Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

Семейная политика во многих своих аспектах отождествляется с социальной защитой и регулированием брачно-семейных отношений. Другие ее направления должного развития не получили.
Положение социального института семьи в обществе, его социально-правовой статус принижены. Семья, как правило, не правоспособна. В реальности ее права подменяются (или отождествляются) с семейными правами граждан. Семья как социальная единица, как правило, не является субъектом и объектом государственной деятельности. Решения, принимаемые на правовом уровне, адресованы не семье как социальной общности, а индивидууму. В целом нарушен баланс прав и интересов в системе “индивидуум – семья – государство”, причем не в пользу семьи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы…………………………………………………………………………5

2.Социальная защита семьи…………………………………………………….11

3.Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России? Что вы думаете по этому поводу? Приведите свои аргументы……………………………………13

Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………...17

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 35.50 Кб (Скачать файл)

ФГОБУ ВПО 

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Владимирский  филиал

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология»

на тему «Семейная государственная  политика как основа преодоления  институционального кризиса семьи»

Вариант №20

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Выполнила: Лукашова Е.И.

                                                                             Факультет: менеджмента и маркетинга

Специальность: маркетинг

Группа: дневная, 3 курс

Личное дело №10МАБ00517

Проверила: Семёнова О.А.

                                                  Владимир,2012 г.

                                                         План.

 

                                   Введение…………………………………………………………………………..3                                                                                                         

1.Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы…………………………………………………………………………5

                                                                                                  

2.Социальная защита семьи…………………………………………………….11

                                                                        

3.Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России? Что вы думаете по этому поводу? Приведите свои аргументы……………………………………13

                          

Заключение………………………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ВВЕДЕНИЕ

               В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом.  
Семья - своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.  
               В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения.  
             Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.  
            Сегодня семьи, имеющие детей, как правило, находятся на самой низкой ступени по уровню реальных доходов, принадлежат к бедным слоям общества.  
           Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства - не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи. Поэтому объектом изучения контрольной работы является современная семья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Семейная политика  на современном этапе развития  России. Основные ее принципы.

 

         Положение семьи и детей в  Российской Федерации в современных  условиях можно охарактеризовать  как кризисное. С переходом  на рыночные отношения в значительной  степени снизился жизненный уровень  населения России. Особенно ухудшилось  материальное положение многодетных  семей, одиноких матерей, семей  с детьми-инвалидами, студенческих  семей. Практически все денежные  доходы указанных семей используются  на покупку продуктов, питания.  Минимальная заработная плата  обеспечивает только пятую часть  минимального потребительского  бюджета. Беспристрастная статистика  констатирует, что семьи с несовершеннолетними  детьми наименее обеспеченная  часть населения России. Их доходы  ниже, чем у остальных семей.  Пособия на детей индексируются  в меньшей степени, чем пенсии  и стипендии, и от одной индексации  до другой сокращаются в реальном  выражении. Отрасли социальной  сферы постоянно снижают объемы  предоставляемых семьям услуг,  которые становятся все менее  доступными из-за их платности  и роста цен. Очевидно, что замедленное,  непоследовательное построение  государственности России, серьезные  ошибки в реформировании социально-экономической  жизни, нанесли ущерб таким  социальным ценностям, как разветвленная  бесплатная система дошкольного  и внешкольного воспитания, оздоровительного  отдыха детей. Система эта позволяла  родителям совмещать семейные  обязанности с участием в структурах  рынка труда, приобщала молодежь  к различным видам творчества, помогала ей в выборе жизненного  пути.

         В последние годы наблюдается  заметная эволюция тех норм, которые  традиционно были связаны с  качествами "идеального" мужа  и "идеальной" жены. Специфика  требований, предъявляемых ныне  к супругу, определяется столкновением  двух противоположных подходов: глубоким проникновением в сознание людей идей равноправия мужчин и женщин в семье и обществе, с одной стороны, и давлением традиционных стереотипов мужа-кормильца и жены хранительницы домашнего очага с другой. Российская семья находится на пути перехода от авторитарного уклада к более демократическому. В его основе почти всеобъемлющая вовлеченность женщин в сферу общественного труда, растущая материальная независимость жен от мужей. Нестабильность экономического положения в семье, задержки выплат заработной платы ( на 1.07.02 г. 850,7 млн. руб., в том числе за счет отсутствия собственных средств предприятий и организаций –718,8 млн. руб. ) и другие трудности создают напряженную психоэмоциональную атмосферу. Те семьи, которые не могут справиться с конфликтами, в которых слабы созидательные процессы, распадаются. Сравнительные статистические данные в целом по стране, Дальнему Востоку и Приморью приведены в таблице.

