Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:53, курсовая работа
ведение
заключение
Введение
В последние годы растет интерес к изучению психологии и психотерапии семьи. Объектом данного изучения является семья и ее проблемы, конфликты между членами семья. Семьей и ее проблемами начинают интересоваться не только специалисты в этой области (семейные психологи и психотерапевты), но также представители смежных дисциплин.
Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Конфликт наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Так как в семье люди тесным образом взаимодействуют между собой в течение длительного времени, то в такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.
На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с трудными ситуациями, которые либо объективно нарушают жизнедеятельность человека или его семьи, либо субъективно воспринимаются им как сложные и ведут к конфликту.
Многочисленные
исследования показывают, что все
семьи по-разному противостоят жизненным
трудностям. Для одних последствием
неблагоприятных воздействий
Предметом изучения
психологии и психотерапии семьи
является та область социальной жизни,
которая подвержена влиянию социальных
стереотипов. Следовательно, на формирование
представлений о семье значител
Объект работы: конфликты между членами семьи
Предмет работы: особенности проявления и специфика протекания семейных конфликтов.
Цель работы: изучить особенности проявления и специфика протекания семейных конфликтов
Для реализации цели работы были поставлены следующие задачи:
При написании данной курсовой работы использовались труды таких авторов, как Г.Б. Бедненко, Л.Я. Верб, Ю.Ю. Елисеев, В.А. Ильин и другие [5, 6, 7, 8, 9 и др.]
Методы исследования: теоретические методы такие, как анализ научной литературы.
Практическая значимость: данные материалы можно использовать при проведении социально-психологического консультирования членов семьи, написании рефератов и т.п.
Социальная психология традиционно уделяла большое внимание семье, рассматривая ее как пример естественной малой группы. Семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях.
Сферы жизнедеятельности семьи непосредственно связанны с удовлетворением определенных потребностей её членов.
Для более полного представления, дадим характеристику личностного и общественного значения важнейших функций семьи в обществе:
1. Воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей, обеспечивает социализацию подрастающего поколения
2. Хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи. В этом смысле семья обеспечивает восстановление затраченных при физическом труде сил.
3. Эмоциональная функция. Реализуется в удовлетворении потребностей семьи в симпатии уважении признании эмоциональной поддержке, психологической защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.
4. Духовного общения – эта функция проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества.
5. Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто не обладает в достаточной степени способностью строить своё поведении в полном соответствии с социальными нормами. Это касается пожилых людей, детей и тех членов семьи, которые страдают каким- либо физическим недугом. [6, С.46]
Семейные, супружеские отношения между мужчиной и женщиной сопровождаются обрядом бракосочетания. Брак рассматривается в наше время как союз, основанный на эмоциональных связях больше, чем на хозяйственно-материальных1. Семья, являясь одним из важнейших институтов общества, позволяет ее членам реализовать необходимость потребности. Особенно подчеркивает роль семьи социальная психология, так как в семьи происходит становление личности.
Структура и функции семьи изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Существуют несколько периодизаций жизненного цикла семьи, на основе наличия или отсутствия детей в семье, а также их возраста. Большое распространение получила периодизация, которая включает пять стадий жизненного цикла:
1. Зарождение
семьи, то есть с момента
заключения брака до появления
первого ребенка. Важнейшие
2. Приобретение жилья и совместного имущества;
3. Формирование отношений с родственниками. Сложный процесс формирования внутрисемейных и вне семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей – количество и причины разводов
4. Рождение и воспитание детей - это косвенный этап жизненного цикла – сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей.
5. Завершение жизнедеятельности семьи.
Период завершения жизнедеятельности семьи включает в себя следующие моменты: окончание выполнения семьёй воспитательной функции, начало трудовой деятельности детей, начало самостоятельной семейной жизни детей и забота старшего поколения о подрастающем поколении. Все эти процессы обуславливают качественное содержание жизни семьи. Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные с особенностями возврата. Постепенное ослабление физических сил увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает важное значение. Часть проблем, с которыми сталкиваются дети на первых этапах своей второй семейной жизни, перекладывается на старшее поколение2.
Следует обратить внимание на нарушения функций семьи, которые затрудняют или препятствует выполнению семьей её функций, и представляют одну из особенностей её жизнедеятельности. Основные факторы, способствующие нарушению реализации функций семьи:
Существуют факторы, способствующие нарушению реализации воспитательной функции семьи. К таким факторам могут быть отнесены:
Структура семьи позволяет определить, каким образом распределены обязанности и права между её членами, кто осуществляет руководство, а кто исполнение. С точки зрения структуры можно выделить такие семьи, в которых руководство и организация всех её функций сосредоточены в руках одного её члена семьи семь, где все члены семьи принимают участи в решении тех или иных проблем. Наиболее распространенная возрастная структура семей в нашем обществе – это семья, включающая мужа жену детей и кого-нибудь из старшего поколения. Семья чаще всего ориентирована на равноправное распределение прав и обязанностей, а так же на равное участие в решении всех семейных проблем. Нарушения структуры семьи это такие особенности её структуры, которые препятствуют выполнению её функций. Это может быть неравномерное распределение хозяйственно бытовых обязанностей между супругами, т. к. мешает удовлетворению потребности одного из супругов в становлении физических сил в удовлетворении духовных потребностей.
В жизни семьи наступает время хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально - духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья. Особо значима воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача в этот период. На этом этапе возникают различные проблемы и нарушения. Основными источниками нарушения жизнедеятельности семьи являются:
Часто наблюдаются различные появления эмоционального остывания супружеские измены, сексуальные дисгармонии и разводы по причине “разочарования в характере’’ и любви к другому человеку. Основные нарушения здесь связаны воспитательными трудностями.
Завершение основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга общения и возможностей заостряет потребность у старшего поколения в признании со стороны детей. Особо заметную роль на этом этапе играет чувство своей нужности, значимости для детей и близких.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что семья строится в основном на эмоциональных связях. Следует отметить, что существуют факторы, способствующие нарушению функций семьи. Таким образом, структура семьи и ее функции изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи, благодаря внешним условиям среды, изменения характера и отношения и т.п.
В семье случаются разногласия, и это естественно. Ведь для совместной жизни объединяются мужчина и женщина с индивидуальными психическими различиями, неодинаковым жизненным опытом, разными взглядами на мир, интересами; позже в орбиту семейных отношений включены взрослые и дети – представители трёх поколений. И по самым различным вопросам, начиная с того, где провести выходной или отпуск, и кончая тем, в какой вуз поступать сыну или дочери, у супругов могут быть противоречивые мнения.
Неизбежны проблемы на работе, неудовлетворённость друг другом, поведение детей, отношением друзей. Жизнь не бывает без трудностей, она каждого испытывает на выдержку и стойкость. Легко любить, когда всё хорошо, а как сохранить чувство, когда плохо в семье или на работе и, кажется, не видно конца неприятностям. Возможна депрессия, усталость, что, конечно, скажется и на супружеских чувствах. Вот почему важно научиться правильно вести себя в сложных ситуациях, быть выдержанным в отношениях с людьми. В такие периоды и проверяется жизнеспособность брака, сила чувств супругов и умение сообща преодолевать трудности.
Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых весьма условно можно выделить основную по ведущему мотиву. В связи с этим различают следующие группы семейных конфликтов, возникающих в результате3:
Одна из наиболее распространённых причин семейных конфликтов – эгоистичность одного или обоих супругов. Эгоист прежде всего думает о своих потребностях, заботится о себе, не считается с потребностями и интересами близких людей. Эгоизм в семье и есть главный враг счастливого супружества. Вообще, нет порока страшнее, чем эгоизм, достоинства он превращает в недостатки. Так, соединение эгоизма с трудолюбием порождает психологию хапуги, со смелостью - лихачество, авантюризм. Даже способности и ум эгоиста подчинены одной цели – карьеризму, оправданию своих ошибок. Ещё страшнее эгоизм воздействует на недостатки: он превращает их в пороки. Эгоизм и лень – уже паразитизм4, эгоизм и ложь – подлость, эгоизм и трусость – предательство и т. д. Эгоизм5 одного из супругов делает несчастными обоих.