Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 06:17, контрольная работа
Целями данной курсовой работы являются:
найти, где проходит грань, когда воспитание переходит в насилие;
исследовать, является ли семейное насилие причиной отчуждения детей от родителей.
Работа автора ставит следующие задачи:
изучить повседневные потребности ребенка через призму требований и запретов, методов наказания и поощрения;
рассмотреть влияние домашнего насилия на психику ребенка;
определить факторы, причины и виды жестокого обращения с детьми.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….........3
ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЁНКА …………….….……..……..5
Требования и запреты…………………………………………………….........6
Методы наказания и поощрения……………………………………….….….7
ФАКТОРЫ, ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ……………………………………………………………...………………11
ВЛИЯНИЕ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА ...…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….……..……...22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………...…………………..…..…23
Все большую роль играет воспитание. Школьные занятия только тогда становятся причиной невроза, когда предъявляемые к ребенку требования не соответствуют его возможностям. Неуспеваемость является наиболее частой причиной психогенных реакций и неврозов.
Третий возрастной
кризис является самым длительным (12-18
лет), самым выраженным, сложным и
имеющим наибольшее значение для
понимания возрастной специфики
психических расстройств. Его называют
«переходным» от детства к взрослому
состоянию, подростковым возрастом.
Значение биохимических гормональных
изменений в развитии психических отклонений
изучалось многими исследователями, но
наиболее стройную теорию разработал
известный канадский ученый X. Селье. В
основу этой теории легло понятие стресса (в переводе - напряжение,
давление обстоятельств). В качестве стрессора,
по Селье, могут выступать как физиологические
(чрезвычайная нагрузка, температура,
боль, соматическое заболевание), так и
психические (угроза благополучию, страх
и прочее) факторы. В результате воздействия
стрессоров возникает стресс как реакция
защиты организма, попытка восстановить
гомеостатическое равновесие.
Стресс проявляется как адаптационный синдром в виде 3 фаз: 1) реакция тревоги, мобилизации; 2) стадия истощения, когда исчерпаны адаптационные возможности. Ведущая роль в развертывании стресса принадлежит гормонам (адреналин, норадреналин). Первые две фазы - это еще не болезнь, а естественная борьба организма с вредностью. Стресс может быть физиологическим и психологическим (информационный и эмоциональный). На первых двух стадиях он может выступать как мобилизующая сила и в случае успешного преодоления вредности на этом и заканчивается. При продолжающемся действии стрессора или повторяющихся состояниях стресса наступает 3-я фаза - аффективного и гормонального истощения. Эту фазу Селье рассматривал как патологическую и обозначил ее как «дистресс». В это время преобладают тревога, чувство безысходности, тоска, которым клинически соответствует картина невроза, психореактивных состояний, «депрессии истощения» и начало психогенного развития личности. После стресса достаточно бывает незначительного психического перенапряжения, чтобы возобновилась ситуация дистресса.
Особенности адаптационного синдрома Селье на психологическом уровне могут соотноситься с теорией фрустрации Розенцвейга. Фрустрация, по автору, это столкновение какой-либо жизненной потребности индивидуума с непереносимым психологическим препятствием (например, морально-этическая установка), с внутренним запретом. При этом развивается стрессовое состояние и в зависимости от длительности неразрешенного внутреннего конфликта может возникать невроз. Теория фрустрации дополняет учение Селье и не касается биохимических изменений, происходящих при этом.
Самым распространенным
в зарубежной литературе оказалось
учение Фрейда. Именно психоанализ
впервые прикоснулся к тем
сторонам патогенеза неврозов (особенно
у детей), которые раньше не раскрывались.
Речь идет о психологическом подходе
к проблеме неврозов, точнее - психоаналитическом.
Фрейд сформулировал ряд
Психотравмирующий
фактор действует на такую личность,
у которой до этого сформировались
так называемые внутренние невротические
конфликты. Внутренний конфликт - это
противостояние осознаваемых притязаний,
желаний и неосознаваемой самооценки.
Ребенок, как правило, стремится
к самоутверждению среди
Легко передается
ребенку и отношение его
Все это определяет
формирование так называемых установок.
Внутренними установками
Начиная с Гомбургера, резко выраженные психологические особенности подростков стали обозначать как «подростковый комплекс». В это понятие включают следующие особенности:
- беспокойство, тревогу, склонность к резким колебаниям настроения, меланхолии, импульсивность, негативизм, конфликтность, противоречивость чувств, агрессивность;
- сензитивность - чувствительность к оценке другими своей внешности, силы, способностей, умений - в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерной критичностью, пренебрежением к суждению взрослых;
- сочетание чувствительности с поразительной черствостью, жажды признания - с бравированием, независимостью, отказа от общепринятых правил
- с обожествлением
случайных кумиров,
- стремление
к философским обобщением, внутреннюю
противоречивость психики,
В ходе отношений, складывающихся со взрослыми, важную роль могут играть два аномальных механизма: фиксация уровня морали родителей, фиксация устойчивого негативного отношения к ним. Нарушения «морального» развития чаще происходит с семьях, которые не могут дать ни благополучия, ни примеров социально приемлемого поведения.
