Семья как социальный институт и малая социальная группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Семья - малая социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном Семья пережила все испытания временем и пространством. Сегодня семья существует во всех частях света, а ее история насчитывает многие тысячелетия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Понятие семьи как социального института…………………………………………….4
2. Семья в демографии……………………………………………………………………...6
3. Типы семей………………………………………………………………………………..7
4. Социальные функции семьи…………………………………………………………….10
5. Семья как малая группа………………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………………………….........14

Файлы: 1 файл

социалогия.docx

— 43.85 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

 

 Введение…………………………………………………………………………………….3

1. Понятие семьи как социального института…………………………………………….4

2. Семья в демографии……………………………………………………………………...6

3. Типы семей………………………………………………………………………………..7

4. Социальные функции семьи…………………………………………………………….10

5. Семья как малая группа………………………………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………………………………….........14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Семья - самый распространенный вид социальной организации.

Семья - малая социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны  брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью  быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой  обусловлена потребностью общества в физическом и духовном Семья пережила все испытания временем и пространством. Сегодня семья существует во всех частях света, а ее история насчитывает многие тысячелетия. Значение семьи в жизни индивида и общества невозможно переоценить. Но каждое поколение постигает эту истину заново. . [8,стр.18]

Наука о семье развивается  в условиях многоликости семейных структур и разнообразия представлений людей  о семье и браке. Каждый житель нашей планеты считает себя компетентным в области брачно-семейных отношений. Люди весьма охотно ведут разговоры  о любви, браке, детях, родственниках  со стороны мужа и жены, делятся  друг с другом «рецептами» решения  семейных проблем.

При изучении внутренней структуры  семьи возникают значительные трудности, связанные с недостаточной теоретической  разработанностью данной проблематики. В целом можно сделать вывод, что все разнообразие типов и  видовых вариаций внутренней структуры  семей, существовавших на довольно протяженном  временном промежутке, трудно уложить  в рамки одной схемы. Это неоднократно отмечалось исследователями. [7,стр.63]

Все выделенные до сих пор  формы и типы семьи, так или  иначе, связаны с признаками-определителями ее структуры или с совокупностью  признаков, или с факторами, влияющими  на структуру». Вместе с тем авторы отмечают, что в литературе наблюдаются  расхождения в понимании форм и типов семьи, в выборе критериев  их определения. Очевидно, что множественность  признаков такого комплексного объекта, как семья, порождает потенциальную  множественность классификаций  по этим признакам. Число же признаков  классификации, как и целесообразность применения той или иной классификации, должно определяться конкретными задачами исследования.

Проблема типологии семей  сама по себе актуальна в силу того факта, что это проблема разных наук. Семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. [8,стр. 22]

 

 

 

  1. Понятие семьи как социального института.

В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального  института, и как малой группы. Согласно общепринятой трактовке, понятие «социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов.

Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей, к которым относятся: коммуникации в обществе, производство товаров и услуг и их распределение, воспроизводство членов общества и  их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества, социальная стабильность. Обычно выделяют пять основных социальных институтов, существующих в любом современном  обществе: семья, экономика, политика, образование и религия. Каждый из них специализируется на решении  принципиально важной для выживания  и нормального функционирования общества проблемы. [6,стр.22]

Социальные институты  образуют ядро нормативно-ценностной структуры общества. Они ограничивают или подавляют такие действия людей, которые не согласуются с  соответствующими стандартами поведения.

Выступая существенным элементом  структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и  их первичную социализацию. Никакое  другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание.

Семья образует первичную  окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление  о социальных связях и с момента  рождения включает его в них. Семья  в значительной мере приобщает ребенка  к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается  ребенком, прежде всего, благодаря его  общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье  дети учатся социально-одобряемому  поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и  взрослого с другими людьми. Способность  членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о себе самом. [3,стр.8]

Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической  атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота  и непосредственность физических, эмоциональных  и социально-психологических контактов  детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка  именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение  взрослых к ребенку позволяет  своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности.

Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время  регулирует их поведение в ответ  на требования социума. Институт семьи  – важнейший посредник во взаимосвязи  личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как  тоталитаризму, так и индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи.

Одновременно семья стремится  к поддержанию своей автономии, борется за свое существование в  социуме. Для этого она должна обладать средствами сопротивления  внешним угрозам, например, усилению контроля над семьей со стороны государства. Чрезмерное вмешательство внешних  сил в семейную систему нарушает баланс отношений семьи и общества. Институт семьи может оказаться  в подчиненном положении по сравнению  с другими социальными институтами. Поэтому возникает потребность  в просемейной политике.

Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может  быть понята только в связи с другими  семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч  других семей.

