Семья как институт социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:23, реферат

Описание работы

Исходя из цели, выявлены задачи 1.изучить семью как институт социализации, 2.изучить кризис семьи, и пути выхода из него. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы казахстанской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов, но и для широкого круга общественности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…..3 Глава 1.Семья как институт социализации ………………..……………4

1.1 Понятие семьи ….……………………………………….………….…7

1.2 Семья как посредник между социумом и индивидом:

основные ориентации…………………………….……………………....14

Глава 2. Кризис семьи: основные подходы ………………………….…17

2.1 Причины возникновения кризиса, и пути преодоления его в семье………………………………………………………………………..18

2.2 Семейная психотерапия ………………………..…………………….19

Заключение…………………………………..…………………………….22

Список использованной литературы……………………………..…….24

Файлы: 1 файл

рефератсоциология.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

 

Безусловно, изменение  это проявляется лишь как тенденция, ибо и для современных молодых людей в основе семейного союза могут лежать разные социально значимые ценности, как и различное понимание сущности и назначения семьи. Она может создаваться на разных ценностных основах: и по расчету, и на романтических побуждениях, и как духовный союз или союз - товарищество, скрепленный единством взглядов, отношениями дружбы и взаимоуважения и т.п.

 

И все же большая часть  молодых людей, как свидетельствуют  исследования социологов, заключают  браки по любви, отдавая предпочтение нравственно-психологическим и духовным отношениям в семье. Утрата чувств любви при этом рассматривается как достаточное основание для развода.

 

Однако стремление создать  семью, основанную на любви, еще не гарантирует  ее от возникновения конфликтов и кризисов. Более того, оно неотвратимо ставит человека перед духовно-нравственным выбором: удовольствия и беспечность или долг и ответственность, эгоцентризм или способность поступиться своими желаниями, интересами, и в конечном итоге стремление обеспечить личную независимость или готовность корректировать свое поведение, привычки, сложившийся уклад жизни в интересах единства семьи. Нередко этот выбор делается не в ее пользу. Статистика показывает, что разводов меньше в семьях, созданных по расчету, а не по любви. Здесь изначально отношения между супругами развиваются на конкретной, приемлемой для обоих основе, лишены непредсказуемости и завышенных требований.

 

Так что же, любовь не может быть надежным основанием для  семьи? Надо сказать, что это специфическое, уникальное чувство всегда завораживало своей загадочностью, непостижимостью рациональным рассудком. Есть разные подходы к его объяснению. Теория "крылатого эроса" А.Коллонтай определяет любовь как неустойчивое чувство, легко приходящее и столь же легко уходящее, "как ветер мая". Создатель русской физиологической школы И.М.Сеченов в книге "Рефлексы головного мозга" исследует любовь с точки зрения физиологии. Он объясняет ее как аффект, страсть, которые не удерживаются длительное время, по крайней мере не более нескольких месяцев. Такие же или подобные точки зрения можно встретить как в современной литературе, так и в практике отношений нынешней молодежи.

 

Очевидно, что это понимание  любви не может быть положено в  основу анализа семейных отношений, поскольку вытекает из объяснения природы этого чувства у отдельного его носителя - автономного человека.

 

Чувства человека нельзя рассматривать изолированно от влияния  социума: его традиций, моды, обычаев, нравов и т.п. Человек - существо социальное. Он живет в обществе, которое само состоит из множества сообществ: ассоциаций, социальных институтов, объединений, группировок, больших и малых коллективов, находящихся между собой в определенных взаимоотношениях. Весь этот живой, динамичный социальный фон отражается не только на сознании, но и на характере чувств человека, его поведении, ценностных ориентациях. Он же в значительной степени влияет на "микроклимат" семьи, характер отношений между супругами: может задавать высокий нравственный настрой или же распространять на семью метастазы болезни общества, усиливая ее неустойчивость.

