Семейная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.

Содержание работы

Введение 2
Цели и задачи семейной политики 3
Проблемы современной семьи и семейной политики в России 5
Государственная семейная политика - важнейшая политическая стратегия современной России 8
Принципы взаимодействия семьи и государства 11
Президентская программа семейной политики 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 45.83 Кб (Скачать файл)

Социальная защита должна играть вспомогательную роль. Однако необходимо отдавать отчет в том, что абсолютизация, искаженное понимание  таких принципов организации  жизнедеятельности семьи, как автономия, самообеспечение, саморазвитие, могут привести к другой крайности. Так, на первых этапах проведения реформ государство резко сократило уровень своей поддержки социальной сферы, сориентировав ее на коммерциализацию и самостоятельное выживание. При этом семья и население оказались не подготовленными к переходу к новым экономическим отношениям, выживанию в условиях кризиса. Проблема социальной адаптации (психологической, экономической, профессиональной и т.д.), как правило, решается односторонне, исключительно как проблема самой семьи, как процесс только ее приспособления к происходящим негативным переменам. "Как ни парадоксально это звучит, -- отмечает А.И.Антонов, -- но ... семья вынуждена "подстраиваться под нужды политиков". Негативное воздействие дезадаптации на жизнедеятельность семей, их крайне бедственное положение усугубилось утратой развитой социальной инфраструктуры, многих социальных ценностей, созданных в предшествующий период развития. В частности, были дезорганизованы и во многом разрушены системы дошкольного, внешкольного воспитания и оздоровительного отдыха детей. Известно, что в СССР это были достаточно мощные системы, включающие разветвленную сеть учреждений, материальную базу, подготовленные кадры. Они играли особую роль в развитии семейно-демографических процессов, позволяли родителям совмещать семейные обязанности с трудовой занятостью. Нельзя не согласиться с тем, что "необходимы глубокие изменения, направленные не на одностороннюю, а взаимную адаптацию семьи и экономики. В целом они должны вести к повышению внутренних ресурсов семьи для самообеспечения, поддержания здоровья и личностного развития ее членов". "...Присущий семье здоровый консерватизм со стремлением ее к адаптации, -- считает председатель Национального Совета по подготовке и проведению Международного года семьи В.Ф.Шумейко, -- позволяет семье, как социальному институту, выстоять в условиях происходящего в кризисных формах реанимирования общества и государства, но адаптационные возможности семьи не беспредельны. И об этом следует всегда помнить в первую очередь, принимая новые меры в экономике или политике". Государство как партнер семьи призвано активно участвовать в процессе ее адаптации к новым социально-экономическим условиям, постоянно корректировать эти условия, исходя из социально значимых интересов самой семьи, ее жизнедеятельности. Речь идет не об опеке семьи или подмене ее функций, а о создании необходимых макроусловий через законы, указы, различные правительственные решения, которые во многом определяют жизнедеятельность семьи в обществе, активизируют или, напротив, усложняют ее функционирование. Важнейшим принципом идеологии семейной политики является перенос центра тяжести в системе социальной помощи семьям с денежных выплат на оказание прямых социальных услуг. В связи с этим важно разграничить понятия "социальное обслуживание" и "социальная защита". Социальное обслуживание предполагает новый для нашей страны вид социальной помощи семье, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико- социальных, других проблем и осуществляется через сеть специализированных социальных служб. Что касается социальной защиты, то она направлена не на все семьи, а на определенную социально уязвимую их часть. Кроме того, это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления. Такое разделение дает представление лишь об основных принципиальных подходах. Практика социальной защиты и социального обслуживания интенсивно развивается, стирая иногда грани между двумя рассматриваемыми сферами. В условиях социально-экономического кризиса в России семейная политика государства имеет особое значение и должна быть направлена на создание благоприятного пространства для функционирования семьи, придание реформам "семейного аспекта", превращение семей в движущую силу проводимых преобразований, на проведение экспертизы государственных решений с точки зрения воздействия на жизнедеятельность семьи и регулирование социальной напряженности в обществе на основе развития партнерских отношений семьи и государства.

 

Президентская программа семейной политики

В 1996 году президентом России была утверждена программа социального  развития "РОССИЯ: Человек, Семья, Общество, Государство". Некоторые, наиболее важные, положения данной программы в  области семейной политики целесообразно  рассмотреть в дипломной работе: Материнство и отцовство, права  женщин. Помочь семье - значит обеспечить условия для того, чтобы рождение и воспитание детей, материнство и отцовство получили всемерную поддержку государства, уважение и признание в обществе, а также гармонично сочетались с возможностями профессиональной реализации обоих родителей, с защитой женщин и детей от дискриминации и насилия. Новая концепция демократии, ориентированная на международные нормы охраны прав человека, подразумевает ликвидацию всех форм дискриминации женщин. Указ Президента РФ от 4 марта 1993 г. № 337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" - это намерение обеспечить фактическое, а не декларативное равноправие между полами. Материнская и младенческая смертность, количество абортов и состояние здоровья женщин - серьезный показатель состояния общества. Ханжеская традиция нашей жизни позволяла упоенно обсуждать создание танков и космических кораблей, но никогда не говорить вслух о том, в каких условиях появляется на свет российский гражданин. Общество равнодушно к беременной женщине и обустроено так, что она ощущает себя социально неудобной и психологически подавленной. Одна из самых серьезных проблем здоровья женщин - отсутствие в нашей культуре психологических установок на сохранение здоровья и здорового образа жизни, что связано с темой жертвенности, традиционной для коммунистической морали. Мы должны создать условия для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы и привести законодательство Российской Федерации в соответствие с международными правовыми договорами о равенстве возможностей в сфере занятости. Кроме того, необходима разработка законодательных актов, предусматривающих экономические стимулы и льготы, способные повысить заинтересованность работодателя в приеме граждан с семейными обязанностями, в том числе на условиях неполного рабочего дня, работы на дому или по гибкому графику. Долгие годы мы давали усыплять себя мифом о "стране счастливого детства". Между тем технологическая мощь государства накачивала военные мускулы, обделяя самых беззащитных. Накапливалось экономическое отставание, бьющее в первую очередь по самым острым социальным проблемам. Мы не противостояли идеологическому ханжеству, вранью, показухе. Сейчас не до разборок - кто прав, кто виноват. Никакие политические распри не оправдают нашего промедления. Ведь речь идет о детях, о будущем. Здесь надо решать проблемы сообща и только глядя правде в глаза. Снижение детской смертности. Нельзя мириться с тем, что уже давно в нашей стране показатели, характеризующие детскую смертность, от младенческой до юношеской, превышают аналогичные в экономически развитых странах. Среди причин младенческой смертности, как и в прежние годы, ведущее место занимают состояние, возникшее в перинатальном периоде, и состояние здоровья и нервной системы родителей. На повышение смертности подростков влияют травмы и детский алкоголизм, неблагоприятная социальная среда. Суть мер, предлагаемых в моей программе, - борьба с причинами, обусловливающими детскую смертность: реализация проектов, направленных на улучшение репродуктивного и психологического здоровья женщин; разъяснительные кампании для молодежи, связанные с повышением престижа здорового образа жизни, борьбой с алкоголизмом и наркотиками; развитие инфраструктуры молодежного досуга; Уже приняты меры по усилению прямой материальной поддержки семей с несовершеннолетними детьми: введено ежемесячное пособие на каждого ребенка, для одиноких матерей и другие. В правовом регулировании остаются нереализованными такие требования Конвенции ООН о правах ребенка, как право на неприкосновенность личности, защита чести и достоинства, защита от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе со стороны родителей и воспитателей. Нередко санкции за эти преступления неоправданно мягки, не учитывают морального ущерба, включающего в себя, кроме стресса, и необратимые явления разрушения еще не сформировавшейся психики и еще не сложившегося характера. Среди всех проблем культурного возрождения проблемы искусства для детей и юношества станут приоритетными. Утвержденным недавно Указом Президента России "Об Основных направлениях государственной семейной политики" предусмотрена помощь семье в воспитании детей путем: государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам семейных отношений; распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек; запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости; государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях; формирования и укрепления комиссий по защите прав несовершеннолетних. Помощь родителям. Дальнейшее развитие должна получить система пособий гражданам, имеющим детей. Основные направления государственной семейной политики утвержденные недавно

Указом Президента России, содержат следующие меры:

распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием  детей, предоставляемые в настоящее  время по месту работы матери; усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случаях безработицы, приема на работу женщин и несовершеннолетних, прекращения трудового договора (контракта), за обеспечением гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством; введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего дня, по гибкому графику или на дому. Государственные гарантии в области социальных выплат, складывающиеся на федеральном уровне, должны подкрепляться и на региональном уровне. Система денежной и натуральной помощи применительно к местным условиям будет увязана с уровнем рождаемости, размером регионального прожиточного минимума, экономическими возможностями и демографической ситуацией в регионе. Мы все должны сделать главным критерием нашего развития уровень жизни и защищенность прав детей. Как сегодня живут наши дети, так завтра будем жить мы сами. Выполнение этой программы - забота не только Президента и Правительства, - каждого из нас. Только при объединении всех социально-политических сил можно достичь поэтапного выполнения данной программы. В этом мне видится залог развития и процветания российского общества в целом и каждой семьи в отдельности.

 

Заключение

Актуальность данной темы на современном этапе связана прежде всего с тем, что процесс перехода семьи от привычных форм существования к освоению рыночных структур жизнедеятельности протекает крайне болезненно. Состояние экономической, социально-психологической и демографической дезадаптации семейной ячейки вслед за нестабильностью общества приобретает хронические формы.  Стремление и попытки семьи приспособиться к новым явлениям и постоянным переменам, происходящим в обществе, предопределяют изменения самого института семьи. Наличие идейного и морального вакуума в обществе, потеря исторического самосознания, патриотизма, резкой смены духовных и нравственных интересов на материальные стало основной причиной нестабильного положения общества в целом, и семьи, в частности. Поэтому сегодня научное переосмысление проблем семьи является необходимым условием эффективного решения задач семейной политики. Государство, общественные организации, религиозные объединения, предприниматели, ученые, журналисты должны сделать все, чтобы обеспечить семье поддержку. Без учета интересов семьи никогда не сможет реализоваться государственная политика, направленная на возрождение России. Семья станет растить детей, уверенно глядя в будущее, в любви и согласии, воспитывая в молодежи высокую духовность, гордость за свою Родину и ответственность за ее судьбу.

 

Список  использованной литературы

1.  Доклад: »Проблемы современной  семьи и семейной политики  в России ».

2   Профессор И.И.  Осинский Доклад: »Проблемы современной семьи и семейной политики в России ».

3   Здоровая семья  - здоровое поколение /Аналитический  вестник Совета Федерации ФС  РФ, №13 (144)- 2001

 


Информация о работе Семейная политика