Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

С точки зрения содержания, структуры и формы семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. Она является основой, как для удовлетворения половых потребностей, так и для реализации социальных и индивидуальных качеств личности. Но точно также в семье осуществляются и определенные виды экономической деятельности (производительно-потребительские или только потребительские).
Цель данной работы: определить социальную роль семьи в современном обществе.

Содержание работы

Введение 3
1. Семья как социальный институт 5
2. Характеристика социальной роли семьи в современном обществе 7
Заключение 12
Список используемой литературы 13

Файлы: 1 файл

Седова 1 - Социальная роль семьи в современном обществе.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

Социальная практика показывает, что  для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.

Классическим примером простого социального института является институт семьи. Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой  разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывается отпечаток на все его развитие.

До Второй мировой войны в  России преобладала патриархальная семья, которая характеризуется  преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных  членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей. Совсем недавно в последние десятилетия возникла супружеская семья, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной — партнёрский тип супружества. Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону её большей психологизации и интимизации. В 20-м веке произошёл переход от брака по расчёту или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает И. С. Кон — это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведёт к меньшей устойчивости браков. Как отмечает Кон, главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов — изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид.[1]

С точки зрения содержания, структуры  и формы семья есть исторически  изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. Она является основой, как для удовлетворения половых потребностей, так и для реализации социальных и индивидуальных качеств личности. Но точно также в семье осуществляются и определенные виды экономической деятельности (производительно-потребительские или только потребительские).

Цель данной работы: определить социальную роль семьи в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Кон,  И.С. Ребенок и общество —  М.: Академия, 2003. — 336 с. — ISBN 5-7695-1420-5.

1. Семья как  социальный институт

Главным отличием социологии семьи  является ее устремленность на выяснение  законов становления, функционирования и распада семьи как малой первичной группы. Как бы ни отличались своей уникальностью отдельные семьи в разные эпохи, при различиях в строе жизни и культуре, взятые как первичные группы они характеризуются одними и теми же свойствами своего возникновения и распада на всем протяжении их существования. Специальный интерес социологии семьи и состоит в изучении всего общего, что присуще семьям с начала до конца существования брака, нуклеарной семьи и семейной линии, прослеживаемой в ряде поколений.

В современной социологии семья понимается в двух значениях - как социальный институт и как малая социальная группа1.

Именно семья признается всеми  исследователями основным носителем  культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также  необходимым условием социализации личности. В семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей.

Институт семьи связан с обычаями, законами и правилами поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Законодательство - важнейшая часть семьи как института. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет минимальный возраст заключения брака, правила раздела имущества после развода и многое другое. Хотя закон не обязывает, чтобы супруги обязательно были разнополыми, но общественное мнение негативно относится к гомосексуальным союзам.

Институт семьи различается  в каждом обществе по своим задачам, устройству, социальной роли. Но для  всех обществ характерно нечто общее. Семья возникла потому, что у человеческих детенышей самое протяженное  детство. Зависимость ребенка от родителей длится до 15-18 лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полноценно только в семье, так как она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний, но также и присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе, генеалогию.

Универсальность семьи как института  раскрывается в социальных функциях семьи. К важнейшим функциям семьи  и брака относятся следующие:

1. Регулирование сексуальных отношений.  Брак и семья упорядочивают  сексуальные отношения, благодаря  тому, что законодательство или  обычаи предписывают, кто с кем  и при каких условиях должен  вступать в половые отношения. 

2. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья - это гарантированное средство пополнения населения.

3. Социализация. Новое поколение,  приходящее на смену старому,  способно научиться социальным  ролям только в процессе социализации. Семья - ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

4. Забота и защита. Семья обеспечивает  своим членам опеку, защиту, социальную  безопасность. Дети нуждаются не  только в крыше над головой,  пище и одежде, им необходима  эмоциональная поддержка отца  и матери в тот период жизни,  когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех, кто не может сам позаботиться о себе.

5. Социальное самоопределение.  Узаконивание рождения человека  означает его юридическое и  социальное определение. Благодаря  семье человек получает фамилию, имя, отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Семья также определяет и социальный статус человека.

Кроме них к числу важнейших  функций семьи относятся: организация  быта, организация личного потребления, первичная социализация и воспитание детей, психологическая и материальная поддержка пожилых, инвалидов, нетрудоспособных членов семьи.

2. Характеристика  социальной роли семьи в современном  обществе

 

Современная семья весьма существенно  отличается от семьи прошлых времён не только иной экономической функцией, но и - что для нас ещё важнее - коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь всё более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для всё большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет её. Тому есть свои причины. Назовём лишь некоторые из них.

Во-первых, большое количество семей  однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и  дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно  пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями - сёстрами), тётками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного  разделения "мужского" и "женского" труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведён к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной её руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов всё более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвёртых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более  высокий уровень образования, они  имеют возможность проводить  большую часть свободного времени  вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей

Какую бы сторону развития ребёнка  ми ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том  или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими  аспектами.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах её влияние остаётся ведущим, но перестаёт быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребёнка. В первые три года жизни это влияние  определяющее, ибо именно в семье  идёт необратимый процесс половой  типизации, благодаря которому ребёнок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую  роль в умственном развитии ребёнка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учёбе и во многом определяет её успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвёртых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идёт о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания ли которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребёнком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, в семье формируются  фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а  также определяющих его стиль  жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую  роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что  её одобрение, поддержка, безразличие  или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяет и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации её членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким  содержанием наполняется в них  социализация, каковы её результаты. Так, социализация в большой группе семей  имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25 % семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15 % - формируют правонарушителей.

Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенности, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации.

Информация о работе Семья как социальный институт