Противоречивые процессы в области брачно-семейных отношений  – рост числа разводов, неполных семей и повторных браков, снижение рождаемости и воспитательного  потенциала семьи и т. д. – вынуждают  специалистов рассуждать об институциональном  кризисе семьи. Это проявляется  в том, что изначально сплоченное единство семьи как социального  института, объединявшего в себе родительство, супружество, родство, начинает распадаться на отдельные, независимые от семьи части (например, родители могут не быть супругами, а отец не связан с детьми кровным родством и т. п.). Однако на протяжении многих веков институт семьи демонстрировал свою устойчивость и даже ригидность. По всей видимости, точнее будет говорить о смене типов семьи как малой группы внутри социального института семьи, о возникновении новых стилей семейных отношений, о существенных изменениях в ценностно-мотивационной регуляции брачного поведения. [4,стр.48]

 

  1. Семья в демографии

Российская демография из всего возможного многообразия семейных структур населения выделяет и изучает только те, которые прямо и непосредственно связаны с воспроизводством населения, чем она резко отличается от демографической науки западных стран.[9,стр.210]

В 1992 году в России впервые  после Великой Отечественной  войны смертность превысила рождаемость. С 1993 года сохраняется устойчивое сокращение численности населения, аналогичное  ситуации, когда государство находится  в состоянии войны. Одновременно с этим развиваются процессы прогрессирующего старения населения. Впервые число  россиян старше 60 лет превысило  количество несовершеннолетних до 15 лет  в 1999 году. И до сих пор превышает.

Ожидается, что после 2011 года пойдёт новая демографическая волна, когда начнут вступать в брак и обзаводиться детьми те мужчины и женщины, которые родились уже в 1990-е гг. то есть в то время, когда в России была зафиксирована самая низкая рождаемость за всю историю страны. В результате появится самое малочисленное поколение, которое вступает в репродуктивный возраст. Доля женщин в возрасте от 20 до 29 лет к началу 2025 года сократится почти в два раза. Если интенсивность рождаемости среди женщин этого возраста сохранится и далее, то на каждый процент сокращения численности их самих, сократится и число рождений в стране. По данным Всероссийской переписи населения 2002[11] года численность семей с тремя и более детьми не превышает 6 %. А для положительного воспроизводства населения нужно, чтобы в каждой семье в среднем воспитывалось по три ребёнка. Согласно «Кратким итогам пилотного обследования „Семья и рождаемость“» среднее желаемое число детей не превышает трёх. При этом заметно ниже ожидаемое число детей, то есть то количество детей, которых респонденты готовы иметь: оно даже не достигает двух.

Демографическая политика в  России, направленная на повышение  рождаемости, развивается по следующим  направлениям:

1. Улучшения материальных условий жизни с целью повышения репродуктивной активности населения ,предоставление семьям жилищных субсидий на льготных условиях с частичным их погашением при рождении детей; увеличение размеров пособий, компенсирующих единовременные затраты, связанные с рождением детей; увеличение периода по уходу за ребёнком, входящего в страховой стаж. [1,стр.118]

2. Пропаганда семейных ценностей и деторождения среди молодёжи, ещё не вступившей в репродуктивный возраст. Второе направление является приоритетным из предположения о том, что «изменение установки к росту потребности в детях может дать несоизмеримо больший результат, чем улучшение условий жизни».[12]

 

  1. Типы семей

Проблема типологизации семьи достаточно давно рассматривается в различных исследованиях. Например, данная проблема нашла свое место и в этносоциологических исследованиях. О.А. Ганцкая в работе «Семья: общие понятия, принципы типологизации» приводит несколько примеров классификации семьи по одному или совокупности признаков: по составу и характеру супружеских союзов (стабильность, исключительность и т.п.) семьи разделяются на классы парных, моногамных, полигамических; по числу брачных союзов -- на классы простых, сложных форм и т.д. При этом каждая классификация «может служить единичным (частным) и общим целям». Исследователь предложила несколько схем классификации по различным структурообразующим признакам: численности, числу поколений и брачных пар, детности, характеру родства, национальному составу [2,стр.112]..

Своеобразная типология  семей разработана М.В. Борисенко  при изучении крестьянской семьи  Западной Сибири дореформенного периода. Ученый выделил 11 основных типов, позволяющих  учитывать не только поколенный состав, но и нуклеарные ячейки в составе большесемейных крестьянских дворов [11,стр.28].

В 1982 г. Ю.В. Бромлей и М.С. Кашуба классифицировали формы семьи следующим образом, разделив их на два основных типа: 1) простая (малая, нуклеарная, индивидуальная и т.д.) семья, состоящая из одной брачной пары (или одного из родителей) с неженатыми детьми или без детей; 2) сложная семья (семья расширенного типа, большая семья), состоящая из двух или более простых семей. Сложные семьи, в свою очередь, подразделялись на многолинейные, в которых родственники, связанные боковым родством, представлены несколькими брачными парами, и однолинейные, которые состояли из представителей нескольких поколений, находившихся в прямом родстве, но в каждом поколении имели не более одной брачной пары [12,стр.78]

При рассмотрении семьи введен ряд дополнительных важных понятий:

1. Реальная семья -- конкретная семья как социальная группа, объект исследования.

2. Типичная семья -- наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи.

3. Идеальная семья -- нормативная модель семьи, которая принимается обществом, отражена в коллективных представлениях и культуре общества, в первую очередь -- религиозной.

4. Элементарная семья -- семья, состоящая из трех членов: муж, жена и ребенок.

С точки зрения демографии, семьи классифицируются по трем основным параметрам: числу детей, полноте  состава семьи, родственно-поколенной структуре.

1. размер семьи (число  ее членов);

Информация о работе Семья как социальный институт и малая социальная группа