Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

м Актуальность. Создание семьи, брачные отношения, рождение детей... развод двух некогда счастливых людей – на сегодняшний день это одни из наиболее важных и актуальных проблем современного общества. В этой работе мы попробуем разобраться, что же движет людьми, создающими семью, а затем своими же руками разрушающими её. Каковы причины разводов; а так же, каковы проблемы неполных семей, которых в последние десятилетия становится всё больше и больше. Давайте начнём сначала: с чего начинается семья.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................... .2
1. СЕМЬЯ – ОСНОВА ПОЛНОЦЕННОГО ОБЩЕСТВА..........................................4
1.1.Немного истории........................................................................................................4
1.2. Понятие социального института и его виды.........................................................6
1.3.Семья, как важнейший социальный институт........................................................8
1.4.Функции семьи и её типы.........................................................................................9
1.5.Распределение ролей в семье....................................................................................13
2. БРАК – ОСНОВА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ....................................................15
2.1.Понятие брака.............................................................................................................15
2.2.Формы брака...............................................................................................................17
2.3.Гражданский брак......................................................................................................19
2.4.Исторические воззрения на брак..............................................................................21
3. КРИЗИС СЕМЬИ.........................................................................................................24
3.1.Проблематика кризиса семьи сегодня.....................................................................24
3.2.Основные источники формирования неполной семьи.........................................29
3.3.Статистические исследования браков и разводов в РФ........................................31
3.4.Исследование социально- экономических проблем неполных семей.................35
3.5.Пути решения социально- экономических проблем.............................................37
4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА НЕПОЛНЫХ,
МНОГОДЕТНЫХ И МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ........................................40
4.1.Система социальной помощи..................................................................................40
4.2.Льготы........................................................................................................................42
4.3.Материнский капитал..............................................................................................45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................................49

Файлы: 1 файл

СЕМЬЯ.docx

— 105.00 Кб (Скачать файл)

     Брак -  это ещё  и совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие. Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака.

 

                                  2.2. Формы брака

     Способ, каким выбирается брачный партнер, подразделяет все формы брака на два типа - эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий, то есть это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Чужой группой может стать класс, раса, нация, возрастная категория. Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории:

Моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины). В моногамии выделяют:

  • Пожизненную моногамию;
  • Моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак);
  • Парную семью  (брачный союз более чем двух партнеров). Она хоть и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья - это неустойчивая, кратковременная форма брачного союза.

Полигамия. В полигамии выделяют:

  • Полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами);
  • Полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами);
  • Групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).

Классификацию форм брака можно  провести и по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету, брак по рекомендации посредников. Посредники - друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту.

     Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю: и женаты, и свободны одновременно. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку - общественному положению, возрасту, доходу и т. д.

     Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник одновременно с групповым браком и внутри него. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществлялся в виде эквивалентного дарообмена. Две группы обменивались «подарками», которым могла служить женщина. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались оказать вторые первым.

     В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись уже в форме неравного дарообмена. Мужчина преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, соответственно своему привилегированному положению, размерам богатства и политической власти. С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака - выкупном браке. Теперь устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. Поскольку речь шла о крупном состоянии, постольку возникла необходимость в заключении договора, где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа.

     Постепенно покупной брак превратился в часть родоплеменных мероприятий, и на мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака - калымный брак. Калым, выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее - родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Как пережиток - калым сохранился у некоторых народов Азии и Африки. Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности: умыкание (похищение) невесты, или умыкание жениха.  Такой брак возник в древности и сохранился у некоторых народов:  как общепринятая норма у народов Кавказа, либо как девиантное поведение у европейских народов.

 

                                    2.3. Гражданский брак

     Помимо официально зарегистрированных  супружеских отношений, в обществе  существует понятие так называемого гражданского брака. Иногда его называют фактическим, в просторечии именуют сожительством. Психологи имеют свой термин - промежуточная семья, подчеркивая, что в любой момент она может принять какую-то окончательную форму, развалится или будет закреплена документально (часто это делается «под давлением» беременности). Союз считают гражданским браком, если пара живет на одной территории и ведет общее хозяйство в течение месяца.  
Конечно же, в такой семье трудно строить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживая под одной крышей, остаются при этом «он» и «она», тогда как супружеское «мы» обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и жизни вообще.

     Фактические браки приобретают всевозрастающую популярность в западном мире - Швеции, Англии, Франции, Нидерландах, США, Канаде. Не осталась в стороне и Россия, где около 27% супругов живут в незарегистрированном браке. Что же лежит в основе такого партнерства двух «независимостей»? Оказывается, вовсе не соображения типа «мы еще молоды для брака, надо материально встать на ноги, а тогда уж...» По данным социологических исследований, в фактическом браке чаще живут те пары, которые уже достигли или, по крайней мере, уверенно подходят к приличному достатку. Скорее всего, решение «просто пожить вместе» рождается в силу желания оградить себя от ответственности, подстраховаться удобной подножкой, с которой можно при случае «соскочить».

