Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:50, реферат
Цель данного реферата – разобраться в том, что представляет собой семья как социальный институт.
В связи с поставленной целью автор определил следующие задачи:
1. Ознакомиться с понятием «семья»
2. Рассмотреть функции семьи
3. Оценить значение и значимость семьи в жизни человека.
1. Введение
2. Понятие «семья»
3. Семья как институт первичной социализации ребенка
4. Социализирующие функции семьи
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Почему же младенцу для нормального развития необходимо общение со взрослыми, их ласки, слова, смысла которых он, казалось бы, не понимает? Эмоциональность поведения взрослого побуждает в младенце ответные реакции. В ответ на эмоционально окрашенные обращения к ребенку у него развиваются соответствующие отклики, происходит первоначальное превращение природных задатков в человеческие способности – к эмоциональному контакту.
Однако целая серия исследований привела ученых к выводу, что когда родительская любовь проявляется преувеличенным образом, результат бывает тоже отрицательным.
В детском и подростковом возрастах влияние семьи на эмоциональное развитие человека остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола человека и его полоролевую социализацию. Половая идентичность включает в себя: осознание индивидом своей половой принадлежности; выработку соответствующего ей самосознания и стиля поведения; формирование соответствующих психосексуальных установок (интерес к другому полу и пр.).
Ряд исследований показал, что в процессе полоролевой социализации в семье очень важную роль играет отец. Именно он, как правило, дифференцировано относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери).
На последующих возрастных этапах на полоролевую социализацию воздействует не только семья, но и другие факторы.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка.
На всех стадиях социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
Интеллект человека в среднем связан с социальным положением родителей, но все-таки не определен им жестко. Есть люди, которые не используют благоприятные условия развития, а есть такие, которые могут преодолеть неблагоприятные условия.
В-четвертых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах социальных и межэтнических отношениях, а так же определяющие его стиль жизни, направления и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
Отечественные исследователи выявили, что в нестабильном российском обществе 90-х гг. XX в. росла роль семьи в восприятии и интерпретации подростками происходящих социальных изменений.
В-пятых, семья играет большую роль в овладении человеком нормами и стилем исполнения им семейных ролей. В частности, исследования показывают, что выбор супруга/супруги и характер общения в семье обусловлены атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье.
Как показали исследования, индивидуальный стиль отцовства зависит от прошлого семейного опыта мужчины и передается из поколения в поколение.
Усвоение норм и ценностей
в семье в детстве идет, как
правило, на неосознанном уровне с помощью
импринтинга (запечатления). Общение
детей с миром взрослых идет и
тогда, когда они просто видят
жизнь взрослых, слышат их разговоры,
наблюдают их взаимоотношения. И
это оказывает, как правило, более
сильное воздействие на детское
восприятие мира, чем обращенные к
ним слова взрослых. Восприятие мира
всегда, а в детстве особенно,
идет не только на рациональном уровне,
но и на эмоциональном. Кроме того,
ребенок подражает родителям, ориентируется
(сознательно или
В-шестых, семье присуща
функция социально-
Однако очень велико количество
семей, в которых дети не чувствуют
себя защищенными. В этих семьях ненормальное
отношение между родителями, атмосфера
напряжения, отношения детей и
родителей обострены и
Влияние таких семей на детей достаточно пагубно. Антисоциальная атмосфера в семье – причина многих случаев преступлений подростков. Влияние плохой семейной атмосферы далеко выходит за рамки школьного возраста. Оно проявляется и у зрелых людей: около половины злоупотребляющих алкоголем имели в детстве пьянствующих родителей, что в четыре раза превышает этот показатель среди умеренно пьющих.
Функция социально-психологической поддержки в семье по отношению к ее взрослым членам тоже весьма важна. Это связано с тем, что, как заметил американский исследователь Ф.Масгрейв, в современном обществе, для которого характерны многообразные безличные контакты, личность чувствовала бы себя одинокой и неспособной удовлетворительно разрешать испытываемые ею трудности, если бы она была лишена прочной базы, от которой она могла бы отправляться и куда могла бы возвращаться. Семья и представляет собой тот источник удовлетворения любви и интереса, необходимый для поддержания личности среди многих кратких и временных контактов с внешним миром. Человек часто бывает не в состоянии справиться со своими психологическими трудностями, если ему не удается поделиться ими в семье.
Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают или мешают ему искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она способна стать средой самоизменения и ареной самореализации ее членов.
В любой семье человек
проходит стихийную социализацию, характер
и результат которой
Что же касается воспитания в семье как в относительно социально контролируемой социализации детей, подростков, юношей и девушек, то его в состоянии осуществлять относительно небольшой процент российских семей (по различным данным – разброс очень велик – от 20 до 60%).
Заключение
В данном реферате мы попытались разобраться в том, что такое семья как социальный институт. Для этого мы ознакомились с понятием «семья», рассмотрели функции семьи и попытались определить значение и значимость семьи в жизни человека.
Семья – один из основных
институтов, обеспечивающих взаимодействие
личности и общества, интеграцию и
определение приоритетности их интересов
и потребностей. Она дает человеку
представления о жизненных
В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом. Но главный вывод, с которым согласны социологи любого периода времени это то, что семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу.
Список использованной литературы
1. Антонов А.И. Социология семьи. – М., 2000
2. Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений//Основы социологии. Изд. 2. М., 1994.
3. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. - М., 2000
4. Семья в Российской Федерации. Статистический сборник. М., 1994.