 

БРАКИ, РАЗВОДЫ И ОБЩИЕ  КОЭФФИЦИЕНТЫ

БРАЧНОСТИ И РАЗВОДИМОСТИ в 2001 г.

Территория 

Браки

Разводы

На 1000 населения

браков

разводов

Российская Федерация

1001589

763493

6.9

5.3

Дальневосточный регион

48603

42316

6.9

6.0

Приморский край

14775

12264

6.9

5.7


 

            В 2001 г. в органах ЗАГС Приморского края зарегистрировано 14775 браков и 12264 развода. Рост разводов опережает число вновь образуемых семей. Даже по сравнению с 2000 г. число разводов увеличилось на 29,8 %, в то время как число браков - только на 17 %. Период реформ в России неблагоприятно сказался на развитии семейно-брачных отношений. Если в 1990 г. на 1000 браков пришлось 487 разводов, то в 2000 г. – 748, а в 2001 г. – уже 830.

     цивилизованности общества, авторитет государства, нации сегодня, как никогда, ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимают в обществе дети. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем детства зависит будущее России. А проблем этих в России немало. Ухудшилось качество питания детей, обострились проблемы обеспечения их одеждой, общедоступной медицинской помощью. Ежегодно растет число детей-инвалидов и сирот, социально-экономическое Положение которых является особенно тяжелым. Постоянно увеличивается численность детей, проживающих в неполных семьях. Растет число внебрачных детей. В последние годы значительно возросло число детей с врожденными аномалиями развития и наследственными заболеваниями. Вызывают тревогу дети с девиантным поведением. Растет число несовершеннолетних, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.

            Сегодня в России насчитывается  около 500 учреждений социального  обслуживания семей, открытых  в основном в республиканских,  краевых и областных центрах.  Во многих территориях предпочтение  отдается многопрофильным территориальным  центрам социальной помощи семье  и детям. В ряде мест открываются  специальные приюты для детей  и подростков, центры реабилитации детей с ограниченными возможностями.  
В этом новом деле много проблем, ошибок, нерешенных вопросов. Но оно чрезвычайно важно, так как помогает наладить помощь семьям на профессиональном уровне. Кадровое обеспечение системы социального обслуживания семьи и детства является актуальнейшей задачей современной России. Масштабы и качество подготовки кадров социальных работников, практических психологов и других специалистов сегодня не удовлетворяют потребности формирующейся системы социального обслуживания. Многие социальные службы, оказывающие помощь населению, а также органы государственного управления в значительной степени не укомплектованы профессионалами. По расчетам существующая потребность в кадрах социальных работников системы социального обслуживания составляет примерно 150-200 тыс.человек, в том числе 30-50 тыс. специалистов высшей квалификации.

           Исходя из непреходящей ценности  семьи для жизни и развития  человека, руководствуясь пониманием  важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых  поколений, достижении общественной  стабильности и прогресса, признавая  необходимость учета коренных  интересов семьи и детей и  принятия специальных мер их  социальной поддержки в период  перехода к рыночным отношениям, учитывая общественную потребность  в определении идеологии, основных  целей и первоочередных мер  в области социальной политики  в отношении семьи органов  законодательной и исполнительной  власти и управления, разработана  настоящая концепция государственной  семейной политики Российской  Федерации. Государственная семейная  политика является составной  частью социальной политики России  и представляет собой целостную  систему мер экономического, правового,  социального, информационно- пропагандистского  и организационного характера,  направленных на улучшение условий  жизнедеятельности семьи. Объектом  семейной политики является сама семья, а также государственные и общественные институты, функционирование которых непосредственно влияет на жизнедеятельность семьи.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ 
1. Семья - один из основных объектов социальной политики. При планировании изменений в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении, политике доходов и занятости, в аграрной и жилищной политике следует учитывать необходимость обеспечения позитивного воздействия принимаемых мер на семью.

