Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:27, реферат
В данной курсовой работе рассматриваются проблемы семьи как институты социализации личности. Социализация является непрерывным процессом, потому что человек постоянно взаимодействует с социумом. Это происходит во время общения, работы, игры. Ребенок начинает учиться культуре общения, правилам поведения, овладевает ролями мужчины и женщины. Воспитание – прерывный процесс, так как ограничено местом и временем. Оно считается основной категорией в педагогике. И продолжается в течение всей жизни.
Введение…………………………………………………………........3
Глава 1. Роль семьи в развитии личности..…………………………5
Социализация личности в семье……… ……………………..5
Формирование гармоничных взаимоотношений
в семье ……………………………………………………….……….8
1.3. Отличие современной семьи от семьи прошлых лет………...11
1.4. Функции семьи……………………………………………….....15
1.5. Кризис семьи…………………………………………………....18
Глава 2. Типы семейных взаимоотношений………………………21
Классификация типов семейных отношений ………………21
Классификация стилей воспитания .………………………...24
Влияние типа воспитания на формирование личности ……27
Заключение……………………………………………………29
Список используемой литературы………………………………….31
В таких семьях дети наблюдали трудовую деятельность родителей и участвовали в ней. Огромную роль играло то, что дети практически постоянно находились на природе, наблюдали за животными. А авторитет отца и других старших членов семьи служил как образец поведения и защитника.
При этом нельзя забывать о том, что в те времена темпы взросления детей были огромными. Подрастающее поколение вступало в жизнь в экстремальных ситуациях. Гражданская война, восстановление народного хозяйства - все это требовало от каждого члена общества готовности участвовать в общих делах и выполнять посильные поручения.
В таких тяжелых условиях ребенку и подростку не уделяли много времени в семье. Но при этом для них всегда был определен круг обязанностей, которые выполнялись беспрекословно. Каждый член семьи имел свои обязанности. Несмотря на то, что все жили достаточно плохо, семьи были многодетными. И очень мало было социально-неблагополучных семей, конфликтных.
Да, обстановка прошлых лет отрицательно сказалась на материальном уровне, психологическом. Но она существенно стимулировала и ускоряла гражданское становление, достижение социальной зрелости.
Большая часть семей проживала в сельской местности и жила за счет выращенных фруктов и овощей. Здесь дети могли наблюдать за трудовой деятельностью родителей постоянно. Сейчас и в городских и в сельских семьях дети видят, как родители собираются на работу и приходят с работы. Но они не наблюдают труд родителей и не знают, в чем он заключается.
1.4. Функции семьи.
Социальная функция — использование того или иного механизма социальных взаимодействий для достижения определенной цели или реализации определенных ценностей.
1.Важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.
Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию.
Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.
Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители - дети.
2.Следующая важнейшая функция семьи - функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.
В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.
3.Следующая важнейшая функция семьи - экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
4.Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.
5. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.
6.Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.
7.Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
8.Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.
Сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих "единое андрогенное существо", некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.
Семья создается для удовлетворения не одной - двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека и общества.
1.5. Кризис семьи и её будущее.
Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.
В начале 80-х гг. вмешательство
государства в демографическую
сферу посредством
С такими характеристиками
демографического поведения
Рождаемость в возрастной группе 15-19 лет в России соответствует странам Латинской Америки. Непрерывно увеличиваясь на протяжении 30 лет, она достигла столь высокого уровня, что обеспечивает почти 18% суммарной рождаемости. К возрасту 25 лет, когда в западных странах фактически только начинается брачно-репродуктивный цикл, россиянки уже на 60% выполнили свои планы в отношении детей и 80% всех женщин уже состояли, по крайней мере, один раз в зарегистрированном браке. Среди браков заключенных до 20 лет, невеста бывает, беременна более чем в половине случаев. Такое поведение трудно назвать оптимальным, поскольку оно тормозит повышение образовательного и профессионального уровня молодежи, увеличивая число реципиентов и, соответственно, не способствует росту благосостояния семей и общества в целом. Имеются и другие негативные последствия распространения ранней рождаемости - нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей и матерей.
