Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:50, реферат
Цель данного реферата – разобраться в том, что представляет собой семья как социальный институт.
В связи с поставленной целью автор определил следующие задачи:
1. Ознакомиться с понятием «семья»
2. Рассмотреть функции семьи
3. Оценить значение и значимость семьи в жизни человека.
1. Введение
2. Понятие «семья»
3. Семья как институт первичной социализации ребенка
4. Социализирующие функции семьи
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАМИ)
Факультет автоматизации
Кафедра философии и психологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Социология»
на тему «Семья как социальный институт»
Выполнил студент группы 5-УИ-4
очного отделения
Слепцов Виктор Викторович
Проверил
Жданов Сергей Геннадьевич
______________________________
(зачтено / не зачтено)
Москва, 2012 г.
План
Введение
Цель данного реферата – разобраться в том, что представляет собой семья как социальный институт.
Проблемой данной темы является первичная социализация человека.
Как самая малая, первичная
социальная ячейка, семья представляет
своего рода «элементарную частицу»
общества. Будучи особой самостоятельной
частью, она в то же время тесно
связана с определенной социальной
средой и имеет от нее определенную
зависимость. Именно в семье находят
отражения все основные достижения,
трудности и противоречия общественной
жизни. В то же время семья влияет
на жизнь общества, ей принадлежит
решающая роль в процессе воспроизводства
самого человека, продолжения человеческого
рода, на нее ложатся большие
В связи с поставленной целью я определил следующие задачи:
1. Ознакомиться с понятием «семья»
2. Рассмотреть функции семьи
3. Оценить значение и значимость семьи в жизни человека.
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкции и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой. В целях достижения сплоченности общества Платон предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой “Истории” отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.
Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель, Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия “брак” и “семья”, различия между ними сводятся к формальному началу.
Конечно, между понятиями “брак” и “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.
Семья представляет
собой более сложную
систему отношений, чем
брак, поскольку она, как правило,
объединяет не только супругов,
но и их детей, а также
других родственников или
Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.
Главными задачами семьи
являются формирование первой социальной
потребности ребенка - потребности
в социальном контакте, базового доверия
к миру и привязанности в
Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. Например, после революции в Советском Союзе были созданы специализированные программы общественного воспитания детей, с тем чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. Однако этот эксперимент не получил широкого распространения. В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и института семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов. В современном Израиле дети в кибуцах (кооперативных фермах) воспитываются в общих коттеджах и находятся под присмотром специальных воспитателей, в то время как их матери выполняют различные работы в тех же кибуцах. Родители обычно проводят с детьми около двух часов в день и весь день в субботу. По мнению некоторых обозревателей, такое воспитание проходит успешно, хотя у него существует много противников. Правда, так воспитывается лишь незначительное число детей Израиля. Эти редкие исключения, пожалуй, только подчеркивают первостепенное значение семьи для социализации детей. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения.1
Семья - важнейший фактор социализации человека. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, девушек, взрослых, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.
Демографический параметр - структура семьи (большая, включающая других родственников или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало- и многодетная).
Социально-культурный параметр - образовательный уровень членов семьи, их участие в жизни общества.
Социально-экономический параметр - имущественные характеристики и занятость членов семьи на работе.
Технико-гигиенический параметр - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Социализация человека в семье осуществляется главным образом благодаря действию традиционного механизма, т.е. неосознаваемого некритического восприятия норм и ценностей, господствующих в семье, и самореализация в ней в тех пределах и формах, которые обусловлены ее культурным уровнем, социальным положением и психологической атмосферой.
Наиболее эффективно традиционный механизм социализации в семье действует по отношению к растущим детям. Американский писатель Т. Уайлдер писал «семейная жизнь подобна зале с превосходной акустикой. Подрастающие дети не только слышат слова, (и в большинстве случаев приучаются пропускать их мимо ушей), они различают мысли и намерения, скрывающиеся за этими словами. И главное, они узнают, что их родители действительно любят, а ч т о действительно презирают».2
Современные семьи различаются тем, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняется в них традиционный механизм социализации. Обобщая, можно заметить, что есть семьи, в которых родители стремятся не столько «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия.
Однако, есть много других семей, в которых дети и подростки не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяет их развитие. По некоторым данным до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% семей формируют правонарушителей. Часть таких семей обладает наследуемой дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенности, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII в. в Северной Америке от брака пьяницы-рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. К 30-м гг. XX в. Среди более чем 2 тыс. их потомков насчитывалось 55% бродяг, воров, проституток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа – эмпирический факт.
И, наконец, сегодня распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях – родственникам, чаще – на попечение государства. Все это – проявление дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве.
Семья – важнейший фактор социализации и для взрослых и стариков. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказываются атмосфера и отношения в семье, то, насколько она способна быть экологической нишей для своих членов. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.
В целом можно определить следующие функции семьи в процессе социализации, роль которых, будучи различной на отдельных стадиях социализации, остается существенной на протяжении всего жизненного пути человека.
Во-первых, семья обеспечивает (или нет) физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими агентами социализации и воспитательными организациями.
Так, когда мать отказывается забирать новорожденного, и он остается на попечении государства, ему нередко обеспечивают полноценное кормление и уход. Но несмотря на это, младенец постоянно находится в заторможенном состоянии. Он вял, плохо ест, плохо прибавляет в весе, не реагирует на внешние раздражители. Если спустя месяц мать взяла ребенка домой, картина резко меняется. Ребенок становится подвижным, реагирует на внимание матери, позднее – на игрушки. Но бывает, что спустя несколько месяцев матери надоедает возня с ребенком, и он вновь попадает в детское учреждение. И вновь у него появляются те же признаки заторможенности. После третьего возвращения в детское учреждение или после сплошного трехмесячного «лишения любви» матери ребенок, впав в состояние эмоциональной пассивности, обычно из него уже не выходит. В его психике, в его эмоциональной сфере происходят изменения, которые уже нельзя полностью устранить.
Это явление эмоциональной заторможенности у детей, отлученных от матери и помещенных в детское учреждение, еще в 20-е гг. XX в. отечественные психологи называли «госпитализмом» (позднее появился термин «депривация»). Причиной госпитализма становится резкий дефицит общения со взрослыми. В семье 75% бодрствования ребенок общается с людьми и активно играет, лишь 25% этого времени приходится на пассивное слежение за окружающими и на бездействие. В детских учреждениях это соотношение почти обратное.