 

Здесь, на наш взгляд, содержится принципиальный момент, касающийся методологии анализа проблемы: искать ли истоки кризиса семьи в индивидуальных характерах супругов, их личностных качествах или же рассматривать семью как неотъемлемую часть в первую очередь того социального образования, из которого она вырастает и черты которого наследует и несет в себе.

 

Таким образом, мы вступаем в сложный мир такого практически  забытого социального явления, как род. Именно он порождает семью, задает ей ориентиры развития, выпускает в самостоятельную жизнь и в то же время продолжает удерживать ее множеством незримых нитей в сфере своего влияния. Каждая семья на древе рода - это важная почка, которая, развиваясь, приносит в общую копилку рода свой опыт, энергию и знания, комплекс разнообразных качеств и свойств души и тела, которые входят, как говорится, в плоть и кровь рода, в его генетический фонд. При этом сама семья получает необходимую поддержку рода во всех планах бытия: материальном, нравственном, духовном.

 

Надо иметь в виду, что семья вырастает из двух родов: по мужской и женской линии. Она  несет в себе не только их физические качества (цвет волос, глаз, форму носа, пропорции тела и т.п.), но и питается от их духовного источника. Устремленность к высшим идеалам или, напротив, заземленность устремлений, альтруизм или эгоизм, совестливость или душевная черствость у молодых людей часто имеют родовые корни. Чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства родов, их ценностные ориентации, традиции, обычаи, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее.

 

Сущность и смысл  семьи, таким образом, состоит не просто в воспроизводстве населения или детопроизводстве, как считают некоторые социологи, а в продлении рода в самом широком смысле слова. Семья выступает как связующее звено поколений рода во всех планах бытия. Через нее род развивает заложенные в его природе душевно-духовные качества. Через семью род реализует себя, свое назначение, воплощает, выражает и развивает свою физическую, психологическую, духовно-нравственную сущность, материализуется в ее действиях, образе жизни.

 

При таком подходе  каждая конкретная семья перестает  восприниматься как социальное явление, имеющее и начало, и неизбежный конец. Она получает еще одну систему координат, отражающую по вертикали глубину и прочность связей с родом (в том числе и на генетическом уровне) как носителем общего социального опыта, мудрости, социальных ориентиров и ценностей, наконец, самого духа рода. В памяти рода, в его вере семья обретает бессмертие. Освещенный светом высших духовных начал, человек в ней поднимается над природно-биологическими инстинктами, преодолевает свой эгоцентризм.

 

Преимущества этого подхода в том, что он позволяет акцентировать внимание не на частных проявлениях проблемы семьи, а видеть ее в контексте развития того социума, из которого она вырастает.

 

         Семью, ее происхождение, сущность  изучают многие науки: социология, политическая социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. В литературе можно найти разные определения семьи.

 

    А.Г.Харчев  определяет семью как основанное  на браке и кровном родстве  объединения людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

 

    По существу  семья представляет систему отношений  между мужем и женой, родителями  и детьми, имеющую исторически  определенную организацию.                                                                                                        Ее основные признаки:

 

а) брачные или кровно родственные  связи между всеми ее членами;

 

б) совместное проживание в одном  помещении;

 

в) общий семейный бюджет.

 

    Юридическая сторона,  юридическое оформление здесь не выступает непременным условием.

 

    И другие признаки  не так уж четки: сколько  времени надо прожить совместно,  какую часть от личного бюджета  каждого из членов семьи включает  весь семейный бюджет и т.д.  И это при том, что такие  признаки, казалось бы, наиболее фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системе взаимоотношений, которая превращает семью в особое духовное образование.

 

    Как ни парадоксально,  но именно все это, не столько  постигаемое разумом, сколько  воспринимаемое интуитивно, и составляет стержень семьи.

 

    Хорошая семья – один  из важнейших компонентов человеческого  счастья. В хорошей, крепкой  семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление  в брак регулируется правом, ведущее  место в нем принадлежит морали. Многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей.

