Семья как институт социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:23, реферат

Описание работы

Исходя из цели, выявлены задачи 1.изучить семью как институт социализации, 2.изучить кризис семьи, и пути выхода из него. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы казахстанской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов, но и для широкого круга общественности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…..3 Глава 1.Семья как институт социализации ………………..……………4

1.1 Понятие семьи ….……………………………………….………….…7

1.2 Семья как посредник между социумом и индивидом:

основные ориентации…………………………….……………………....14

Глава 2. Кризис семьи: основные подходы ………………………….…17

2.1 Причины возникновения кризиса, и пути преодоления его в семье………………………………………………………………………..18

2.2 Семейная психотерапия ………………………..…………………….19

Заключение…………………………………..…………………………….22

Список использованной литературы……………………………..…….24

Файлы: 1 файл

рефератсоциология.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)



 

Содержание:

Введение……………………………………………………………….…..3      Глава 1.Семья как институт социализации ………………..……………4

 

1.1 Понятие семьи ….……………………………………….………….…7

 

1.2 Семья как посредник между  социумом и индивидом:

 

основные ориентации…………………………….……………………....14

 

Глава 2. Кризис семьи: основные подходы ………………………….…17

 

2.1 Причины возникновения  кризиса,  и пути преодоления его в семье………………………………………………………………………..18

 

2.2 Семейная психотерапия ………………………..…………………….19

 

Заключение…………………………………..…………………………….22

 

Список  использованной  литературы……………………………..…….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы заключается  в том, что семья это базовый  институт воспроизводства человеческих поколений, их первичной социализации, который оказывает огромное влияние  на становление личности, обеспечивает качественное многообразие форм общения, взаимодействий человека в различных сферах жизнедеятельности общества. Дезорганизация этого социального института, особенно устойчивая и целенаправленная, несет реальную угрозу будущности того или иного общества, человеческой цивилизации в целом.                                                                                            Семья - особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.                                                              Целью данной работы является изложить важную информацию о кризисах семьи в целом, как справляться с трудностями.                       Исходя из цели, выявлены задачи 1.изучить семью как институт социализации, 2.изучить кризис семьи, и пути выхода из него. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы казахстанской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов, но и для широкого круга общественности.         Уникальность семьи состоит в том, что несколько людей самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающегося десятки лет, то есть на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.                                               Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в снижении роли репродуктивной функции семьи, уменьшении потребности в детях (это находит выражение в росте, малодетных семей - по данным социологов таких уже более половины), увеличении числа искусственных абортов. Растет число бесплодных супружеских пар (по данным ряда научных исследований их число достигает 15-20% к общему числу супружеских пар); увеличивается естественная убыль населения вследствие снижения рождаемости и превышения над ней смертности.

 

 

 

 

 

Глава 1 Семья как институт социализации

 

        Семья как социальный институт  имеет две особенности. Отметим,  что семья это саморегулирующаяся  система: микрокультура общения  вырабатывается самими членами  семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. И еще важно подчеркнуть такую особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.[1]

 

Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции: биологическое воспроизводство  общества (репродуктивная), воспитание и социализация молодого поколения, воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи, сексуальный контроль, забота о нетрудоспособных членах семьи, эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).

 

Как уже выше отмечалось, семья в социологии рассматривается не только как социальный институт, но и как малая социальная группа. Каковы же отличительные признаки ее в последнем качестве? Во-первых, семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями. Во-вторых, в семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности. В-третьих, семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп (они, как мы уже отмечали в теме по социальной структуре общества, разновидность малых групп) достаточно наличия общих интересов.[2]

 

Итак, под семьей понимаются межличностные интересы между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

 

Социальные функции  семьи:

 

Функции семьи – это  способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и  отдельных ее членов. Во всех обществах  семья выполняла основные функции:

 

- воспроизводства населения  (физическое и духовно-нравственное  воспроизводство человека в семье);

 

- воспитательная функция  – социализация молодого поколения,  поддержания культурного воспроизводства  общества;

 

- хозяйственно-бытовая  функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

 

- экономическая –  получение материальных средств  одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних  и нетрудоспособных членов общества;

 

- сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

 

- духовного общения  – развитие личностей членов  семьи, духовное взаимообогащение;

 

- социально-статусная  – предоставление определенного  статуса членам семьи, воспроизводство  социальной структуры;

 

 досуговая – организация  рационального досуга, взаимообогащение интересов;

 

- эмоциональная –  получение психлогической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная  стабилизация индивидов и их  психологическая терапия.

 

    В современных  условиях все заметнее становится  кризис семьи как социального института общества, пути выхода из которого пока неясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Причины такого кризиса имеют общий характер для всех индустриальных государств, есть порождением индустриальной цивилизации.

 

    Современная  демографическая ситуация требует  разработки целевой программы  развития брачно-семейных отношений  и оптимизации процессов воспроизводства населения. Ее создание требует объединения усилий представителей различных отраслей знаний. Такая программа должна охватывать вопросы подготовки молодежи к семейной жизни, ее жилищного и экономического положения, оптимального сочетания людьми разных функций в семье, народном хозяйстве и обществе, некоторые проблемы социального обеспечения и мн. др.

 

    Формирование и укрепление  семьи – непростое дело. Семья  как и вся окружающая действительность  развивается через преодоление  ряда противоречий объективного и субъективного характера. Среди противоречий можно назвать: сокращение рождаемости и падение прироста населения Украины, увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин, уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности, падение производительности труда в общественном и совершенно низкий уровень производительности в домашнем хозяйстве, возрастающие потребности семьи и ограничение возможности их удовлетворения и т.п., легкомысленное отношение к браку и семье, миф об особых качествах мужчины по сравнения с женщиной, забвение принципов чести, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент числа разводов.

 

    Причины     снижения     рождаемости     вплоть    до    малодетности порождены  внесемейным характером индустриальной цивилизации. Они связаны с утратой семей прежде всего производственной функции, а затем и ряда других (передача опыта от родителей к детям, власти родителей над детьми, обеспечение в старости и  т.п.). Ни характер труда, ни вознаграждение за труд теперь не зависят от наличия детей, ни от наличия семьи вообще. Скорее наоборот: малодетные выигрывают во всем перед многодетными.

 

    Говоря о создании  государством необходимых условий  для развития семьи, важно определить  главные функции и обязанности государства по отношению к семье: охрана семьи, защита от необоснованного вмешательства в ее дела.

 

В современных условиях охрана семьи  возводится в ранг государственной  политики через гарантированное  право на труд каждого человека, каждой семьи. Эффективное использование трудового потенциала молодых семей один из важнейших путей современного этапа социальной политики государства. Именно подрастающее поколение практически единственный источник в государстве пополнения рабочей силы.

 

    Не менее  важным направлением укрепления  семьи есть государственные меры, непосредственно направленные на  стимулирование рождаемости, охраны  материнства и детства, на сохранение  здоровой семьи. Цель и целесообразность  демографической политики состоит  в том, чтобы пропорционально сочетать в семье воспроизводство, рождение детей и собственную жизнь родителей, учитывая социальные качества и гармоничное развитие личностей родителей и детей.

 

    Укрепление  здоровья людей, увеличение продолжительности  активной жизни должны быть в центре демографической политики государства. 

 

 

1.1 Понятие семьи 

 

Поскольку семья выступает  как базовое, фундаментальное условие  функционирования общества, как важнейший  элемент его самоорганизации, необходимо четко определить, какое содержание включается в это понятие, в чем сущность семьи, каково ее глубинное назначение, тем более, что в научной и популярной литературе утвердилось представление, что эта первичная ячейка общества как специфическая форма организации личной жизни, быта и потребления призвана в первую очередь обеспечить воспроизводство населения, а то и детопроизводство. Такой акцент на демографической стороне этого многослойного и многофункционального социального организма уводит от понимания внутренних противоречий его развития, истоков и механизмов кризиса.

 

Семья - это сложное  социокультурное явление. Специфика  и уникальность ее в том и состоит, что она фокусирует в себе практически  все аспекты человеческой жизнедеятельности  и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. В структуре семьи можно условно выделить три взаимосвязанных блока отношений: 1 - природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные; 2-экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности; 3-духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения. Только совокупность названных связей в их единстве создает семью как особое социальное явление, ибо не может считаться семьей естественная близость мужчины и женщины, не закрепленная в правовом отношении и не связанная общностью быта и воспитания детей, поскольку это не что иное, как сожительство. Экономическое сотрудничество и взаимопомощь близких людей, если они не основаны на узах брака и родства, также не являются элементом семейных отношений, а только деловым партнерством. И, наконец, духовная общность мужчины и женщины ограничивается дружбой, если отношения между ними не принимают свойственную семье форму развития.

 

Как видим, только совокупность названных отношений в рамках единого целого представляет собой  семью. Отношения эти очень разнородны, противоречивы, а порой и не совместимы, поскольку выражают духовное и материальное, возвышенное и будничное. В силу этого семья как сложное социокультурное явление заключает в себе как факторы развития, так и источники противоречий, конфликтов, кризисов. В то же время, чем полнее реализуется в семейном союзе совокупность разнородных отношений, чем теснее их взаимосвязь, тем прочнее семья. Всякое же ослабление, свертывание, выпадение одной из подсистем целостного комплекса связей отрицательно сказывается на устойчивости семьи, делает ее более уязвимой для разрушительных тенденций.

 

И хотя семья с момента  своего возникновения, будучи изначально сложным социальным явлением, органически  включала в себя и природно-биологические, и нравственные, психологические, и  экономические аспекты жизнедеятельности, влияние их на организацию ее жизни на протяжении развития человеческого общества было далеко не однозначно.

 

В первобытном обществе семья отпочковалась от рода на основе преимущественно заботы о детях, обеспечения их выживания. Период цивилизации порождает патриархальный тип семьи, который можно определить как семью-домохозяйство, в которой доминирует общее ведение хозяйства при сохранении многообразия прочих связей. К средним векам относится возникновение в Европе современного типа супружеской семьи, в которой при всей важности целостного комплекса разнообразных связей в супружеских отношениях ощутимо нарастает роль и значение духовных, нравственно-психологических начал.

Информация о работе Семья как институт социализации