Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.
Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..3
Семья как социальный институт……………………………………4
Характерные признаки семьи, ее структура и функции…………..7
Тенденции развития семейно-брачных отношений……………...16
Заключение…………………………………………….……..22
Список литературы…………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Семья как социальный институт.docx

— 43.28 Кб (Скачать файл)

Структура семьи – совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства; структуру власти и лидерства; структуру ролей; структуру коммуникаций.

Со структурой семьи тесно  связаны порядок и уклад ее жизни, ее обычаи и традиции, а также  ее взаимоотношения с другими  семьями и со всем обществом

Важнейшие функции семьи.

Семья всегда выполняет целый  ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.  

Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет  две задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В ее основе – удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный

10

союз. Противоположность полов, по мнению Э. Дюркгейма, – это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие другие. 

Функции женщины и функции  мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование  отличное от мужчины. Мужчина олицетворял  могущество, силу, интеллект. А женщина – женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщина суть только различные части одного и того же

конкретного целого, которое  они, соединяясь, восстанавливают. И  по мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный  союз, формировался долг супружеской  верности. 

Итак, физиологические и  сексуальные потребности мужчины  и женщины побуждают их объединяться для совместного осуществления  определенных целей: воспроизводства  человеческого рода, создания материальных условий существования – жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. 

Однако, общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти  биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические

11

особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как  социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности  для человека. 

В природе, в животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстинктивного) приспособления к жизненным условиям, результатом естественного отбора, физиологической и психологической  деятельности особей. Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям, но также  и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Человеческое общество санкционирует, делает выбор, отдает предпочтение тому или иному  устройству семьи, той или иной форме  семьи, определяет состав, внутреннюю организацию семейных групп. Семья  возникает из стремления удовлетворить  сугубо личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет их с общественными  интересами. В семье личные потребности  окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения  и, в конце концов, приобретают  характер социальных функций. В этом, прежде всего, состоит принципиальное отличие человеческой семьи от семьи  животных. В итоге естественно-биологические  потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного  инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости  ребенка от матери – все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи.  

Благодаря социально-биологической  функции семья как малая социальная группа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь «изнутри». Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не

12

имеет такого внутреннего  механизма самовоспроизводства. Благодаря  рождению детей семья воспроизводит  не только самое себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек, но и гражданин. 

Семья включает в себя всю  систему общественных отношений – брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. 

Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами. Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые закладываются в

13

его «Сверх-Я». 

Благодаря тому, что в  семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут  существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье  складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает  наибольшее воздействие на ребенка.  

Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что  оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители – дети. 

Следующая важнейшая функция семьи – экзистенциальная, функция социальной и эмоциональной защиты своих членов. Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека – маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность.  

Следующая важнейшая функция семьи – экономическая и хозяйственно- бытовая. Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, с индивидуальной – в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.  

Социально-статусная функция  связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает)

14

определенный социальный статус членам семьи. 

Рекреативная, восстановительная  функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил  человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное  влияние семьи на здоровье супругов. Супружество оказывает более  благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины  больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины. 

Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере  досуга, кроме того, удовлетворяет  определенные потребности индивида в проведении досуга. 

Сексуальная функция семьи  осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных  потребностей супругов. 

Фелицитологическая функция  представляет в этом перечне особый интерес. Безусловно, понятие гедонизма, основанного на любви в семье, свойственно не только современной  семье. Считать, что фелицитологическая функция не существовала и ранее, наивно. Но именно сейчас любовь и счастье  стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические  соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье  делает современные семейно-брачные  отношения специфичными по сравнению  с семьей и браком других исторических периодов.

Все функции семьи тесно  взаимосвязаны, но их соотношение и  удельный вес могут быть различными.

