Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:27, реферат
В данной курсовой работе рассматриваются проблемы семьи как институты социализации личности. Социализация является непрерывным процессом, потому что человек постоянно взаимодействует с социумом. Это происходит во время общения, работы, игры. Ребенок начинает учиться культуре общения, правилам поведения, овладевает ролями мужчины и женщины. Воспитание – прерывный процесс, так как ограничено местом и временем. Оно считается основной категорией в педагогике. И продолжается в течение всей жизни.
Введение…………………………………………………………........3
Глава 1. Роль семьи в развитии личности..…………………………5
Социализация личности в семье……… ……………………..5
Формирование гармоничных взаимоотношений
в семье ……………………………………………………….……….8
1.3. Отличие современной семьи от семьи прошлых лет………...11
1.4. Функции семьи……………………………………………….....15
1.5. Кризис семьи…………………………………………………....18
Глава 2. Типы семейных взаимоотношений………………………21
Классификация типов семейных отношений ………………21
Классификация стилей воспитания .………………………...24
Влияние типа воспитания на формирование личности ……27
Заключение……………………………………………………29
Список используемой литературы………………………………….31
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-
Кафедра социологии и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
на тему: «Семья как институт социализации личности»
Выполнил: студент 1 курса
факультета управления
группы 1бУП1
Проверила: Золотарева К.Г.
Москва
2012
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Роль семьи в развитии личности..…………………………5
в семье ……………………………………………………….……….8
1.3. Отличие современной семьи от семьи прошлых лет………...11
1.4. Функции семьи……………………………………………….....15
1.5. Кризис семьи………………………………………………
Глава 2. Типы семейных взаимоотношений………………………21
Список используемой литературы………………………………….31
В данной курсовой работе
рассматриваются проблемы семьи
как институты социализации личности. Социализация является непрерывным процессом,
потому что человек постоянно взаимодействует
с социумом. Это происходит во время общения,
работы, игры. Ребенок начинает учиться
культуре общения, правилам поведения,
овладевает ролями мужчины и женщины.
Воспитание – прерывный процесс, так как
ограничено местом и временем. Оно считается
основной категорией в педагогике. И продолжается
в течение всей жизни.
Семья — важнейший институт социализации
личности. Именно в семье человек получает
первый опыт социального взаимодействия.
На протяжении какого-то времени семья
вообще является для ребенка единственным
местом получения такого опыта. Затем
в жизнь человека включаются такие социальные
институты, как детский сад, школа, улица.
Однако и в это время семья остается одним
из важнейших, а иногда и наиболее важным,
фактором социализации личности. Семью
можно рассматривать в качестве модели
и формы базового жизненного тренинга
личности.
Объектом
социализации является человек. Семья
– это первичный институт социализации
и одновременно является субъектом.
Данной
теме следует уделять много внимания,
потому что именно в семье начинается
развитие ребенка, его воспитание. В семье
даются первые навыки общения, культуры,
работы. Без этих первичных умений ребенок
не сможет стать полноценным членом общества.
Целью курсовой
работы является выявление влияния семьи
на социализацию личности.
Задачи
курсовой работы: 1) рассмотреть социализацию
личности в семье; 2) выявить роль семейных
взаимоотношений в формировании личности;
3) изучить формирование гармоничных взаимоотношений
в семье; 4) рассмотреть классификации
типов и стилей воспитания.
В первой
главе рассматриваются вопросы роли семьи
в социализации личности, вопросы формирования
гармоничных взаимоотношений в семье.
Во второй
главе рассматриваются вопросы роли семейных
взаимоотношений в формировании личности,
вопросы влияния типа воспитания на формирование
личности.
Глава 1. Роль семьи в развитии личности
1.1.Социализация личности в
семье
Социализация - развитие,
обусловленное конкретными
Личность — понятие, выработанное для отображении социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Семья – первичная
ячейка общества, его социально-бытовая
основа, находящаяся в тесной взаимосвязи
и взаимодействии с социально-производственной
его основой. На своем уровне она
концентрирует в
В
младенчестве семья играет главную роль,
которую не могут заменить другие институты
социализации. Но уже в подростковом возрасте
роль семьи уменьшается. В семье происходят
формирование психологического пола ребенка.
В первые три года жизни это влияние определяющее,
потому что ребенок усваивает атрибуты
предписываемого ему пола: особенности
эмоциональных реакций, различные установки,
вкусы. Поведенческие образцы мужчины
и женщины. В дальнейшем развитии малыша
семья продолжает помогать или мешать
формированию психологического пола юноши
или девушки.
После
того, как ребенок пойдет в детский сад,
он попадает в среду, которая выступает
как условие его изменения и развития.
Человек сам создает среду, в которой будет
протекать его жизнь. Изменив ее, личность
меняется, меняются нравы, привычки, страсти
и чувства. Здесь фактором формирования
личности и развития психологической
структуры личности выступает система
общественных отношений.
Но приобретение своего
опыта, пусть он и маленький, в
семье в результате познания окружающего
мира, переживаний по поводу поведения близких людей и его собственные действия
в ответ на их поведение – один из путей
формирования у ребенка качеств, необходимых
ему в дальнейшем для успешного общения
с другими людьми.
Именно родители,
семья в целом, - часто того не замечая
– вырабатывают у детей комплекс базовых
социальных ценностей, ориентаций, потребностей,
интересов и привычек. Эти первые уроки
жизни в семейном укладе создают основу,
исходя из которой, ребенок, юноша (девушка)
или подросток избирательно воспринимает,
перерабатывает, усваивает или отбрасывает
социальную информацию в качестве руководства
к действию.
Семейное
воздействие на ребенка уникально по интенсивности
и результативности. Ведь оно охватывает
все стороны формирующейся личности, продолжается
многие годы непрерывно и основано на
эмоциональных отношениях детей и родителей
между собой.
Отношение
и атмосфера в семье представляются в
глазах детей не только как надежное убежище
от невзгод, но и его модель. Жизнь предоставляет
нам множество примеров прочности убеждений,
мотивов, стереотипов поведения, которые
люди воспринимают в детские годы от родителей
и других старших членов семьи. Но, к сожалению,
не всегда такие примеры положительны.
Изменения в жизни, экономической, политической и прочих ее сферах настолько быстры, что малышам придется жить в том мире, который существенно отличается от мира родителей. Поэтому эффективность воспитания должна оцениваться не по тому, сколько передали опыта и знаний, а по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Любая семья имеет особые возможности задать детям ориентиры их социального поведения на всю последующую жизнь.
Интересы членов семьи, их образовательный уровень сказываются на интеллектуальном развитии детей, закладываются стремления к образованию и самообразованию.
Помимо этого семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами и ролями. Недостаток внимания со стороны родителей приводит к детским конфликтам и не появляется связь с ребенком.
В процессе воспитания закладываются и формируются ценностные ориентации человека, которые проявляются в отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
Большую роль семья играет
в процессе социального развития
человека. Так как одобрение, поддержка,
безразличие или осуждение
От того, какая семья (полная или нет, расширенная) зависит воспитание ребенка. Можно привести такой пример: отношение родителей к дедушкам и бабушкам перенимаются и детьми. Поэтому, если Вы сами себе позволяете по отношению к старшему поколению грубость, резкость, то и Ваши дети будут грубить. Впоследствии это обернется к Вам.
Целью семьи можно считать - обучение: гигиене, бытовым умениям, культуре общения; развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств; развитию способностей (спортивных, художественных, образовательных).
1.2. Формирование гармоничных взаимоотношений в семье.
При оценке любой человеческой
деятельности обычно исходят из некоторого
идеала, нормы. В воспитательной деятельности,
по-видимому, такой абсолютной нормы не существует.
В родительском
труде, как во всяком другом, возможны
и ошибки, и сомнения, и временные неудачи,
поражения, которые сменяются победами.
Воспитание в семье - это та же жизнь, и
наше поведение и даже наши чувства к детям
сложны, изменчивы и противоречивы. К тому
же родители не похожи друг на друга, как
не похожи друг на друга и дети. Отношения
с ребенком, так же как и с каждым человеком,
глубоко индивидуальны и неповторимы.
Связь воспитания с другими видами деятельности,
подчинение воспитания тем или иным мотивам,
а так же место воспитания в целостной
личности человека - все это и придает
воспитанию каждого родителя особый, неповторимый,
индивидуальный характер. Главное в воспитании
маленького человека – достижение душевного
единения, нравственной связи родителей
с ребенком. Родителям ни в коем случае
не стоит пускать процесс воспитания на
самотек и в старшем возрасте, оставлять
повзрослевшего ребенка наедине самим
с собой. Именно поэтому будущим родителям,
которые хотели бы воспитывать своего
ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо
начать анализ воспитания своего ребенка
с анализа самих себя, с анализа особенностей
своей собственной личности. Для достижения
воспитательных целей в семье родители
обращаются к разнообразным средствам
воздействия: поощряют и наказывают ребенка,
стремятся стать для него образцом. В результате
разумного применения поощрений развитие
детей как личности можно ускорить, сделать
более успешным, чем при использовании
запретов и наказаний.
Очень важную роль
в воспитании ребенка играют диалог с
ним и принятие его как полноценной, полноправной
личности. Главное в установлении диалога
- это совместное устремление к общим целям,
совместное видение ситуаций, общность
в направлении совместных действий. Наиболее
существенная характеристика диалогичного
воспитывающего общения заключается в
установлении равенства позиций ребенка
и взрослого.
Помимо диалога
для внушения ребенку ощущения родительской
любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно
важное правило. На психологическом языке
эта сторона общения между детьми и родителями
называется принятием ребенка. Под принятием
понимается признание права ребенка на
присущую ему индивидуальность, непохожесть
на других, в том числе непохожесть на
родителей. Принимать ребенка - значит
утверждать неповторимое существование
именно этого человека, со всеми свойственными
ему качествами.
Контроль за негативными
родительскими оценками ребенка необходим
еще и потому, что весьма часто за родительским
осуждением стоит недовольство собственным
поведением, раздражительность или усталость,
возникшие совсем по другим поводам. За
негативной оценкой всегда стоит эмоция
осуждения и гнева. Принятие дает возможность
проникновения в мир глубоко личностных
переживаний детей, появление ростков
«соучастия сердца». Печаль, а не гнев,
сочувствие, а не мстительность - таковы
эмоции истинно любящих своего ребенка,
принимающих родителей.
Таким образом, для
того, чтобы максимизировать положительные
и свести к минимуму отрицательное влияние
семьи на воспитание ребенка необходимо
помнить внутрисемейные психологические
факторы, имеющие воспитательное значение:
1. Принимать активное участие в жизни семьи;
2. Всегда находить время, чтобы поговорить
с ребенком;
3. Интересоваться проблемами ребенка,
вникать во все возникающие в го жизни
сложности и помогать развивать свои умения
и таланты;
4. Не оказывать на ребенка никакого нажима,
помогая ему тем самым самостоятельно
принимать решения;
5. Иметь представление о различных этапах
в жизни ребенка;
6. Уважать право ребенка на собственное
мнение;
7. Уметь сдерживать собственнические
инстинкты и относиться к ребенку как
к равноправному партнеру, который просто
пока что обладает меньшим жизненным опытом;
8. С уважением относиться к стремлению
всех остальных членов семьи делать карьеру
и самосовершенствоваться.
1.3. Отличие современной семьи от семьи прошлых лет.
Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Современная семья очень сильно отличается от семьи прошлых лет тем, что отношения между родителями и детьми изменились, можно сказать, кардинально. Теперь они более привязаны эмоционально друг к другу. Так, накопленный опыт дедушек и бабушек редко передается детям. Это связано с тем, что сами ребята перестали стремиться к перениманию опыта у старших поколений.
Но при этом отношения между родителями и детьми стали сложнее. Сегодня большинство детей имеют высокий уровень образования и могут проводить время вне семьи. Здесь сказался экономический кризис прошлых лет, когда взрослые были вынуждены искать пути для того, чтобы выжить в мире. Но и сейчас многие семьи вынуждены работать на двух-трех работах, чтобы обеспечить себя и своих родственников. В это время дети остаются без присмотра и чувствуют свою независимость. В определенной мере это плохо влияет на их развитие, образование, культуру.
В последние годы было замечено, что авторитет родительской власти потерял свою силу. Многие взрослые этого не понимают и стараются всеми силами вернуть его, применяя силу. Это неправильно. На смену авторитета родителя должен прийти авторитет личности родителей.
В течение долгих лет в сознании людей укоренилось разделение труда. На некоторые профессии брали только женщин или только мужчин. Да и домашние дела были поделены на «мужские» и «женские». Этот стереотип в настоящее время уходит в прошлое. Теперь с ребенком может заниматься и отец в то время, когда мать зарабатывает себе и им на жизнь.
При этом на сегодняшний момент, занимать руководящие должности может не только мужчина, но и женщина. Так, в Думе уже сейчас присутствуют женщины. Из этого можно сделать вывод, что статус женщины повысился.
Современные родители не воспринимают опыт своих бабушек и дедушек, основываясь на личном опыте, личных убеждениях. В какой-то степени это правильно.
В некоторых семьях принято не делить обязанности, как это было раньше, а объединять их. Так, например, муж может приготовить и убрать дома, когда у него появиться свободное время. И если совсем недавно это считалось стыдным, то теперь - это в порядке вещей.
Но взаимоотношения в семье имеют основополагающую сущность. Когда ребенок растет среди скандалов и драк он перенимает опыт общения такой же и по-другому не понимает. Чрезмерная опека тоже плохо влияет на детей, они становятся нерешительными, злыми. Да и между взрослыми если нет взаимопонимания, то очень трудно находиться вместе. Особенно, когда требуется поддержка и помощь.
Среди современных семей наблюдаются и такое, что вместе с молодоженами и их детьми, живет и старшее поколение. Это стало нормальным явлением в мире. С чем связано такое?
В первую очередь с тем, что жилплощадь дорожает постоянно, в то время как заработанные платы остаются на одном уровне. Очень многие молодые семьи не могут позволить себе приобрести жилье. И дело не в том, что они не хотят.
В самой простой семье воспитывается хотя бы один ребенок. Реже - два. Как правило, их надо отдавать в садик. Но яслей и детских садиков совсем мало и мамы вынуждены находиться дома, воспитывая ребенка. Детских садов осталось не так много, как хотелось бы. А те, которые еще работают - переполнены, поэтому бабушки и дедушки вынуждены помогать своим детям, и воспитывают внуков.
Уже стало нормальным в мире, что существуют семьи, которые не заключали юридический брак. Социологи и правоведы ввели такое понятие, как фактическая семья. В этой семье также имеется общность быта, взаимная ответственность ее членов, дети.
Нельзя сказать, что в этом случае отношения и ответственность находятся вне правового регулирования и базируются только на нормах нравственности. Нет. Существуют правовые гарантии, добровольное или принудительное признание отцовства, взыскание алиментов и требования к родителям обеспечить надлежащее воспитание детей.
Несмотря на то, что прогресс движется вперед, экономика страны тоже стала достаточно стабильной, и все же существуют неполные семьи. В нашей стране ежегодно заключается огромное количество браков. Но число разводов и смертей растет из года в год. Чаще всего это материнские семьи (мать и дети). Реже - отцовские. Некоторая часть таких семей вновь становится полными после вторичного брака.
Многие годы успешно функционировала система семейного воспитания, которую можно назвать «автоматической». Воспитывался в первую очередь сам уклад семейных отношений. Семья была преимущественно многодетной, члены ее активно осуществляли взаимопомощь и взаимозащиту.
Информация о работе Семья как институт социализации личности