      В наше время многие молодые  люди, прежде чем вступить в  официальные отношения, предпочитают  узнать поближе друг друга,  привыкнуть, притереться. Это в  основном студенты, курсанты, молодые  специалисты, вчерашние школьники, едва  достигшие совершеннолетия - все, у кого желание любить и быть любимым многократно превышает финансовую состоятельность. В гражданском браке юноши и девушки наверняка обретут бесценный опыт, научатся уважать пространство чужой жизни и ценить собственную судьбу. По правде сказать - свободные отношения гораздо выгоднее ранних браков, которые в большинстве своем через шесть-семь лет распадаются. Это положительная сторона, но есть и «обратная сторона медали».

      В нашей стране по поводу гражданских браков сломано немало копий. Традиционно общество их осуждало. При социализме человек, состоящий в гражданском браке, вряд ли мог рассчитывать на серьезную должность. Сейчас, безусловно, общество  стало гораздо терпимее к подобного рода отношениям.  Но дело в том, что гражданский брак - это проблема не столько психологическая, сколько юридическая. С точки зрения юридической, гражданский брак - бессмысленный риск. Это как добираться до рабочего кабинета на пятом этаже по водосточной трубе, потому что так интереснее.

Такая малость, как «штампик» в паспорте, защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. Если завтра ваш гражданский муж попадет под машину, вы не сможете оставить себе даже его фотографию: все совместно нажитое имущество отойдет официальным родственникам.

          Вывод напрашивается сам собой:  если вы любите человека, вы неизбежно захотите обеспечить ему материальную защищенность. Если же вы не хотите вступать в законный брак, то, очевидно, еще не уверены в избраннике на все сто.

   2.4. Исторические воззрения в социологии семьи и брака

     К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи. Аристотель, критикуя проекты «Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство.

     Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.  Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…»

    Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель. Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

Утверждение исторического взгляда  на брак и семью происходило двумя  путями:

  • При помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;
  • Путем изучения семьи в различных социальных условиях.

У истоков первого направления  стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен, автор работы «Материнское право», где он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов («гетеризма») к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина с несколькими мужчинами.

     Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую.

     В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

     С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных. Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже - в СССР и странах восточной Европы.

     В социологии семьи и брака сделано немало. Отмечается значительное продвижение в разработке теории, ее понятийно-категориального аппарата, практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики в сфере брачно-семейных отношений, имеются плодотворные подходы к исследованию семьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал.

 

       3. Кризис семьи и ее будущее


               3.1. Проблематика кризиса семьи сегодня

 

 

     На протяжении всей истории человечества семья оставалась устойчивым социальным институтом общества и являлась главной жизненной ценностью для многих поколений людей. Семья и сегодня играет позитивную роль в создании особого духовного микроклимата, столь необходимого для становления подрастающей личности, для развития общества в позитивном направлении. Однако сегодня безопасность семьи вызывает особую тревогу. Не секрет, что современная семья переживает глубокий кризис то есть переживает сложный этап эволюции, снижается ее социальный статус. Ежегодно сокращается воспроизводство семьи на 15–20%. Стабильно возрастает число разводов. Продолжительность семейной жизни сокращается: каждый третий брак распадается, не продлившись и пяти лет.

     Ключевая причина обнищания российских семей видится в социальных последствиях экономических реформ. Происходящие в экономике изменения привели к социально-демографическим последствиям, которые, по мнению Н.М. Римашевской, обусловлены следующими факторами:

  • Высокие темпы роста смертности, «сверхсмертность» мужчин, особенно от неестественных причин, имеющих непосредственно социальный характер ;
  • Рост безработицы: наличие 1,5 млн зарегистрированных безработных и 5–7 млн оказавшихся на положении скрытых безработных;
  • Двукратное падение реальной заработной платы, реальных доходов и социальных выплат в результате инфляции;
  • Чудовищное социально-экономическое расслоение общества, когда на одном полюсе находятся 35% бедняков, в том числе 10% нищих, а на другом – 10% выигравших от проводимых экономических преобразований, включая слой в 3–5% очень богатых людей. Происходит размывание основы среднего класса;
  • Безысходность решения жилищной проблемы для одной пятой части населения в условиях роста имущественного неравенства и вздувания цен на рынке жилья;
  • Резкое снижение физического и психического здоровья населения, особенно детей, интенсивный рост инфекционных заболеваний и инвалидизации общества; развал системы здравоохранения;
  • Падение качества образовательной системы;
  • Криминализация и люмпенизация значительной части общества, особенно молодежи;
  • Постоянный дефицит государственного бюджета и невозможность социальной защиты семей, находящихся в экстремальном положении.

Информация о работе Семья как социальный институт