Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.
Сегодня семьи, имеющие детей, как правило, находятся на самой низкой ступени по уровню реальных доходов, принадлежат к бедным слоям общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..….….3
Семейная политика на современном этапе развития
России. Основные её принципы……………………….…..5
Социальная защита семьи………………………………...10
Может ли семья стать ключевым фактором в
развитии стабильного среднего класса и
способствовать возрождению России?..............................16
Заключение…………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Вариант- 22.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

В реализации семейной политики все активнее выступают гражданские организации, которые способны оказывать ощутимое воздействие на эффективность проведения реформ, на консолидацию общественности для решения социально-значимых проблем. Приоритетными направлениями взаимодействия, непосредственно влияющими на семейную сферу, являются: объединение усилий и ресурсов в достижении общенациональных целей, согласование интересов по горизонтали и вертикали, инициирование консенсусных технологий, толерантных диалоговых форм взаимодействия, формирование культуры гражданского участия.

Общественные объединения и иные некоммерческие организации участвуют в обеспечении государственной поддержки семьи в Российской Федерации в соответствии со своими учредительными документами. Они осуществляют гражданский контроль за обеспечением государственной поддержки семьи.

«В 2011-2013 годах предусматривается провести работу по переориентированию деятельности системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи семьям, находящимся за чертой бедности», [2]. Будут разрабатываться и внедряться информационные технологии и эффективные методики адресной социальной помощи и содействия бедным семьям, хорошо зарекомендовавшие себя в российской и международной практике.

Принципы социальной защиты семьи – это принцип патернализма, принцип заявительности и принцип поощрительности», [4, с. 67]. Охарактеризуем их:

- принцип патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным группам, слоям, категориям населения.

- принцип заявительности, в соответствии  с которым, меры социальной поддержки  и социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

- принцип поощрительности,  суть  которого заключается в том, что  властными структурами с целью  общественно-политического резонанса  на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных  важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, категорий, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов.

 

 

 

3. Может ли семья стать  ключевым фактором в развитии  стабильного среднего класса  и способствовать возрождению  России?

Сформировавшийся кризис имеет в своей основе неадекватное, не соответствующее исторической потребности, отношение к семье и духовно-нравственной составляющей в семейной жизни со стороны ущербно развивающегося общества. 

Очень долгое время в нашей стране происходила подмена семейных ценностей ценностями коммунистических идеалов, никем никогда не виданных, и потому еще более абстрактных. В результате мы имеем сегодня то, что имеем: дети забывают своих родителей, вырастая они не ценят счастья появления собственных детей и оставляют их в детском доме, очень часто эти дети так никогда и не попадут снова в семью, и вырастают, не зная что такое семейные ценности. В последние годы это стало еще большей проблемой, т.к. из-за снижения уровня жизни все больше брошенных детей, а детей в полных семьях редко больше одного-двух. Возрождение утраченных семейных ценностей способно привести к возрождению общества, т.к. имея семью, человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своей семье, своих детях, а для этого необходимо работать. Но человеку нужно ощущать свою необходимость не только в семье, а еще и получить признание своих заслуг в обществе, чтобы достичь этого государству нужно заботиться о своих гражданах, причем заботиться ощутимо, а не декларативно, потому что голодный человек не будет внимать призывам к его гражданской совести с экрана телевизора, каждый день он видит совершенно другое. Это очень сложная проблема, и решать ее необходимо целым комплексом мер, а не только призывая возрождать семейные ценности. Ещё 100-150 лет назад русская семья была оплотом государства. Высокая рождаемость, нравственность, глубокие основы Православной Веры были залогом государственного строительства, прочности вооружённых сил, духовного единства нации. Понять механизмы русской семейной культуры прошлого, традиционного уклада и быта рядовой русской семьи - значит найти решение сегодняшних проблем по экономическому и духовному возрождению России. 

Сегодня в результате государственного пренебрежения к серьёзному изучению семьи и её проблемам мы и имеем одну из самых низких рождаемостей в мире, десятки тысяч малолетних беспризорников, и сотни тысяч молодых бездельников, идущих прямым путём к наркомании, спиду, алкоголизму, проституции, бандитизму и тому подобным антиобщественным проявлениям, угрожающим сегодня самой нашей государственности. 

Остановить это движение к пропасти можно только сделав решительное усилие к восстановлению престижа семьи, создав необходимые моральные и экономические стимулы и обеспечив социальные гарантии здоровой семье. Безусловно, делать это нужно разумно, направляя усилия по главным направлениям, согласно программам, разработанным специалистами по долгосрочной семейной политике. Методологически здесь должен быть применён, сегодня широко распространенный, системный подход и выявлена естественная системность в тех духовных взаимосвязях, которые обеспечивают целостность и семьи и общества в целом. Было бы весьма плодотворным рассмотреть институт семьи с позиции исторического системного подхода к развитию отдельных форм самоорганизации материи. В принципе, необходимо поработать на стыке сравнительно старых наук - социологии и истории с молодой, отпочковавшейся от биологии, наукой - синергетикой. Здесь мы увидим, что исторический путь совершенствования самоорганизующихся целостных объектов естественным образом приводил к объединению последних в целостные общности, имеющие особые своеобразные механизмы самосохранения. Сами сложнейшие общности социумы, вырабатывая в процессе эволюции сложнейшие механизмы самовозобновления, остановились на семье, как целостном самоорганизующемся объекте представляющем элементарную общность и являющимся, вместе с другими такими же, содержанием общности более высокого порядка. Исследования в данном направлении должны стать весьма продуктивными. 