 

    Брак   –   это   исторически   обусловленная,   санкционированная   и регулируемая  обществом форма отношений между  полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям.

 

Иными словами брак –  это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля.    Своеобразным социальным ориентиром для совести вступающих в брак есть нравственные нормы, обобщенные в практике современной семьи:

 

- регистрация брака  соответствующими государственными  органами есть не только юридический  акт, но и форма принятия  моральных обязательств, вытекающих  из брака. Есть сотни тысяч семей, не зарегистрированных в органах ЗАГСа. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен подчиняться законам брака:

 

- морально оправданным  есть тот брак, который заключается  по взаимной любви;

 

- решение о вступлении  в брак должно принадлежать только вступающим в него;

 

- необходимо быть социально  и психологически подготовленным  к вступлению в брак.

 

    Нравственно  регулируется не только вступление  в брак, но и развод.

 

Если между супругами  исчезли взаимные уважение, дружба, любовь и семья не выполняет свои функции, то расторжение брака есть нравственным. Здесь развод лишь официально фиксирует то, что уже произошло – распад семьи.

 

    В семейных  отношениях в силу их сложности,  интимности и индивидуальности  возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.

 

    Требование  взаимной любви, равенства и  взаимопомощи супругов – основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.

 

    Особую важность  представляет моральная обязанность  по воспитанию детей. Выполнение  семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера     дружбы,    взаимоуважения,    взаимопомощи,    разумной требовательности к детям, уважение к труду.

 

    Благотворно  влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами.

 

 

1.2 Семья как посредник  между социумом и индивидом:  основные ориентации

 

    Общепризнано, что семья является своеобразным  посредником, медиатором между  индивидом и обществом. В точном  соответствии с идеологиями традиционных  обществ наука (в том числе и психологическая наука) акцентировала лишь один аспект посреднической функции семьи, - ее посредничество воздействий социума на индивида, обеспечение развития социума посредством адаптации (ролевой и культурной) индивида к социуму. Однако семья, как такой посредник, может решать (и всегда решала!) и другой класс задач: семья является также посредником между индивидом и социумом в процессе развития, самоактуализации индивида как такового. [3]

 

Специфика социо-центрированной семьи состоит в том, что она обладает очень четкой избирательностью при осуществлении всех своих функций: семья транслирует и формирует только те ценности, которые являются социально приемлемыми и социально одобряемыми в данном конкретном социуме, в данной конкретной социальной группе. Эта избирательность, селективность семьи означает также, что сам способ ее функционирования обеспечивает принятие в ее членах только таких качеств и проявлений, которые, которые отвечают стандарту социально приемлемого и одобряемого. Если сформулировать это положение на психологическом языке, то можно сказать, что социальная ориентированность семьи предполагает, что она изначально принимает только "персоны" (К.Юнг) своих членов, т.е. только социально приемлемые фрагменты опыта человека, являющегося в действительности гораздо более содержательной и многоаспектной психической тотальностью.

 

Иначе говоря, социальная ориентация семьи предполагает не только селективность, но и частичность, фрагментарность  в осуществлении ее посреднических функций в триаде "социум - семья - индивид".

 

Следует также отметить, что данная ориентация семьи предполагает также существование особой "латентной  концепции" психического развития, которое понимается исключительно  как социализация, обеспечиваемая механизмом усвоения (интериоризации) социальности, т.е. процессом своеобразной актуализации, воспроизводства социальности во внутреннем мире индивида. Основным регулятивом в данном процессе выступают "системы ценностей" социума.

 

Так можно охарактеризовать социальную ориентацию семьи в ее посреднических функциях, в ее роли посредника между социумом и индивидом.

 

Если же рассмотреть  семью как систему конкретных межличностных отношений и общений, то ее социальная ориентация обнаружит  себя в следующих основных коммуникативных  установках.

Информация о работе Семья как институт социализации