Значение отрицательных
социально-психологических
Большинство матерей
детей, страдающих неврозами, сами больны
ими, и значительно чаще, чем отцы:
матери - в 62% случаев, отцы - в 24%. Обнаружено,
что 61% матерей и 36% отцов в детстве
имели выраженные признаки нервности;
неврозы наиболее выражены у женщин,
чьи дети страдают неврозом страха,
меньше - у матерей детей с неврастенией
и неврозом навязчивых состояний
и еще меньше - у женщин, дети которых
больны истерическим неврозом.1 Соматическая
отягощенность больше всего выражена
у родителей детей с
Для детей с обеими формами психогений наиболее травмирующими являются переживания психологической непонятности, обиды, равнодушия, но при психореактивных расстройствах особенно травмирующими становятся сверхсильные воздействия (тяжелое личное горе, издевательства, угрозы, истязания).
Неправильное воспитание (дефекты воспитания) следует рассматривать как важное условие для возникновения психогенных расстройств, как фактор, подготавливающий «психологическую почву».
В клинической
практике относительно редко приходится
наблюдать изолированное
К числу отдельных
ведущих признаков
Заслуживает внимания описание воспитания по типу «неприятия». Очевидно, что этот тип воспитания близок к типу «Золушка». Авторы придают ему очень большое значение. Обозначает оно «отсутствие любви к ребенку». Неприятие порождает прежде всего страх. При неприятии в ребенке все раздражает, все вызывает досаду: «ест не так», «много плачет», «рохля» и так далее. Ребенка все время наказывают, ничего ему не прощают. Воспитание заменяется жестким контролем, подвергают суровыми наказаниям; у ребенка возникает комплекс неполноценности, стpax, что от него хотят избавиться - это самый драматический тип неправильного воспитания.
Сходный тип воспитания описан под названием воспитания по типу «ежовых рукавиц». Крайним выражением этого варианта является «воспитание» по жестокой агрессивности («изуверской жестокости»). В этих случаях не просто отсутствует любовь к ребенку, но имеет место стойкая ненависть и садистское отношение с ухищренными издевательствами, с физическими «пытками», отказом в еде и питье по нескольку дней, с переламыванием костей, «вывешиванием» ребенка на стене. Финалом этих чудовищных издевательств является в «легких» случаях психогенное развитие личности и убийство подростком лица, являющегося источником такой травматизации, а в самых тяжелых случаях - «забивание ребенка до смерти» или попытка самоубийства у ребенка (подростка).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вероятность того, что один из членов семьи станет применять насилие в отношении другого зависит от множества факторов. Насилие в семье возникает по множеству причин и разными путями, проявляясь в самых разнообразных действиях.
Данная работа имела своей целью найти, где проходит грань, когда воспитание переходит в насилие; исследовать, является ли семейное насилие причиной отчуждения детей от родителей.
Невозможно в полной мере понять причину насилия в семье и главное помочь пострадавшему человеку, рассматривая его вне многообразия отношений и связей, которые он имеет со своей семьёй и окружающей его действительностью вообще, работая с насилием лишь как с повторяющимися случайностями, забывая, что насилие системно, встроено и закреплено в семейной системе. Следовательно, поскольку насилие феномен системный, то к его диагностике и терапии должны разрабатываться и применятся системные подходы.
В связи
с отсутствием
Проблема жестокого обращения с детьми
в семье имеет многомерную природу. Это
обуславливает необходимость многомерного,
комплексного подхода к решению проблемы.
Ключ к эффективности такой комплексной
помощи лежит в ее координации, которую
целесообразно возлагать на социальные
службы.
Сегодня
все более очевидным становится
тот факт, что проблема семейного
неблагополучия в целом и насилия
в частности требует решения
комплекса задач
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия
и контроль. – СПб. Москва. 2001г., с.285 – 319.
2. Жестокое обращение с детьми / Т.Я.Сафонова,
Е.И.Цымбал, Л.Я.Олиференко и другие. –
Москва.1993 г.
3. Ильина С.В. К проблеме экспериментального
исследования паттернов детско – родительских
отношений взрослого пациента (тезисы
доклада).// Международная конференция
памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ,
1997.
4. Ильяшенко А.Н. Основные черты насильственной
престепности семье // Социологические
исследования. 2003 г. № 4.
5. Качалова Ю.Н. Социум: Новая реальность,
которая зависит от нас. – М., Фокус, 1997г.
6. Кобута М.А. Насилие в семье: это необходимо
знать для его выявления и предотвращения.
– Ярославль. 2006 г.
7. Козлов А. А. Социальная работа за рубежом:
состояние, тенденции, перспективы. –
Москва, Флинта МПСИ, 1998 г.
8. Мир человека. Хрестоматия / Под ред.
А.Ф.Малышевского. – Москва: Интерпракс.1993
г., 304 с.
9. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной
терапии. — Москва: НФ "Класо", 1998г.
10. Насилие в семье: С чего начинается семейное
неблагополучие: Научно-методическое
пособие / Под ред. Л.С.Алексеевой. – Москва. 2000
г.
11. Плотникова А.Д., Бабочкин П.И. Молодая
семья. – Москва. 2004г.
12. Профилактика и устранение последствий
семейного насилия в отношении женщин
/ Е.В.Борисова, Е.А.Гужвинская, А.Н.Иноземцева
и другие. / Под ред. Е.А.Мясоедовой. Астрахань,2003
г., 63 с.
13. Руководство по предупреждению насилия
над детьми / Под ред. Н.К.Асановой. – Москва. 1997
г.
14. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии
посттравматического стресса. – СПб: Питер,2001
г. – (серия «Практикум по психологии»).
15. Черепанова Е.М. Психологический стресс,
помоги себе и ребенку. – Москва: Академия,1997
г.
Информация о работе Семейное насилие как причина отчуждения детей от родителей