Важно разобраться, что же происходит с семьей сегодня? Каково ее будущее?
Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей — 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.
Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня «брачности» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается. Так, если в 1990 г. в 1 квартале было заключено 301 тыс. браков, то в 1993 г. — 246,1 тыс. браков.
Доля внебрачных детей в общем числе родившихся в 1992 г. составила 17%.
По количеству разводов Россия занимает первое место в мире. В 1994 г. на 1000 человек разводы впервые составили 105,3%. значительно превысив число заключенных браков (92,1%).
С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. В 1994 г. рождаемость составила 9,6 ребенка на 1000 человек, а смертность — 16,2 человек. Идет процесс тотальной депопуляции населения. Катастрофически растут темпы сокращения населения. В 1992 г. коэффициент сокращения населения составил (-0,7), в 1993 г. (-5,0), 1994 г. — (-6,6).
Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми.
За три года произошел значительный рост малообеспеченных семей среди многодетных (26,9% за три года) и неполных (14,5%). При этом четко прослеживается и другая тенденция – снижение количества многодетных семей и рост семей с детьми-инвалидами и неполных.
В каждой категории есть часть семей, правда незначительная, которая успешно преодолевает материальные трудности и дополнительной помощью в социальные службы не обращается.
Причина кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические - такие как потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда - являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей - трудные дети, трудные подростки, из числа рекрутируются юные правонарушители.
Глава 2.Типы семейных взаимоотношений.
2.1. Классификация типов семейных
отношений.
Семейные отношения — это связи между членами семьи, которые проявляются через характер и способы межличностного взаимодействия, через влияние членов семьи друг на друга при совместной деятельности и общении.
В каждой семье объективно складывается
определенная, далеко не всегда осознанная
ее членами система воспитания. Здесь
имеется в виду и понимание целей воспитания,
и формулировка его задач, и более или
менее целенаправленное применение методов
и приемов воспитания, учет того, что можно
и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Могут быть выделены 4 наиболее общие тактики
воспитания в семье и отвечающие им 4 типа
семейных взаимоотношений, являющиеся
и предпосылкой и результатом их возникновения:
диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется
в систематическом поведении одними членами
семейства (преимущественно взрослыми)
инициативы и чувства собственного достоинства
у других его членов.
Родители, разумеется,
могут и должны предъявлять требования
к своему ребенку, исходя из целей воспитания,
норм морали, конкретных ситуаций, в которых
необходимо принимать педагогически и
нравственно оправданные решения. Однако
те из них, которые предпочитают всем видам
воздействия приказ и насилие, желают
утвердить собственное превосходство
на ощущении зависимости другого, более
слабого существа, сталкиваются с сопротивлением
ребенка, который отвечает на нажим, принуждение,
угрозы своими контрмерами: лицемерием,
обманом, вспышками грубости, а иногда
откровенной ненавистью. Но даже если
сопротивление оказывается сломленным,
вместе с ним оказываются сломленными
и многие ценные качества личности: самостоятельность,
чувство собственного достоинства, инициативность,
вера в себя и в свои возможности. Безоглядная
авторитарность родителей, игнорирование
интересов и мнений ребенка, подавление,
принуждение, а, в случае сопротивления
ребенка порой еще и эмоциональное или
физическое насилие над ним, издевательство,
систематическое лишение его права голоса
при решении вопросов, к нему относящихся,
- все это гарантия серьезных неудач формирование
его личности.
Опека в семье – это
система отношений, при которых родители,
обеспечивая своим трудом, удовлетворение
всех потребностей ребенка, ограждают
его от каких-либо забот, усилий и трудностей,
принимая их на себя. Вопрос об активном
формировании личности отходит на второй
план. В центре воспитательных воздействий
оказывается другая проблема – удовлетворение
потребностей ребенка и ограждение его
от трудностей.
Информация о работе Семья как институт социализации личности