 

 

15

Тенденция развития семейно-брачных  отношений

Исследование проблем, связанных  с семьей, приобретает все большее  значение, как в теоретическом, так  и в практическом, жизненном плане. Известно, что нестабильность брака  и семьи, проявляющаяся в росте  числа разводов, характерна практически  для всех развитых стран мира. Это  объясняется влиянием урбанизации  и вызванной ею интенсивной миграцией  населения, эмансипацией женщин, научно-технической  революцией, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера.

В настоящее время институт семьи перевеивает трудные времена. Отпали многие факторы, стабилизирующие  семью извне: экономическая зависимость  женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение  разводов. В этих условиях определяющее значение для стабильности брака  приобретают внутренние факторы, присущие семье. Многочисленные социологические  исследования показывают: в основе развода в подавляющем большинстве  случаев лежит конфликт между  супругами, достигший такой степени, что разрешить его можно только путем расторжения брака.

Конфликт в семье.

Выделяются несколько  уровней супружеских взаимоотношений, на которых могут происходить  конфликты.

1. Психофизиологический  – дисгармония проявляется в нарушении сексуальной жизни. В целом явление это встречается довольно часто, однако как основную причину решения о разводе его отмечают лишь немногие.

2. Психологический – в семье создается нездоровый климат, проявляющийся в постоянных ссорах, взаимных придирках, раздражительности, которая зачастую вымещается на детях.

16

3. Социально-ролевой – симптомы нарушения стабильности этого уровня — неправильное, неравномерное распределение семейно-бытовой нагрузки, хаотичность семейного уклада.

4. Социокультурный (духовный) – конфликты приобретают форму непонимания супругами друг друга, неуважения, отсутствия интереса или неудовлетворенности общением с партнером, неприятия его жизненных ценностей, идеалов.

Причины, вызвавшие конфликт на том или ином уровне, могут  быть самыми разнообразными. Но по времени  возникновения их можно разделить  на две большие группы. Это причины, возникшие непосредственно во время  брака, во время совместной жизни  и общего ведения хозяйства, и  причины, которые объективно существовали до момента создания семьи.

Факторы риска.

Группу причин, объективно существовавших до момента создания семьи, называют факторами риска, так  как наличие их в период добрачного знакомства уже таит в себе опасность  будущего развода.

Факторы риска связаны  как с личностью человека, его  происхождением, воспитанием, так и  с условиями заключения брака. К  факторам риска относятся:

– большая разница в образовании и в возрасте между супругами (особенно если женщина намного старше);

– склонность к алкоголизму одного из супругов;

– легкомысленное отношение к браку, семье вообще;

– слишком ранний возраст вступления в брак;

– вероятность скорого рождения ребенка;

– слишком малый срок знакомства;

– резкое несогласие родителей на заключение брака;

17

– брак по принуждению, без взаимного согласия.

Эти факторы дают о себе знать буквально впервые годы совместной жизни и во многом обусловливают то обстоятельство, что более трети разводов приходится на семьи, имеющие стаж совместной жизни от одного до трех лет.

Результаты опросов показывают, что значительная часть молодых  людей (около 1/3) вступали в брак на основе мотивов, лежащих вне семейной сферы: желание уйти из родительского дома, совершить ответственный самостоятельный  шаг, отомстить кому-либо или просто за компанию с другом. Естественно, что такое поверхностное, несерьезное  отношение к браку, отсутствие соответствующей  мотивации приводят к тому, что  перед супругами не встают задачи самоопределения семьи, выяснения  супружеских ролей, внутрисемейного  статуса каждого из них, их общих  целей.

Каждый седьмой брак, заключенный  в первой половине 80-х годов, – это брак между супругами, возраст каждого из которых не превышает 20 лет. В данном случае проявляется чаще всего психологическая неготовность к браку. Молодые семьи, как правило, не отделены от родителей и материально целиком от них зависят. В подобной ситуации встают такие проблемы, как обеспечение самостоятельности молодой семьи, лидерства в ней (зачастую на эту роль претендует кто-либо из родителей супругов), а также проблема взаимоотношений между членами молодой семьи и живущими с ними родителями, которые могут сложиться неблагоприятно и осложнить неизбежные в этом случае супружеские конфликты.

Информация о работе Семья как социальный институт