семьям равные возможности для достойной жизни.
В соответствии с положениями федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ) действует система пособий, которая «включает пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву», [7]. Для поддержки семей, имеющих двух и более детей, один из которых рожден не ранее 1 января 2007 года предоставляется материнский капитал. Материнский капитал в 2012 году увеличится до 387 тысяч рублей. 7 июля 2011 года Владимир Путин на заседании Правительства заявил, что «к 2014 году размер материнского капитала составит 430 тыс. рублей», [5].
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области государственной поддержки семьи в Российской Федерации относятся:
- установление основ
- определение государственных
минимальных социальных
- принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о регулировании и реализации государственной поддержки семьи в Российской Федерации;
- формирование федеральных
- разработка и реализация федеральных целевых программ и мероприятий в области государственной семейной политики в Российской Федерации;
- финансирование федеральных
- выполнение международных обязательств Российской Федерации и представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам государственной поддержки семьи в Российской Федерации.
На региональном уровне также осуществляется поддержка семей, имеющих детей, в виде выплаты пособий и предоставления мер социальной поддержки. Порядок и условия этих выплат устанавливаются регионами самостоятельно.
Государственная система поддержки семьей с детьми включает не только пособия и компенсационные выплаты, но и создание социальных условий (поликлиники, детские сады, школы, учреждения культуры и спортивные сооружения). Защита семьи, материнства и детства имеет комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению и поддержке семьи.