2. Семья автономна в  принятии решений относительно  своего развития. Экономические,  правовые и идеологические меры  семейной политики должны не  регламентировать ее поведение,  а способствовать самостоятельному  развитию семьи, предоставлять  ей возможность выбора форм  поддержки.

3. Государство обеспечивает  разработку правовых основ семейной  политики и предоставление семье  установленных законодательством  Российской Федерации на федеральном  уровне социальных гарантий и  льгот при их дополнении и  развитии субъектами федерации.  Государство заинтересовано в  максимально широком участии  органов местного самоуправления  в проведении семейной политики.

4. Государство строит  семейную политику на принципах  социального партнерства, разделяя  ответственность за семью с  гражданскими институтами и всеми  гражданами на основе сотрудничества  с общественными организациями,  церковью, благотворительными организациями  и предпринимателями, выражающими  интересы различных социальных  групп населения.

5. Государство признает  равенство каждой семьи и всех  ее членов в праве на поддержку  независимо от социального положения,  национальности, места жительства  и религиозных убеждений.

6. Государственная поддержка  должна быть направлена на  оказание помощи семьям в осуществлении  ими своих функций, а не на  подмену семей в выполнении  таких функций.

7. Государство осуществляет  социальную защиту семьи, исходя  из дифференцированного подхода:  предоставление гарантий поддержания  социально приемлемого уровня  жизни нетрудоспособных членов  семьи и создание условий экономически  активным членам семьи для  обеспечения благосостояния на  трудовой основе.

8. Государство принимает  на себя обязательства по безусловной  защите семьи от нищеты и  лишений, связанных с вынужденной  миграцией, природными и технологическими  катастрофами.

9. Государственная семейная  политика направлена на формирование  в семье равноправных отношений  между мужчиной и женщиной, на  достижение более справедливого  распределения семейных обязанностей  и возможностей в выборе форм  занятости.

10. Приоритетом в семейной  политике являются интересы каждого  ребенка независимо от очередности  рождения и от того, в какой  семье он воспитывается. Ее  меры должны быть направлены  на обеспечение выживания и  защиты ребенка, его полноценного  физического, психического, интеллектуального  и социального развития.

 

 

 

 

 

                             2.Социальная защита семьи.

 

             С 1 января 2007 года вступил в  силу ряд законов, направленных  на социальную защиту семьи  и детей. Теперь размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет исчисляется по-новому: право на получение пособия получают на равных мать, отец, другие родственники, опекун, а также неработающие родители. Для застрахованных (работающих) оно будет составлять 40% среднего заработка, но не меньше 1500 руб. при уходе за первым ребенком и 3000 руб. при уходе за вторым и последующими детьми, при этом максимальный размер пособия - 6000 руб. Для неработающих детское пособие будет выплачиваться в размере 1500 руб. по уходу за первым ребенком, 3000 руб. - за вторым и последующими детьми.  
          Вводится новый вид государственного пособия - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью усыновителя, опекуна (попечителя) и приемного родителя в размере 8 тыс. руб. Часть родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (детских садах) будет компенсироваться: на первого ребенка - в размере 20% родительской платы, на второго - 50%, а на третьего и последующих детей - в размере 70% этой платы. 
           Максимальный размер платы не может превышать 20% затрат на содержание ребенка в данном образовательном учреждении. Если в семье трое и более несовершеннолетних детей, то плата не должна быть выше 10% этих затрат. А если у ребенка отклонения в развитии или туберкулезная интоксикация, то плата с родителей взиматься не будет. 
           С 1 января вступил в силу закон о материнском (семейном) капитале, который дает право на государственную поддержку при рождении (усыновлении) второго, третьего или последующих детей. Ее размер составляет 250 тыс. руб., однако этими средствами можно будет воспользоваться, начиная с 2010 г. Предусмотрен ограниченный перечень статей расходования материнского капитала - это приобретение (строительство) жилья, получение платного образования, вложение в накопительную часть трудовой пенсии матери.

Информация о работе Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи