Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:53, курсовая работа
ведение
заключение
2.2 Конфликты во взаимодействии родителей и детей как одна из разновидностей семейных конфликтов
Данная разновидность конфликтов — одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов — психологов и педагогов.
В социальной психологии особое внимание уделяется психологическим факторам конфликтов во взаимодействии родителей и детей. В качестве основных факторов выступают: тип внутрисемейных отношений, деструктивность семейного воспитания, возрастные кризисы детей и личностный фактор. Рассмотрим их подробнее.
1. Тип внутрисемейных
отношений. Выделяют
Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей14.
Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:
• оптимальный тип отношений родителей и детей;
• потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;
• скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);
• скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;
• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;
• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети[7, С. 284];
• родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение).
2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:
• разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
• противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
• опека и запреты во многих сферах жизни детей;
• повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.
3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства.
4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей15.
Наиболее часто
конфликты у родителей
Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:
• реакция оппозиции (
• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).
Исходя из этого, основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми, могут быть следующие:
1. Повышение
педагогической культуры
2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
Современная статистика показывает, что чуть более половины всех вступающих в первый брак в возрасте от 25 до 29 лет со временем часто расторгают его. У подавляющего большинства разведенных пар остаются дети, нередко уже достигшие подросткового возраста. Все больше и больше практикующих врачей-психиаторов и психологов рассматривают развод родителей как главное негативное событие в жизни подростка, источник неуверенности, замешательства болезненных переживаний. Одни специалисты полагают, что в большинстве случаев душевные раны, которые получают дети в результате развода, впоследствии совершенно залечиваются другие напротив, настаивают на том, что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности подростка. Характер влияния развода на подростков в значительной мере зависит и от характера его воздействия на самих родителей. Их умение приспосабливаться к новой ситуации, особенно если над ребенком осуществляется опека, решительным образом влияют на то, как будет проходить.
Существенную роль во взаимоотношениях родителей и детей играет адаптация ребенка к жизни и к социуму. Чем больше беспокойства испытывает мать, и отец тем больше вероятность, что душевное состояние ребенка будет нарушено. Существуют серьёзные доказательства того, что люди, чьи родители развелись, разводятся чаще тех, кто вырос в прочной семье. Другими словами, склонность к разводам передаётся от поколения к поколению. Многие исследователи пытались разобраться в причинах этого явления. На сегодняшний день для него существует два правдоподобных объяснения. Одно из них заключается в том, что дети разведенных родителей, вступая в брак, имеют уже сложившиеся представления о возможности развода и пониженное чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям, поэтому их союз может разрушиться с большей вероятностью, чем у тех, кто вырос в крепкой семье. Второе объяснение основано на том, что дети разведенных родителей вступают в брак раньше детей из прочных семей. Причиной этому может быть внутренняя потребность вырваться из неблагоприятной домашней обстановки.
Ранние браки значительно чаще заканчиваются разводами. Очевидно, что среди членов семьи супругов, повторно вступающих в брак, могут установиться довольно сложные отношения. Дети из таких семей, помимо одного из своих родителей могут иметь, в зависимости от ситуации ещё и отчима или мачеху, единокровных или сводных братьев и сестер, неродных бабушек и дедушек и прочих родственников. Сами же муж и жена, кроме общения друг с другом, должны поддерживать отношения со своими родителями, родителями супруга, а так же с прочими родственниками, в том числе возможно и по предыдущему браку.
Все вышеперечисленное позволяет сделать выводы:
1. Конфликт возникает из-за неустойчивости родительского отношения, сверхзаботы, отцовского авторитета. Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста.
2. В качестве
основных психологических
3. Основными
направлениями профилактики
Заключение
Семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека. Роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание и тот багаж жизненного опыта, который человек получил в своих прошлых жизнях (именно поэтому все люди рождаются уже с присущими им чертами характера. Семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи. Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания, отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними.
Ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи такие, как вступление в брак, рождение ребенка. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины. Специалистами выработаны рекомендации по регулированию супружеских конфликтов. Конфликты между родителями и детьми возникают из-за недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей. Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.
Сущность психологического
консультирования конфликтных семей
заключается в выработке
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: принимать активное участие в жизни семьи; всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; уважать право ребенка на собственное мнение; уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
В ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы:
Глоссарий
№п/п |
Новые понятия |
Определение |
1 |
Дисгармония семьи |
негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. |
2 |
Конфликт |
противоречивые побуждения невротиков. Фиксируется в ошибках чтения, ошибках при письме, оговорках. |
3 |
Раздражитель |
Любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию |
4 |
Реакция оппозиции |
демонстративные действия негативного характера |
5 |
Реакция отказа |
неподчинение требованиям родителей |
6 |
Реакция изоляции |
стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий |
7 |
Самооценка |
ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам |
8 |
Самореализация |
одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. |
9 |
Самоутверждение |
стремление
индивида к достижению и поддержанию
определенного общественного |
10 |
Ситуационные нарушения |
трудности, относительно краткие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьёзные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери) |
11 |
Темперамент |
устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности |
12 |
Физический развод |
развод, приводящий к раздельному проживанию |
13 |
Характер |
индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях |
14 |
Эмоциональный развод |
развод, выражающийся в отчуждении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви |
15 |
Юридический развод |
развод, требующий правового оформления прекращения брака |