Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 02:13, реферат
Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно, семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение. Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Введение………………………………………………………………………………………………………….3
1. Современная семья…………………………………………………………………………………….4
2.Социализирующие функции семьи……………………………………………………………..6
I. Физическое и эмоциональное развитие человека……………………………………..6
II. Формирование психологического пола ребёнка……………………………………….7
III. Умственное развитие ребёнка……………………………………………………………………8
IV. Овладение человеком социальными нормами………………………………………..8
V. Ценностные ориентации человека……………………………………………………………..9
VI. Социальное развитие человека………………………………………………………………….9
2. Семейное воспитание…………………………………………………………………………………..9
I. Личностные ресурсы семьи…………………………………………………………………………10
II. Цели воспитания………………………………………………………………………………………….11
III. Стиль семейного воспитания……………………………………………………………………..12
VI. Материальные ресурсы семьи…………………………………………………………………..14
3. Домашний очаг…………………………………………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………………………………………17
Литература ……………………………………………………………………………………………………….19
План
Введение…………………………………………………………
1. Современная семья…………………………………
2.Социализирующие функции
I. Физическое и эмоциональное развитие человека……………………………………..6
II. Формирование психологического пола ребёнка……………………………………….7
III. Умственное развитие ребёнка……………………………………………………………
IV. Овладение человеком социальными нормами………………………………………..8
V. Ценностные ориентации человека…………………………………………………………
VI. Социальное развитие человека…………………………………………………………
2. Семейное воспитание……………………………
I. Личностные ресурсы семьи………………
II. Цели воспитания………………………………………
III. Стиль семейного воспитания…………
VI. Материальные ресурсы семьи…………
3. Домашний очаг……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература …………………………………………………
Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно, семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение.
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
· демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или не полная; однодетная, мало- или многодетная);
· социально - культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
· социально - экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
· технико - гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Современная
семья весьма существенно отличается
от семьи прошлых времён не только
иной экономической функцией, но и
конкретными изменениями своих
эмоционально - психологических функций.
Отношения детей и родителей
в течение последних
Во первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможность повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, тетками, дядьями и др.
Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведён к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной её руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.
В-третьих, поскольку отношения супругов всё более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.
В-четвёртых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека.
В младенчестве
и раннем детстве семья играет
определяющую роль, которая не
может быть компенсирована
Семья влияет на формирование психологического пола ребёнка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребёнок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фимининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.
Семья играет
ведущую роль в умственном развитии
ребёнка (американский исследователь
Блум выявил, что различие в коэффициенте
умственного развития детей, выросших
в благополучных и
Семья имеет
существенное значение в овладении
человеком социальными нормами,
а когда речь идёт о нормах, определяющих
исполнение их семейных ролей, влияние
семьи становится кардинальным. В
частности, исследования показывают, что
выбор супруга и характер общения
в семье детерминированы
В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации её членов, возможные аспекты и способы того и другого.
Воспитание в семье - относительно социально контролируемая социализация.
Его в состоянии осуществлять относительно небольшой процент российских семей (по различным данным разброс очень велик - от 20 до 60 %).
Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющемуся у старших представления о том, каким должен быть и стать ребёнок, подросток, юноша.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.
Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи (наличие обоих родителей или одного из них, сиблингов - братьев и(или) сестер, близких родственников, включённых в семейную жизнь, - бабушек, дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой (и главным образом) - такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.
Одна из важнейших
характеристик - отношение старших
к младшим и к их воспитанию
как к своим безусловным
Личностные ресурсы, в частности уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т. п., влияют на цели и стиль семейного воспитания.
Цели воспитания в семье могут быть различными по спектру, содержанию и по характеру.
Так, спектр
целей семейного воспитания включает
в себя привитие младшим гигиенических
навыков, бытовых умений, культуры общения,
физическое, интеллектуальное, экспрессивное,
личностное развитие; культивирование
отдельных способностей (в каких
либо видах спорта, искусства, отрасли
знания); подготовку к определённой
профессии или сфере
По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определёнными духовно - ценностными составляющими.
Характер
целей семейного воспитания не
обязательно соответствует
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е. типичные для старших система приёмов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости - мягкости» стиль может быть определён как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.
Авторитарный
(властный) стиль характеризуется
стремлением старших
В ряде семей
это проявляется в навязчивом
стремлении полностью контролировать
не только поведение, но и внутренний
мир, мысли и желания детей, что
может вести к острым конфликтам.
Немало отцов и матерей, которые
фактически рассматривают своих
детей как воск или глину, из которых
они стремятся «лепить
При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие - либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой - может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.
Информация о работе Семья как фактор социализации человека на различных возрастных этапах