Семья как фактор социализации человека на различных возрастных этапах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 02:13, реферат

Описание работы

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно, семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение. Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………….3
1. Современная семья…………………………………………………………………………………….4
2.Социализирующие функции семьи……………………………………………………………..6
I. Физическое и эмоциональное развитие человека……………………………………..6
II. Формирование психологического пола ребёнка……………………………………….7
III. Умственное развитие ребёнка……………………………………………………………………8
IV. Овладение человеком социальными нормами………………………………………..8
V. Ценностные ориентации человека……………………………………………………………..9
VI. Социальное развитие человека………………………………………………………………….9
2. Семейное воспитание…………………………………………………………………………………..9
I. Личностные ресурсы семьи…………………………………………………………………………10
II. Цели воспитания………………………………………………………………………………………….11
III. Стиль семейного воспитания……………………………………………………………………..12
VI. Материальные ресурсы семьи…………………………………………………………………..14
3. Домашний очаг…………………………………………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………………………………………17
Литература ……………………………………………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

соц пед.docx

— 37.94 Кб (Скачать файл)

 

Демократический стиль характеризуется стремлением  старших установить теплые отношения  с младшими, привлекать их к решению  проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и  твёрдо проводя их в жизнь, не считают  себя непогрешимыми и объясняют  мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших  ценится как послушание, так и  независимость. Доверие к младшим  в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

 

В реальности авторитарный и демократический  стили воспитания в чистом виде встречаются  не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или  другому полюсу. Кроме того, старшие  члены семьи могут реализовывать  неидентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - демократична).

 

Так, есть семьи, в которых мать стремиться не столько  «формировать» личность ребёнка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному  развитию, добиваться эмоциональной  близости, понимания, сочувствия. В  то же время целью отца является подготовка ребёнка к жизни через  тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представлениям).

VI. Материальные ресурсы  семьи

 

Определённую  роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы: доход на каждого  члена семьи, затраты на воспитание, наличие у младших персональной территории в жилище (отдельной комнаты, «угла», «своих» стола, шкафа и  пр.), соответствующего гардероба, игр  и игрушек, домашней библиотеки, периодических  изданий, спортивного инвентаря, аудио- и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых  для удовлетворения различных интересов  предметов (музыкальных инструментов; столярных, слесарных и т. п. наборов; этюдников и пр.).

 

3. Домашний очаг

 

Эффективность реализации функции семьи в процессе стихийной социализации человека и  в его воспитании зависит во многом от того, удалось ли супругам, а потом  им вместе с детьми создать домашний очаг.

 

Жилище семьи  становится домашним очагом в том  случае, если её члены имеют возможность  и стремятся удовлетворять в  нём потребности в укрытии, поддержке  и эмоциональной безопасности, в  качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными  ценностями. Тогда семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой  он всегда может укрыться от житейских  бурь, получить поддержку и где  его, безусловно, признают и любят.

 

Естественно, сто основным условием превращения  жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит  от некоторых объективных обстоятельств.

 

Так, исследования эстонского учёного М. Хайдметса показали, что немалую роль играет то, имеет ли каждый член семьи свою «персональную» территорию в жилище, т. е. место, которое он считает своим, что признают другие члены семьи. Это не обязательно может быть отдельная комната, но угол (отгороженный или условно обозначенный), свой стол, свой стул за обеденным столом, своё кресло перед телевизором и т. д.

В семьях, где  у ребёнка (особенно начиная с  возраста 9-10 лет) не было в квартире «своего места», т. е. объектов личного  контроля, взаимоотношения между  родителями были гораздо конфликтнее, чем в семьях, где дети имели  персональную территорию. Более того, наличие «своего места» у членов семьи вело к тому, что в этих семьях чаще наблюдалась совместная деятельность, а при его отсутствии преобладала индивидуальная. Парадокс лишь кажущийся, ибо возможность  по своему желанию «укрыться» в своей  нише стимулирует стремление к взаимодействию.

 

Станет ли жилище домашним очагом - зависит от организации быта семьи: распределения  домашних обязанностей, совместного  выполнения работ по дому, предпочтение домашней еды внедомашней, разговоров за столом, на кухне и т. п. Немаловажно  и то, насколько члены семьи  любят и имеют возможность  заниматься дома какой либо деятельностью - шить, вязать, мастерить, читать, слушать музыку и пр., как относятся к занятиям друг друга члены семьи, любят ли они делать что- либо совместно. Даже общее телесмотрение в одних семьях имеет совместный характер, а в других - фактически индивидуальный.

 

Наконец, жилище становится домашним очагом и воспринимается таковым тогда, когда с одной  стороны, жизнь семьи - «закрытая  система», которую не обсуждают с  посторонними, сохраняя интимность семейной жизни и взаимоотношений, а с  другой - именно в доме принято встречаться  с друзьями, родственниками, отмечать различные праздники, на которые приглашают гостей.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием  наполняется в них социализация, каковы её результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет  явно антисоциальный характер и результаты. По некоторым данным до 25% семей в  нашей стране вообще не в состоянии  позитивно социализировать детей, а до 15 % - формируют правонарушителей.

 

Часть таких  семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в  психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенности, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII в. в Северной Америке от брака пьяницы рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. К 30-м годам XX в. среди более чем двух тысяч их потомков насчитывалось 55% бродяг, воров, проституток, и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа - эмпирический факт. И наконец, сегодня распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях - родственникам, чаще - на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дому, много случаев убийства нежелательного младенца. Всё это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве.

 

Итак, в любой  семье человек проходит стихийную  социализацию, характер и результаты которой определяются её объективными характеристиками (составом, уровнем  образования, социальным статусом, материальными  условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Антонов А. Н., Медков В. М.  Социология семьи/ МГУ.- М., 1998.

 

2. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс  лекций: Учебное пособие для студентов.  М.: Юрайт, 2001 - 607с.

 

3. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических  вузов/ Под ред. В.А. Сластёнина - М.: Издат. центр «Академия», 2002-200с.

 

4. Педагогика: Учебное пособие для  студентов педагогических учебных  заведений/Под ред. В. А. Сластёнина.- М.: Школа - Пресс, 1997. -512с.

 

5. Подласый И. П. Педагогика: Учебн. для студентов высших учебных заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр. Владос, 1996.- 432 с.

 

                                                                                                                                                                                        3


Информация о работе Семья как фактор социализации человека на различных возрастных этапах