Между тем наша наука с трудом, слишком медленно разворачивается в сторону семьи. Это находит отражение и в уровне управленческих решений государственного масштаба: они редко выходят за границы экономической колеи, а подчас и вовсе неадекватны исходным фундаментальным потребностям человека, семьи и общества. Знание механизмов самоорганизации семьи и общества прежде всего состоящего из семей, позволило бы оптимизировать государственные решения и, надо полагать, даже снизить общие затраты при решении ключевых задач по государственному строительству. Сегодняшние метания от одной "горящей" проблемы к другой даёт мизерный результат, но требует максимального приложения сил и весьма значительных финансовых затрат. Обратившись же лицом к проблемам семьи, государство нашло бы не только оптимальный путь к возрождению общества, но и получило бы значительную поддержку со стороны населения, которое несмотря ни на что было, есть и ещё долго будет организовано в естественные семейные ячейки, которые являются не только "механизмами самовозобновления", но и генераторами духовности всего общества.

«К среднему классу принято относить людей с ежемесячной зарплатой в размере $1000, имеющих автомобиль, жилье и банковские сбережения», [1].

Сейчас средний класс в России составляют люди, связанные с финансовым сектором, нефтегазовым комплексом и с такими естественными монополиями, как энергетика и железнодорожный транспорт. А те, кто занят интеллектуальным трудом, образованием и здравоохранением, либо не относятся к среднему классу, либо находятся на его нижней границе.

Минэкономразвития подсчитало, как вырастет средний класс в России через десять лет. По их словам, «доля среднего класса в России при сохранении сырьевого характера экономики увеличится с 20-25% до 30%, а при модернизационном развитии – до 35-40%», [1]. Это люди с зарплатой в 30 000 рублей, квартирой и машиной. Критерий среднего класса – это размер не зарплат, а доходов на члена семьи и ему удовлетворяет уровень жизни не более 10 % населения.

Даже 35% среднего класса через 10 лет – это немного: в некоторых развитых странах его доля достигает 60%, при этом разрыв между бедными и богатыми не столь значителен, как в России. Около 30% среднего класса при инерционном развитии экономики – это мало. Это означает, что в России не будет такого количества высокооплачиваемых мест, которое давало бы достаточные доходы и позволяло бы населению не бояться раскрывать их», – говорит ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.

Главный критерий среднего класса – это уровень не зарплаты, а уровень дохода на человека в семье свыше шести прожиточных минимумов (в 2010 году – 34 тысячи рублей). Но в таком случае в России не насчитывается 25% граждан, относящихся к среднему классу. «В апреле 2011 года 12,9% российских трудящихся имели зарплату ниже 6600 рублей, то есть не дотягивали до прожиточного минимума (6473 рубля в первом квартале 2011), а зарплату свыше  30 тысяч имело лишь 19,7% работников, выше 35 тысяч – 14,5%», [1].

Впрочем, жители России скромно с материальной точки зрения оценивают понятие среднего класса: к этой категории уже сегодня себя относят 35% респондентов. Они считают, что основной признак среднего класса не только довольно высокий уровень доходов и определённый характер работы. Каждый пятый уверен, что принадлежность к классу определяется наличием высокого уровня образования. Таким образом, в него попадают учёные, врачи и учителя, которых Минэкономразвития по материальным соображениям туда не включает. 
 

 

Заключение

После изучения темы « Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи» можно сделать следующие выводы:

1. Сущность государственной семейной политики в современной России состоит в том, что это составная, относительно обособленная часть социальной политики, разрабатываемая и осуществляемая государством совместно с институтами гражданского общества, воздействующая на функционирование семьи как одного из общественных институтов и индивидов (отца, матери, супругов, родителей, детей, родственников) как носителей семейных ролей.

2. Государственная семейная политика должна способствовать самостоятельному развитию семьи на основе взаимодействия и сотрудничества с государством, гражданскими объединениями, что позволит повысить статус семьи в обществе и увеличить долю успешных семей. Достижение целей семейной политики основывается на оказании адресной поддержки социально и экономически активным семьям. Именно с ними государство сможет строить партнерские отношения, сменить иждивенческие настроения на политику, призванную раскрыть потенциал семьи, готовой к постоянному духовному и профессиональному росту. Взаимодействие и партнерство современных политических институтов – стратегии развития семейной политики.

Основные направления преодоления институционального кризиса семьи таковы: повышение ценности семьи и семейного образа жизни, что будет способствовать минимизации доли «гражданских» браков; повышение уровня рождаемости; рост уровня жизни молодой семьи; преодоление беспризорности и детской подростковой девиантности; развитие семейных форм воспитания; увеличение количества семей с усыновленными детьми, опекунских, приемных и патронатных семей.

 

 

Список литературы

1. Журнал «Чайка», 2011, № 9. Эмма Тополь. «Средний класс в России».

2. Журнал SPERO, 2011, № 5, с. 33-69. Захаров С.В. «Социальная политика: Экспертиза, Рекомендации, Обзоры».

3. Каунова С.Н., Вартумян А.А. Семейная политика в современной России: сущность, принципы, перспективы – Армавир: Изд-во Армавирск. гос. пед. ун-та, 2010.

4. Морозова Е.А. Социальная  защита населения: системное изучение. Новосибирск, 2006, 287с.

5. Российская Бизнес-газета, 2011, № 11. Суходолов А.Н. «Социальная поддержка семьи».

6. Семьеведение: [учеб, пособие]. / Н. Ф. Дивицына. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325 с. – (Краткий курс лекций для вузов).

7. Социальная политика. Учебник (под общей ред. Волгина Н.А.). Издательство «Экзамен». – М. – 2008.

8. Социология: Учебник для  вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., переработ. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 407с.

Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 32264

 

 

 


 



Информация о работе Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи