Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – разобраться в том, что представляет собой семья как социальный институт.
В связи с поставленной целью автор определил следующие задачи:
1. Ознакомиться с понятием «семья»
2. Рассмотреть функции семьи
3. Оценить значение и значимость семьи в жизни человека.

Содержание работы

1. Введение
2. Понятие «семья»
3. Семья как институт первичной социализации ребенка
4. Социализирующие функции семьи
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 37.87 Кб (Скачать файл)

Почему же младенцу для  нормального развития необходимо общение  со взрослыми, их ласки, слова, смысла которых он, казалось бы, не понимает? Эмоциональность поведения взрослого побуждает в младенце ответные реакции. В ответ на эмоционально окрашенные обращения к ребенку у него развиваются соответствующие отклики, происходит первоначальное превращение природных задатков в человеческие способности – к эмоциональному контакту.

Однако целая серия  исследований привела ученых к выводу, что когда родительская любовь проявляется  преувеличенным образом, результат  бывает тоже отрицательным.

В детском и подростковом возрастах влияние семьи на эмоциональное  развитие человека остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем  роль этой функции уменьшается, а  в старческом возрасте вновь становится доминирующей.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола человека и его полоролевую социализацию. Половая идентичность включает в себя: осознание индивидом своей половой принадлежности; выработку соответствующего ей самосознания и стиля поведения; формирование соответствующих психосексуальных установок (интерес к другому полу и пр.).

Ряд исследований показал, что  в процессе полоролевой социализации в семье очень важную роль играет отец. Именно он, как правило, дифференцировано относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери).

На последующих возрастных этапах на полоролевую социализацию воздействует не только семья, но и другие факторы.

В-третьих, семья играет ведущую  роль в умственном развитии ребенка.

На всех стадиях социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

Интеллект человека в среднем  связан с социальным положением родителей, но все-таки не определен им жестко. Есть люди, которые не используют благоприятные  условия развития, а есть такие, которые  могут преодолеть неблагоприятные  условия.

В-четвертых, в семье формируются  фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах социальных и межэтнических  отношениях, а так же определяющие его стиль жизни, направления  и уровень притязаний, жизненные  устремления, планы и способы  их достижения.

Отечественные исследователи  выявили, что в нестабильном российском обществе 90-х гг. XX в. росла роль семьи  в восприятии и интерпретации  подростками происходящих социальных изменений.

В-пятых, семья играет большую  роль в овладении человеком нормами  и стилем исполнения им семейных ролей. В частности, исследования показывают, что выбор супруга/супруги и  характер общения в семье обусловлены  атмосферой и взаимоотношениями  в родительской семье.

Как показали исследования, индивидуальный стиль отцовства  зависит от прошлого семейного опыта  мужчины и передается из поколения  в поколение.

Усвоение норм и ценностей  в семье в детстве идет, как  правило, на неосознанном уровне с помощью  импринтинга (запечатления). Общение  детей с миром взрослых идет и  тогда, когда они просто видят  жизнь взрослых, слышат их разговоры, наблюдают их взаимоотношения. И  это оказывает, как правило, более  сильное воздействие на детское  восприятие мира, чем обращенные к  ним слова взрослых. Восприятие мира всегда, а в детстве особенно, идет не только на рациональном уровне, но и на эмоциональном. Кроме того, ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно или несознательно) на их пример, т.е. идентифицирует себя с ними.

В-шестых, семье присуща  функция социально-психологической  поддержки человека, от чего зависят  его самооценки, уровень его самоуважения, мера самоприятия, направление и эффективность самореализации.

Однако очень велико количество семей, в которых дети не чувствуют  себя защищенными. В этих семьях ненормальное отношение между родителями, атмосфера  напряжения, отношения детей и  родителей обострены и бестактны. В таких семьях неизбежен конфликт между родителями и взрослеющими детьми. У подростков, юношей, девушек  из таких семей могут сформироваться стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности  в общении со сверстниками, с окружающим миром.

Влияние таких семей на детей достаточно пагубно. Антисоциальная атмосфера в семье – причина  многих случаев преступлений подростков. Влияние плохой семейной атмосферы  далеко выходит за рамки школьного  возраста. Оно проявляется и у зрелых людей: около половины злоупотребляющих алкоголем имели в детстве пьянствующих родителей, что в четыре раза превышает этот показатель среди умеренно пьющих.

Функция социально-психологической  поддержки в семье по отношению  к ее взрослым членам тоже весьма важна. Это связано с тем, что, как  заметил американский исследователь  Ф.Масгрейв, в современном обществе, для которого характерны многообразные безличные контакты, личность чувствовала бы себя одинокой и неспособной удовлетворительно разрешать испытываемые ею трудности, если бы она была лишена прочной базы, от которой она могла бы отправляться и куда могла бы возвращаться. Семья и представляет собой тот источник удовлетворения любви и интереса, необходимый для поддержания личности среди многих кратких и временных контактов с внешним миром. Человек часто бывает не в состоянии справиться со своими психологическими трудностями, если ему не удается поделиться ими в семье.

Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что  ее одобрение, поддержка, безразличие  или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают или мешают ему искать выходы в  сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам  жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи  определяют и то, насколько она  способна стать средой самоизменения и ареной самореализации ее членов.

В любой семье человек  проходит стихийную социализацию, характер и результат которой определяются ее объективными характеристиками: составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными и прочими условиями, ценностными установками, стилем жизни  и взаимоотношений членов семьи.

Что же касается воспитания в семье как в относительно социально контролируемой социализации детей, подростков, юношей и девушек, то его в состоянии осуществлять относительно небольшой процент  российских семей (по различным данным – разброс очень велик –  от 20 до 60%).

 

Заключение

 

В данном реферате мы попытались разобраться в том, что такое  семья как социальный институт. Для этого мы ознакомились с понятием «семья», рассмотрели функции семьи и попытались определить значение и значимость семьи в жизни человека.

Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и  определение приоритетности их интересов  и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях  и ценностях, о том, что нужно  знать и как себя надо вести. В  семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений  во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые  регулируют поведение в различных  ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей  привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность  ребенка, он учится отвечать за свои поступки. Семья – это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.

В данное время тема семьи  до конца не изучена и полностью  изучена быть не может, так как  взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с  изменением главных целей, стоящих  перед обществом. Но главный вывод, с которым согласны социологи  любого периода времени это то, что семья является основным фундаментальным  институтом общества, придающим ему  стабильность и способность восполнять население в каждом следующем  поколении. Роль семьи не исчерпывается  только воспроизводством населения, семья  способствует развитию общества и его  прогрессу.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Антонов А.И. Социология семьи. – М., 2000

2. Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений//Основы социологии. Изд. 2. М., 1994.

3. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. - М., 2000

4. Семья в Российской Федерации. Статистический сборник. М., 1994.


Информация о работе Семья как социальный институт